Статьи
165 прочтений · 13 часов назад
Генрих Семирадский «Ночь накануне Ивана Купалы», 1880-е гг. На этой картине мы видим группу молодых людей, которые собрались вокруг костра летней ночью. Они явно увлечены каким-то интересным занятием и совсем не думают о том, что давно пора спать. Между тем полная луна опускается всё ниже и ниже, невольно приближая рассвет. Картина называется «Ночь накануне Ивана Купалы», из чего можно понять, что молодые люди совершают различные купальские обряды. Приглядевшись, мы видим, что девушка в зелёной юбке собирается прыгать через костёр. Костры играли особенную роль в эту мистическую ночь. Их жгли до утра, причём огонь должен был быть «живым», то есть добытым трением. Вокруг костров плясали, пели, водили хороводы. Но самым главным обрядом считались прыжки через купальский костёр. Прыгать нужно было как можно выше, чтобы быть счастливее и удачливее. Если какая-то девушка отказывалась прыгать через огонь, её называли ведьмой и хлестали крапивой. Согласно поверьям, костёр нёс в себе очищение, поэтому, прыгнув через него, можно избавить себя от злых духов и прочей нечисти. Молодые люди часто прыгали парами, и если руки парня и девушки не разъединялись, то это можно было считать признаком их скорого брака. На картине Семирадского мы видим как раз момент прыжка через костёр одной из девушек. Однако этим игрища в купальскую ночь не заканчивались. Дальше незамужние женщины шли к реке, чтобы опустить в неё свои венки и следить, какой уплыл, а какой утонул. Если венок быстро и далеко отплывал от берега, то его хозяйке это сулило долгую жизнь и счастливое замужество. Если венок вообще не отплыл — значит жених совсем близко, а если утонул, то девушке не суждено в ближайшее время выйти замуж. Наиболее мистическим поверьем считалось, что в день Ивана Купала цветёт папоротник, который может указать человеку на клад. Так описывал это явление Николай Гоголь в своём произведении «Вечер накануне Ивана Купала»: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. "Теперь пора!" — подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло». Купальская ночь окутана множеством мистических загадок и непостижимых тайн, которые с древних времён не дают человеку покоя. Именно поэтому праздник Ивана Купала нашёл такое широкое отражение в творчестве художников, писателей и поэтов. В настоящее время картина Семирадского «Ночь накануне Ивана Купалы» находится в Национальной галерее искусств им. Бориса Возницкого во Львове.
524 прочтения · 2 недели назад
Борис Кустодиев «Троицын день», 1920 год На этой залитой солнечным светом картине мы видим купеческое семейство, которое вышло прогуляться по городу на Троицын день. Купчиха выбрала для променада светло-голубое атласное платье и цветастую шаль. Дочку свою она одела в похожее, но более светлое платье, подвязанное ярко-алой лентой. За женщинами идут мужчины — купец с густой рыжей бородой и модный городской франт, который, скорее всего, является женихом молодой купчихи. Кругом идёт бойкая торговля. Продавцы наперебой предлагают гуляющим приобрести цветы, выпечку, сладости и многое другое. Картина Кустодиева полна радости, тепла, света и достатка. Она такая яркая и сочная, что зрителю невольно хочется попасть туда и присоединиться к прогулке. Кустодиев использовал насыщенные краски и позитивные оттенки, чтобы передать ощущение тёплого, мягкого и гармоничного летнего дня. Однако в жизни самого художника всё было далеко не так празднично. Шёл 1920 год — страшные, голодные и разрушительные для России дни. Это был тяжёлый послереволюционный период, когда художник жил очень бедно, сильно нуждался, да ещё и к тому же был тяжело болен. С 1909 года у мастера начались проявления опухоли спинного мозга. Вскоре он оказался прикованным к постели и мог сидеть лишь по несколько часов в день в инвалидном кресле. Всё это время художник продолжал писать картины, хотя работа приносила ему сильные муки. Но именно с этого периода жизни Кустодиева стали появляться наиболее яркие и позитивные его произведения. Живописец изображал на своих полотнах ярмарки, масленицы, чаепития, праздничные гуляния и дородных пышнотелых купчих, хотя за его окном в это время была смута, война, разруха, голод, холод, грязь и невыносимая нужда. «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-нибудь видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве… » — писал Фёдор Шаляпин. Коллеги восторгались мужеством, упорством и позитивным настроем этого художника, всегда давая его произведениям высокую оценку. В картинах Кустодиева особенно раскрывается широкая русская душа. Силён дух народа, его радость и тяга к жизни, к жизни через край, к жизни взахлёб, к жизни на всю полную мощь. К сожалению, Борис Кустодиев прожил короткую жизнь, однако он оставил после себя глубокое культурное наследие, которое может показать нам настоящую самобытную патриархальную Русь с её купчихами, ярмарками и чаепитиями.
623 прочтения · 3 недели назад
Норман Роквелл «Лев и смотритель зоопарка», 1954 год Норман Роквелл — это знаменитый американский иллюстратор, каждая картина которого может рассказать целую историю. Не стала исключением и его работа под названием «Лев и смотритель зоопарка», которая показывает нам взаимодействие человека и дикого животного. Художник изобразил на картине льва, сидящего в клетке зоопарка, который вынужден наблюдать, как смотритель ест свой обед. Его сэндвич содержит так много мяса, что не может ни привлекать внимание пушистого героя. Мужчина, в свою очередь, не подозревает о желании льва отведать его обед. Он с интересом читает газету, ест и пьёт кофе. Изначально Роквелл хотел, чтобы лев на картине откусил кусочек сэндвича, однако настоящий лев, который позировал художнику, был на тот момент сыт и не польстился на обед смотрителя. Роквелл даже пытался разозлить зверя, рыча на него, но тот оставался спокойным. В тот день художник ушёл с болью в горле, но так и не мог повлиять на поведение льва. Картина «Лев и смотритель зоопарка» впервые появилась в качестве иллюстрации на обложке американского еженедельного издания Saturday Evening Post 9 января 1954 года. Позже она также появлялась в других журналах, а так же в нескольких книгах. Оригинальная картина маслом на холсте размером 28 х 26 см в настоящее время находится в частной коллекции.
845 прочтений · 1 месяц назад
Фредерик Лейтон «Пылающий июнь», 1895 год Эта картина считается одним из лучших произведений живописца Фредерика Лейтона. На ней мастер изобразил спящую рыжеволосую женщину, одетую в полупрозрачное оранжевое платье. Юная красавица устроилась на мраморной скамье, стоящей под золотистым навесом, и погрузилась в мир сладких грёз, уносящий в царство Морфея. Искусствоведы считают, что позу спящей женщины Лейтон придумал, вдохновившись образами спящих нимф и наяд с греческих скульптур. Рыжеволосая героиня в совокупности с названием картины олицетворяет собой пышущий жарой июнь, который заставляет жителей южных стран расслабляться и отдыхать даже днём, погружаясь в неторопливую расслабленную сиесту. Интересной деталью картины является олеандр — ядовитое растение с красивыми яркими цветами. Возможно, эта деталь картины символизирует тонкую невидимую грань между сном и смертью. Изначально картина «Пылающий июнь» была выкуплена неким графическим журналом, который напечатал у себя её репродукцию. Потом полотно одолжили музею Эшмола в Оксфорде, из которого оно пропало. О картине ничего не было известно более 30-ти лет, пока однажды её не обнаружили за панелью над старой дымовой трубой в одном из домов Южного Лондона в 1962 году. Несколько лет спустя полотно купил Луис А. Ферре, будущий губернатор Пуэрто-Рико, который тогда начал приобретать произведения для Музея искусств Понсе. По сей день «Пылающий июнь» остаётся гордостью и центром его коллекции.
667 прочтений · 1 месяц назад
Норман Роквелл «Строительная бригада», 1954 год Норман Роквелл — это знаменитый американский иллюстратор, каждая картина которого может рассказать целую историю. Не стала исключением и его работа под названием «Строительная бригада», которая показывает нам, как взрослые легко разрушают планы детей. Мальчишки собрались поиграть в бейсбол на своей любимой площадке, как вдруг сюда приехал бульдозер с рабочими, чтобы копать котлован для новой стройки. Юные герои просто шокированы подобной новостью: «Ну и дела, мистер, это наша бейсбольная площадка!» Бригадир с молотком и чертежами выглядит ошеломленным. Он явно не ожидал, что при выполнении этой работы возникнут подобные препятствия. С одной стороны — он сочувствует ребятам, а с другой — ему нужно выполнять свою работу, за которую уже заплачены деньги. Вряд ли дети выиграют дело. Скорее всего, у этого участка есть собственник, который и распоряжается землёй. Придётся мальчишкам искать себе другую поляну для развлечений. Картина «Строительная бригада» впервые появилась в качестве иллюстрации на обложке американского еженедельного издания Saturday Evening Post 21 августа 1954 года. Позже она также появлялась в других журналах, а так же в нескольких книгах. Оригинальная картина маслом на холсте размером 81 х 71 см в настоящее время является частью коллекции издательства Curtis Publishing Company.
616 прочтений · 1 месяц назад
Норман Роквелл «Мальчик, играющий на трубе», 1950 год На этой картине Роквелл изобразил юного трубача, который разучивает новое музыкальное произведение. Паренёк очень старается и даже принял причудливую позу для своего удобства. У героя всего один зритель — небольшая собачка, которая с интересом выглядывает из-под кресла. Возможно, она сейчас начнёт подвывать, чтобы составить дуэт своему хозяину. Натурщиком для начинающего музыканта стал знакомый Ровелла — Томми Пакуин. Трубу художник позаимствовал у своего среднего сына. А вот идею для замысловатого чехла на кресло мастер «украл» у своей хорошей подруги, бабушки Мозес. Можно с уверенностью предположить, что ей польстило такое подражание. Говорят, что Роквелл придумал позу, которую принял трубач, после разговора с редактором Saturday Evening Post Беном Хиббсом. В ходе разговора Хиббс рассказывал о необычных положениях тела, которые принимал его сын Стив, играя на трубе. Картина «Мальчик, играющий на трубе» впервые появилась в качестве иллюстрации на обложке американского еженедельного издания Saturday Evening Post 18 ноября 1950 года. Позже она также появлялась в других журналах, а так же в нескольких книгах. Местонахождение оригинальной картины, написанной маслом на холсте, неизвестно.
776 прочтений · 1 месяц назад
Норман Роквелл «После выпускного вечера», 1957 год Норман Роквелл — это знаменитый американский иллюстратор, каждая картина которого может рассказать целую историю. Не стала исключением и его работа под названием «После выпускного вечера», которая знакомит нас с парой вчерашних школьников. Молодые люди решили улизнуть с выпускного бала, чтобы провести этот вечер наедине. Им очень хочется казаться взрослыми и окунуться в мир настоящих свиданий и романтики. Конечно, влюблённые пришли не в дорогой ресторан, а в дешёвую придорожную забегаловку, что можно понять по грязному полу и по таксисту, сидящему слева от пары. Однако они чувствуют себя вполне счастливыми. Всё самое интересное началось у них именно после того, как они покинули выпускной бал. Интересный момент сюжета: все четыре персонажа имеют определённое сходство друг с другом. Вероятно, этим Роквелл хотел показать дружественность обстановки в этом скромном заведении и взаимопонимание между героями. Возможно, взрослые мужчины узнают себя в этом стеснительном влюблённом юноше и с улыбкой вспоминают свои первые свидания. Картина «После выпускного вечера» впервые появилась в качестве иллюстрации на обложке американского еженедельного издания Saturday Evening Post 25 мая 1957 года. Позже она также появлялась в других журналах, а так же нескольких книгах. Оригинальная картина маслом на холсте размером 78,5 х 73,5 см находится в частной коллекции.
587 прочтений · 1 месяц назад
Норман Роквелл «Глазок», 1958 год Норман Роквелл — это знаменитый американский иллюстратор, каждая картина которого может рассказать целую историю. Не стала исключением и его работа под названием «Глазок», которая позволяет нам взглянуть на бейсбол глазами американских школьников середины прошлого столетия. На картине художник запечатлел запретную практику посещения спортивных мероприятий без платы за вход. Мальчишки проделывали небольшие дыры в деревянных ограждениях стадиона и становились тайными зрителями захватывающей игры. Часто отверстия в заборах имели естественное происхождение — юные болельщики лишь помогали им немного расшириться. Некоторые критики полагают, что отверстие в доске заборе на картине Роквелла выглядит более реалистичным, чем в жизни. Кроме того, иллюстратор причудливо вырезал своё имя на дереве в качестве подписи, что добавляет сюжету ещё больше реалистичности. Так было написано об этой картине в журнале Saturday Evening Post, где она вышла на обложке 30 августа 1958 года: «О, снова стать мальчиком или девочкой, и вновь пережить радость игры, глядя на неё через глазок в заборе. Большинство «глазков» постепенно проделывала мать-природа в её неторопливой манере, но если она делала это слишком медленно, мальчик мог помочь ей своим верным складным ножом или камнем. Как вы, наверное, помните, делать это следовало тайно, желательно ночью, иначе смотритель стадиона мог преследовать мальчика с палкой, а затем прибить кусок жести к новому отверстию, чертовски подлый поступок. Иногда отверстие проделывали кистью, как это сделал Норман Роквелл. Зрители этой картины видят такое же чёткое изображение, как и на цветных телевизорах».
1K прочтений · 1 месяц назад
Освящение публичного дома. О чём эта картина?
На этой картине художник изобразил полураздетых женщин, которые столпились вокруг священника в просторном зале. Одна из них спряталась в другой комнате и не хочет выходить к остальным. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит. Картину написал известный художник-передвижник Владимир Егорович Маковский, который большую часть своего творчества посвятил жанровой живописи с остро-социальными сюжетами. Не стала исключением и его работа «Освящение публичного дома», которая так и не была завершена, сохранившись лишь в виде эскиза...
701 прочтение · 2 месяца назад
Борис Кустодиев «Христосование» , 1916 год На этой картине мы видим накрытый к Пасхе стол. Здесь и куличи, и крашеные яйца, и творожные пасхи, и икра, и жареное мясо. Главные герои здесь — купеческая семейная пара, которая поздравляет друг друга со светлым пасхальным днём. Кустодиев изобразил на картине старинный пасхальный обряд — христосование. Он имеет древнюю историю, ещё со времён апостолов. Суть традиции заключается в приветствии в знак воскресения Иисуса словами «Христос Воскрес!», а в ответ надо говорить: «Во истину воскрес!» Затем трижды целуются в щёку. Именно эту сцену и видим на полотне Кустодиева, который изобразил Пасху во всей красе. Заметим, что работа создана в 1916 году, когда в стране уже была смута, а революция стучалась во все двери. Однако художник решил показать этот праздник светлым, ярким и насыщенным. Даже шаль на купчихе по-весеннему красочная и нарядная. В те годы люди очень ценили пасхальные традиции. Историк Л.Н. Блинова так описывала празднование Пасхи в дореволюционной России: «С утра все шли на службу, после чего весь народ выходил на улицу христосоваться – и цари, и городовые, и служащие, и простой люд. Для христосования заранее готовили яйца. Например, во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи народу на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Яйца были как натуральные – куриные, лебединые, гусиные, голубиные, утиные, так и искусственные – из дерева, кости, чугуна, бисера, стекла, камня, в том числе из драгоценных и полудрагоценных камней, а также драгоценных металлов, в зависимости от статуса того, кому яйцо предназначалось. Их украшала резьба или роспись на евангельские темы, изображения храмов и монастырей». Картины Кустодиева словно погружают нас в сказку, позволяя хоть немного коснуться обычаев и традиций того времени. Они вселяют оптимизм и дают современным вечно занятым людям остановиться и подумать о смысле своей жизни.
555 прочтений · 2 месяца назад
Сергей Милорадович «Приготовление к Пасхе», 1910 год Живописец Сергей Милорадович был сыном сельского дьякона, поэтому с детства его жизнь была тесно связана с религией и церковью. Конечно, большую роль в жизни художника играли церковные праздники, одним из которых была Пасха. На картине «Приготовление к Пасхе» мастер запечатлел сюжет из своего детства, когда он, будучи ещё ребёнком, красил яйца перед этим светлым праздником. На картине изображён мальчик, который тщательно прорисовывает орнамент тонким пёрышком. Перед окном стоят распустившиеся веточки вербы, чувствуется атмосфера спокойствия, светлого праздника, тепла и весны. Прекрасная традиция красить яйца дошла до наших дней, особенно она нравится детям. Немало обычаев, обрядов и поверий у христиан связано с уже окрашенными яйцами. Освященному пасхальному яйцу даже приписывались мистические свойства. Считалось, что оно может потушить пожар, предотвратить болезни скотины и сделать ее шерсть гладкой, вернуть любимого, сберечь от воровства, выгнать из дома нечистую силу. Пасхальную трапезу начинают именно с них, а друзьям и знакомым дарят самые красивые яйца с благой вестью «Христос воскрес!»
701 прочтение · 2 месяца назад
Серафима Блонская «Девочки. Вербное воскресенье», 1900 год Картина «Девочки. Вербное воскресенье» — дипломная работа художницы Серафимы Блонской, которая стала самой известной из её картин. Здесь изображены юные воспитанницы Института благородных девиц, которые пришли на Всенощную службу в церковь. В руках девочки держат тоненькие веточки вербы, такие же грациозные, гибкие и стройные, как они сами. Гимназистки одеты в длинные белоснежные фартуки и пелерины. Некоторые из девушек внимательно относятся к службе, а некоторые переговариваются и хихикают. Церковный зал окутан тёплым светом свечей, на фоне которого образы девочек кажутся ещё более чистыми, нежными и трогательными. Дипломная работа выпускницы Блонской была принята в Музей Академии художеств, а потом комиссия Академии Художеств передала картину в дар городу Таганрогу. Однако Таганрогский городской музей в те годы был тесноват, поэтому Серафима Блонская забрала полотно обратно в свою мастерскую. В оккупационный период Блонская участвовала в проводившихся в Таганроге выставках. Представленные на этих выставках работы, в том числе «Вербное воскресенье», были переданы в музейные фонды. После освобождения Таганрога от немецко-фашистской оккупации некоторые упрекали местных служителей искусства в сотрудничестве с немцами. Думается, эти упреки Блонская не заслужила: она всегда несла людям свет, а в страшные годы войны он всем был особенно нужен. В настоящее время полотно «Девочки. Вербное воскресенье» занимает заслуженное почётное место в экспозиции Таганрогского художественного музея.
Видео