Статьи
188 прочтений · 2 дня назад
Илья Репин «Садко», 1876 год Эта картина изображает сказочный подводный мир с его замками, красавицами-русалками, диковинными растениями, рыбами и другими морскими обитателями. Главный герой здесь — мужчина, которого не прельщают диковинные девушки. Он смотрит вверх, на простую русскую крестьянку. Картину написал знаменитый Илья Репин по мотивам известной новгородской былины о гусляре и купце Садко. Согласно сказаниям, Садко из-за бури попал на дно морское, где морской царь заставил его выбирать себе невесту из 900 девиц. Помог герою сам Николай Чудотворец, посоветовав выбрать самую последнюю — «девицу Чернавушку». После свадебного пира Садко не творил блуда с молодой женой ; заснув, он проснулся уже на земле — на крутом берегу реки Чернавы близ Новгорода. В это самое время он увидел, что по Волхову подъезжают его корабли. В благодарность за спасение Садко построил церковь Миколе Можайскому, а «на сине море» никогда уже более не ездил. На картине Репина мы как раз видим момент выбора невесты, коих Садко видит великое множество. Женщины имеют диковинные наряды и экзотическую внешность, но гусляр смотрит на простую русскую красавицу с длинной косой. Картина «Садко» очень насыщенная, сказочная и исконно русская. Однако написал её Репин не просто так. Полотно стало ответом французским импрессионистам как знак протеста против такого творчества. С импрессионистами Илья Ефимович познакомился в Париже, куда он поехал в качестве пенсионера Академии художеств. Поначалу импрессионизм впечатлил художник, и он даже под влиянием работ Мане написал картину «Парижское кафе». Однако постепенно Репин разочаровался в этом направлении, поскольку импрессионисты не признавали понятия сюжета, а Илья Ефимович считал именно сюжет основой любого произведения. Кроме того, Репину не нравилась пресловутая техника мазками — ему был более близок традиционный стиль написания и реалистичные образы героев. Репин не исключал, что импрессионизм начнёт распространяться по всему миру, но всё же ему хотелось, чтобы в России сохранилось традиционное искусство. И как вызов он пишет «Садко», где заморские девушки символизируют разные страны, а главный герой выбирает родную Россию. Сам Репин так писал об этом: «Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства». Натурщиком для Садко стал Виктор Васнецов, которого Репин пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции. Для создания картины Репин тщательно изучал подводный мир, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии и даже совершил поездку в берлинский морской аквариум. В Париже «Садко» не был оценён по достоинству, однако в России картину восприняли восторженно. Она была куплена великим князем Александром, будущим императором Александром III. В том же году Илья Репин получил за неё звание академика.
454 прочтения · 4 дня назад
Николай Богданов «Запоздала», 1889 год На этой картине мы видим сцену из жизни украинского села. В центре сюжета — две женщины, по всей видимости, это мама и дочка. Дочка оперлась на плетень и плачет, мать с укором смотрит на неё. Какая же кошка пробежала между двумя самыми близкими людьми? Автор полотна — Николай Богданов. Он любил писать жанровые картины из жизни простых сельских жителей. Художник часто ездил по просторам Российской империи в поисках интересных сюжетов. Сюжет для картины «Запоздала» мастер нашёл в Малороссии. Богданов запечатлел встречу матери и дочери, которая произошла на рассвете. Мы может заметить на небе блеклый месяц, значит утро ещё очень ранее, но мать уже на ногах. Скорее всего, она идёт кормить скотину и делать другую работу по хозяйству. А вот дочка только пришла с прогулки. Вероятно, у неё была встреча с женихом, поэтому влюблённые не заметили, как быстро пролетело время. А дома ждут дела и пожилая мама. Девушке стало так стыдно за своё опоздание, что она даже расплакалась. Мама же не ругается на неё, а просто с укором смотрит, давая понять, что не стоит молодой девушке ночевать вне своего дома. Только вот лицо у мамы совсем не злое. Скорее всего, она быстро простит свою загулявшую дочку, и они, позавтракав, вместе примутся за повседневную крестьянскую работу.
428 прочтений · 6 дней назад
Николай Богданов-Бельский «Новые хозяева», 1914 год Картина «Новые хозяева» была написана Богдановым-Бельским в селе Островно, где жил и работал его друг. На холсте как раз и изображается зал дома в поместье, расположенного в этом селе. Можно заметить хорошо прописанный интерьер с большими окнами, колоннами и портретами по стенах. Обстановка подсказывает высокое происхождение хозяев дома, и создает домашнюю атмосферу. Почему же картина называется «Новые хозяева»? Очевидно, что дом был продан, причём купили его люди более низшего сословия., а именно разбогатевшие крестьяне. Скорее всего это связано с тяжелой ситуацией в стране, ведь в те времена владельцы богатых поместий в большинстве своем разорялись и были вынуждены продавать дома. Когда началась Первая Мировая Война, то дворян в деревнях оставалось совсем мало. Им приходилось продавать свои имения за бесценок и уезжать в город. Вот такой момент истории и нашел свое отражение в картине Богданова-Бельского. Перед нами за чаепитием сидит семья. Это новые хозяева, только что купившие усадьбу помещиков Ушаковых из села Островно. О том, что событие произошло совсем недавно, говорит некоторый беспорядок в вещах в правом углу картины, а также, портрет в красивой позолоченной раме. Портрет, видимо, бывшего владельца, даже не успели снять со стены. И, возможно, новоиспеченные владельцы еще и сами до конца не верят своему новому положению. Видно, что эти люди немного робеют, сидя в большом хозяйском доме, где раньше, возможно, работали конюхами или кухарками. Подтверждением этому могут быть и несколько скованные позы всех действующих лиц. Чтобы привыкнуть к такому уровню жизни, им понадобится время.
415 прочтений · 1 неделю назад
Николай Сергеев «Сбор слив в старом саду», 1904 год На этой картине мы видим пожилую женщину, которая несёт большую корзину, полную слив. Вторую такую же полную корзину мы видим на переднем плане. Вокруг растут сливовые деревья, на которых ещё много несобранных плодов. Женщине явно предстоит ещё большая работа по сбору урожая. На заднем плане мы видим украинскую традиционную хату с соломенной крышей, маленькими окошками и побелёнными стенами. Вдоль хаты тянется плетёный тын — такие раньше служили заборами в украинских сёлах. Художнику хорошо удалось передать атмосферу старинного украинского села. От старого сада веет спокойствием и умиротворением. Местами пожухлая трава и упавшие жёлтые листья говорят о скором приближении осени. Художник Николай Сергеев родился в Харькове, поэтому он любил писать картины на украинскую тематику. Виды родной для него чарующей Украины он всегда писал с особым удовольствием. Его украинские картины завораживают, от них трудно оторвать взгляд. Художник по-особому относился к написанию природы. «Пейзажист должен упражняться двояко, — во-первых, писать этюды с натуры, чтобы изучить в совершенстве анатомию природы; во-вторых, должен вдумчиво наблюдать её и фиксировать в своем воображении то или другое настроение, тот или другой момент. Только при наличности второго условия художник может назваться большим, всеобъемлющим пейзажистом», — писал Сергеев. Чтобы с точность передать особенности природы, художник мог подолгу стоять под проливным дождём, ранней весною проникал в топкую и сырую глубь лесных чащ, мёрз на рассвете осенью… И природа открывалась живописцу во всей красе. Работы художника ещё при его жизни пользовались большим успехом, его картины украшали коллекцию Русского Императорского дома и коллекции многих российских ценителей искусства. Сегодня картина «Сбор слив в старом саду» хранится в Сумском художественном музее им. Никанора Онацкого.
369 прочтений · 1 неделю назад
Джон Мартин «Разрушение Помпей и Геркуланума», 1822 год Эта монументальная картина была написана художником Джоном Мартином в 1822 году. Она изображает бедствие, которое, как известно, обрушилось на города Помпеи и Геркуланум 24 августа 79 года. В тот день произошло масштабное извержение Везувия, оставившее огромный трагический след в мировой истории. На картине Везувий показан на ранних стадиях извержения, свечение лавы окрашивает весь пейзаж в ярко-красный цвет, в то время как небо содрогается вздымающимися облаками пепла и разрывается молниями. У подножья вулкана видны некоторые здания, обнаруженные в Помпеях при раскопках, в том числе Храм Юпитера и амфитеатр. На переднем плане просматриваются крохотные фигурки бегущих горожан, в том числе умирающего Плиния Старшего. Во время написания картины художник для большей достоверности опирался на недавно опубликованную Помпейану (1819) Уильяма Гелла и Джона Питера Ганди , а также на эпическую поэму Эдвина Атерстона 1821 года «Последние дни Геркуланума», опубликованную вместе с письмами Плиния Младшего к Тациту. Картина «Разрушение Помпеи и Геркуланума» была сильно повреждена в 1928 году после нескольких дней проливного дождя в Лондоне. В тот период Темза вышла из берегов и затопила складские помещения галереи Тейт, где и хранилась картина. Работа Мартина была испорчена настолько, что не подлежала ремонту, из-за чего её предали забвению на более чем на 80 лет. В 2010 году галерея Тейт решила, что с развитием технологий, она может попытаться полностью реставрировать картину, что было сделано в 2011 году.
399 прочтений · 1 неделю назад
Виктор Васнецов «С квартиры на квартиру»,1876 год Картина «С квартиры на квартиру» является одним из известнейших жанровых полотен Васнецова. Оно честно изображает язвы общества и полностью отвечает идеям передвижничества, в которое входил художник. Мы видим немолодую пару, которая переезжает с квартиры на квартиру. Мужчина и женщина бредут по берегу Невы, неся с собой скромные пожитки. На улице мороз, чувствуется промозглый ветер со стороны реки. Видно, что старикам тяжело и холодно. Семейная пара одета не в лохмотья, значит они не нищие. Но и не богачи, скорее всего они находятся где-то между бедностью и средним классом. Возможно, мужчина был мелким чиновником и теперь получает мизерную пенсию, которой не хватает на оплату хорошей квартиры. Поэтому пара часто скитается, выискивая более дешёвое жильё. Мужчина виновато смотрит на жену. Заметно, что он очень огорчён происходящим, ему жаль свою немолодую уставшую супругу. Женщина, в свою очередь, просто смотрит в пустоту. В её взгляде не чувствуется упрёка или уныния. Вероятно, она просто привыкла к таким ситуация и смирилась со своей судьбой. Фоном выступают силуэты Петропавловской крепости, уже замерзшая Нева, остов старой лодки. Васнецов подсказывает зрителю маршрут перемещения героев: судя по положению Петропавловского собора, старики переезжают с Васильевского острова на более дешевую Петроградскую сторону. Беспросветное небо, грязный снег, проталины на Неве, низко летающие чайки — весь этот пейзаж подчеркивает печальность сюжета.
423 прочтения · 2 недели назад
Архип Куинджи «После дождя», 1879 год На картине «После дождя» изображён большой зелёный луг, над которым буквально нависает чёрное дождливое небо. Только вот атмосфера на картине совсем не тяжёлая, а свежая и обновлённая. Зритель так и чувствует аромат озона, которым пропитана вся окружающая природа. На заднем плане расположились дома степного хутора, освещённые проглянувшим после недавней грозы ярким солнцем. Ярким зелёным цветом показана освещённая лучами трава. Вода смыла с травы все признаки долгого зноя и засухи. Жадно впитав в себя влагу, поля взорвались ярким цветом под лучами вечернего солнца. Тёмные и зловещие облака еще полны грозой, но стихия уже отступает, чтобы оживить другие места. Маленький хутор на высоком холме смотрится очень уместно и гармонично. Контрасты работы создают атмосферу наступившей после дождя лёгкости и свежести. В посёлке не видно людей, так как они пережидают грозу, которая уже отходит, освобождая место солнцу. В левой части картины, возле речки, пасётся лошадь, которая мирно щиплет травку. Это придаёт особенную поэтичность разыгравшемуся буйству природы. Искусствовед Владимир Петров так писал в своей статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи: « ... особенно остро ощущается динамизм, наэлектризованность жизни южной природы в картине «После дождя». В ней Куинджи запечатлел момент, когда после только что пронесшейся над степным хутором грозы небо еще затянуто бегущими к горизонту черно-лиловыми тучами, но сквозь них уже пробились солнечные лучи, осветившие омытую ливнем траву и мокрые крыши зданий, и в свежем воздухе живёт предчувствие радуги. Темпераментная живопись неба, передающая мощь грозовой стихии, сочетается в картине с поэтической проникновенностью деталей — прежде всего изображения мирно пасущейся у реки каурой лошадки. »
587 прочтений · 3 недели назад
Константин Савицкий «С нечистым знается», 1879 год На этой картине мы видим пожилую женщину, которая сидит на стуле, уставившись к одну точку. Под потолком её избы сушатся разные травы, на полу разбросаны тряпки, а на спинке стула сидит сорока. Давайте попробуем разобраться кто эта женщины, и почему она так странно выглядит. Картину написал художник Константин Савицкий, который входил в товарищество передвижников. Название «С нечистым знается» говорит о том, что на полотне изображена ведунья или ведьма, которая имела некоторые мистические способности, знала различные заклинания и разбиралась в свойствах трав и растений. К ведуньям раньше обращались со всякими просьбами, в частности, об излечении болезней. Но название картины несёт не вполне добрый посыл — вероятно, эта старушка могла использовать чёрную магию для совершения различных дел, что очень не приветствовалось в обществе того времени. Обычно такие люди жили на краю села или вовсе в лесу. Они мало общались с местными жителями, были отшельниками. Деревенские побаивались ведьм и колдунов, но иногда обращались к ним за помощью. Чаще всего эта помощь была нужна в восстановлении здоровья, но приходили и с другими просьбами, например, приворотами или порчами. Впрочем, в старину такие вещи делались не часто, поскольку люди были верующими и считали ворожбу грехом. Очень интересный элемент на картине Савицкого — сорока. На Руси считалось, что сороки приносят несчастья. Где бы не появлялась эта птица, там непременно случалась беда. Более того, согласно поверьям, ведьмы представали перед людьми чаще всего в образе сорок. Про сорок ходило много нехороших легенд. Например, люди верили, что сорока-ведьма могла залететь в чужую избу и что-то украсть из неё. Также считалось, что они выдаивали коров и даже воровали ещё не родившихся детей из чрева матери. Причём сама беременная женщина не могла даже пошевелиться. Поэтому сорока появилась на картине Савицкого не случайно. Она олицетворяет собой нечистую силу, присутствующую в этом доме. На шее ведьмы можно разглядеть несколько бус и монисто. Бусы ведьмы делали сами из подручных материалов и нанизывали их на ниточку, после чего заговаривали или заклинали своим ведьминским именем. Такие украшения могли передаваться из поколения в поколение. Савицкий написал картину в реалистичной манере. Его ведьма — не сказочная баба Яга, а обычная женщина, которая могла жить в любой деревне. Полотно хоть и имеет мистический подтекст, но в то же время отличается множеством бытовых деталей того времени, которые хочется долго рассматривать. В настоящее время картина «С нечистым знается» является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.
497 прочтений · 3 недели назад
Михаил Нестеров «За приворотным зельем», 1888 год Художник Михаил Нестеров рано потерял жену, что сильно отразилось на его творчестве. Через многие свои произведения он пронёс образ девушки с тонкой душой, полной внутренней красоты и страдания. На картине «За приворотным зельем» мы видим именно такой женский типаж. Полотно будто переносит нас в сказку. Мы видим тихую лесную поляну, окружённую непроходимым густым лесом. Здесь находится одинокий деревянный домик с небольшим цветником и заваленным деревом вместо лавочки. Из распахнутой низкой дверцы выглядывает седой, сгорбившийся дед с длинной густой бородой. На нём остроконечная шапка, в которой раньше было принято изображать колдунов. Хорошо протоптанная к избе дорожка говорит о том, что старик часто принимает посетителей, и сидящая рядом девушка далеко не единственная его гостья. Грустная и одинокая красавица, ожидающая старика, явно имеет к нему какое-то дело. Весь образ девушки говорит о том, что её терзают душевные муки. Она отворачивает взгляд от колдуна, поскольку ей, вероятно, стыдно излагать свою просьбу. Как мы понимаем из названия картины, девушка пришла за приворотным зельем, поскольку страдает от неразделённой любви. Автор не рассказывает нам всю историю до конца, поэтому мы не знаем — удалось ли женщине получить желаемое. Известно, что написание этого сюжета заняло много сил и времени художника. Картина рождалась в муках и сильно менялась в ходе работы. Набросками был исписан целый альбом, включая внутреннюю крышку переплёта. Любопытно, что в первом варианте произведения девушка пришла за зельем не к колдуну, а к немецкому лекарю, но эта версия не вызвала у Нестерова чувства удовлетворения. После чего был сделан придумал известный облик картины Полотно вначале побывало в частных коллекциях, но в 1890 году было передано в дар Радищевскому музею.
575 прочтений · 4 недели назад
Сергей Васильевич Нечитайло «Лето в деревне», 1985 год На этой картине художник изобразил русоволосую девочку, сидящую на подоконнике деревенского дома. Из окна открывается прекрасный вид на сочный зелёный луг, полноводную прозрачную реку и густой завораживающий лес. Судя по названию картины, маленькая героиня приехала на лето из города. Скорее всего, она уже успела освоиться и найти друзей. Всё для неё здесь стало родным и знакомым. Подоконник деревенского дома стал любимым наблюдательным пунктом девочки. Прекрасный вид раскрывается её взору, позволяя рассмотреть всё до мельчайшей детали. Яркая одежда девочки выделяется на фоне умиротворенного деревенского пейзажа и контрастирует с белой оконной занавеской, переброшенной на верёвочку. При этом каждая деталь полотна подчеркивает гармонию человека и природы. Героиня сидит спиной к зрителю, поэтому мы не видим выражения её восторженных глаз, но отчетливо чувствуем волнение её души. Многие из тех, кто отдыхал в деревне летом, могут узнать в этой девочке себя. Из воспоминаний дочери художника Василисы Нечитайло: «На картине изображена девочка, дочь художника. Она приехала из Москвы в деревню с родителями. Семью художника поселили в пустующем доме старинной деревенской школы. Школа стоит поодаль от остальных деревенских домов. В доме большие классы и деревянные парты с поднимающимися крышками. Девочка никогда не видела таких. В каждом классе стенка голландской печи с белыми гладкими изразцами. Широкие доски пола блестят словно отполированные. Но они живут не в классе, в классе папа пишет картины. Семье сдали комнату учителя с круглым столом и красивым буфетом. Её мама- художник сама шьёт своей дочке платья и сарафаны, и её любимый фасон - юбка солнце. Девочке нравится кружиться в этом сарафане. Каждое утро мама заплетает дочке косу, две маленькие в одну большую. Девочке это не нравится, скучно. Зато отец, берёт её с собой на рыбалку. Удочка цепляется за низкие ветви ивы, леска путается. После рыбалки руки пахнут червяками. У дома высокое крыльцо, да и стоит он на пригорке. Так просто с окна не спрыгнешь, страшно. Но сидеть и смотреть на речку можно, родители разрешают. И даже решили написать картину. Это было последнее лето перед школой. В сентябре я пошла в первый класс».
564 прочтения · 1 месяц назад
Алексей Корзухин «Девичник», 1889 год На этой картине Алексей Корзухин изобразил предсвадебный ритуал — девичник, который проводился в полном соответствии с народными традициями. В центре сюжета находится сама виновница торжества в окружении свахи и её помощниц. Невеста только что вышла из бани и стоит посреди двора, одетая в нательную рубаху и полушубок. На свахе надет богатый наряд и праздничный головной убор — бабья кика. В руках она держит медный таз и ухват – чтоб сытны и хлебосольны были застолья в доме у будущей хозяйки. Ритуальные предметы держит и каждая из свахиных помощниц. Одна из них старательно машет метёлкой перед невестой, расчищая семейную дорогу от всяческих преград. Другая в стороне несёт ведро с коромыслом – чтобы крепко держались супруги друг за друга и никакая вода меж ними не вставала. Две оставшиеся девушки, танцуя и гремя домашней утварью, отпугивают от невесты злых духов. Художник очень красочно и ярко изобразил девичник, помогая нам получше прочувствовать дух и обычаи позапрошлого века. При этом мастер постарался изобразить всё по-простому, по деревенскому. И невеста хороша, и само полотно динамично.
Видео