Статьи
3 месяца назад
«Слово о полку Игореве»: история появления текста, основная идея текста и способы ее воплощения.
История произведения Рукописный оригинал «Слова» обнаружен А.И. Мусиным-Пушкиным, известным собирателем русских древностей, в сборнике, который был получен им из Спасо-Ярославского монастыря. Находка его заинтересовала, он изучил текст рукописи и показал его директору Московского архива Коллегии иностранных дел, историку Н.Н. Бантыш-Каменскому и его помощнику А.Ф.Малиновскому. Консультантом стал известный историк Н.М. Карамзин. По их совету, граф в 1800 году издал "Слово". Сей факт стал неординарным событием в культурной жизни России начала 19 века...
3 месяца назад
Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона: проблематика и поэтика, жанровые черты.
Слово о законе и благодати написано между 1037-1050 первым русским митрополитом Иларионом, поставленным на Киевскую митрополию Ярославом Мудрым в 1051 году. Не ограничиваясь развитием богословской темы - противопоставлением Ветхого Завета новому, Иларион выступил как публицист поднял в своём произведении крупнейшие политические вопросы, связанные с отношениями Киевской Руси с хазарским каганатом и византией. Иларион прославляет Русь - могущественное независимое государство воздав хвалу Владимиру...
3 месяца назад
«Повесть временных лет»: происхождение, жанровая специфика, сюжеты.
Происхождение Автором идеи Повести временных лет считается монах Нестор, живший и работавший на рубеже 11 и 12 веков в Киево-Печерском монастыре. Несмотря на то, что имя автора появляется только в более поздних копиях летописи, именно монах Нестор считается первым летописцем на Руси, а «Повесть временных лет» - первой русской летописью. Самый древний вариант летописного свода, дошедший до современности, датирован 14 веком и является копией, сделанной монахом Лаврентием (Лаврентьевская летопись)....
3 месяца назад
Литературный процесс в Древней Руси: проблема периодизации. Концепция Д. С. Лихачева.
Внутренняя и внешняя периодизация Древнерусской литературы. Внешние границы: XI век – нижняя граница («Слово о законе и благодати» Иллариона – 1076г., «Изборник» Святослава, «Сказание о Борисе и Глебе»). А.И. Лазарев предложил считать точку отсчёта X век (он считает, что произведения X века не дошли потому, что растворились в более поздних произведениях, забылись или сгорели в ходе татаро-монгольского нашествия). Академик Рыбаков предложил считать точку отсчёта IX век – 867 г. (крещение Руси Аскольдом и Диром) Асов предлагает VIII век (переводит рунические тексты этого века). Верхняя планка – XVII век (профессор Николаев считает последним XVI век, а XVII – век литературы перехода)...
3 месяца назад
Вильгельм Карлович Кюхельбекер: декабрист, поэт
Вильгельм Кюхельбекер был одним из выпускников Царскосельского лицея, сокурсником и близким другом Александра Пушкина и Антона Дельвига. Еще в годы учебы он увлекся либеральными идеями: читал передовые статьи, писал тематические стихотворения, выступал в защиту сосланного Пушкина и даже выступал в известном парижском лектории с лекциями, в которых критиковал политику российских монархов. После участия в декабристском восстании Кюхельбекера заточили в темницу на 10 лет, а потом — сослали в Сибирь...
3 месяца назад
Архитектоника и внутренняя композиция стихотворения Н.С. Гумилева "Вечное"
Вечное Я в коридоре дней сомкнутых, Где даже небо – тяжкий гнет, Смотрю в века, живу в минутах, Но жду Субботы из Суббот; Конца тревогам и удачам, Слепым блужданиям души… О день, когда я стану зрячим И странно знающим, спеши! Я душу обрету иную, Все, что дразнило, уловя, Благословлю я золотую Дорогу к солнцу от червя. И тот, кто шел со мною рядом В громах и кроткой тишине, Что был жесток к моим усладам И ясно милостив к вине; Учил молчать, учил бороться, Всей древней мудрости земли – Положит посох, обернется И скажет просто: «Мы пришли»...
1 прочтение · 3 месяца назад
Образ автора в «Слове о полку Игореве»: «точка зрения автора»/ образ Автора в тексте « Слова…»
Во вступлении автор сообщал, что хочет «по былинам сего времени» рассказать о важных событиях в истории страны. В основной части повествуется о сборах Игоря в поход, о зловещих предзнаменованиях и продвижении войск к реке Каяле. Первый бой с половцами был успешным, а затем последовал полный разгром, гибель и пленение русских. Сражение с половцами, возглавляемое Игорем и его братом Всеволодом, закончилось поражением, гибелью многих воинов и пленом для князя Игоря. 1. Автор данного произведения...
3 месяца назад
Состояние лирики в русской литературе начала XIX века. Основные особенности литературного общества «Арзамас».
Лидеры и члены общества «Арзамас» Жуковский В.А., Вяземский П.А., Дашков Д.В., Тургеневы А.И. и Н.И., Орлов М.Ф., Батюшков К.Н., Воейков А.Ф., Пушкин В.Л., Блудов Д.Н., Уваров С.С. и даже А.С. Пушкин, присоединившийся к обществу после Лицея. Королём пародии был единогласно был признан Жуковский. Произведения Послание В.Л. Пушкина «К В.А. Жуковскому», «Опасный сосед». Блудов «Видение в какой-то ограде». – До возникновения общества. «Липецкие воды». Эпиграмма Пушкина «Угрюмых тройка есть певцов»...
4 прочтения · 3 месяца назад
Комедия Грибоедова «Горе от ума»: система персонажей в комедии
Чацкий и Фамусов Взгляды Чацкого и Фамусова существенно различаются по всем вопросам, касающимся образа жизни дворянина. Чацкий — сторонник образования и просвещения, он сам «остер, умен, красноречив» и «славно пишет и переводит». В то же время, Фамусов и его окружение считают излишнее образование вредным для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве»...
2 прочтения · 3 месяца назад
Комедии А.С. Грибоедова «горе от ума»: новаторство жанра, особенности конфликта, черты классицизма, реализма, романтизма, сентиментализма
Новаторство На первый взгляд, комедии Грибоедова кажутся традиционными. В них соблюдаются единство времени (действие длится около 20 часов), места (дом Фамусова) и действия (любовный треугольник). Однако, в течение этого дня разворачивается история русского общества на протяжении 10 лет, которая разворачивается в памяти. Пространство расширяется в репликах персонажей. Многие герои не присутствуют в действии, но о них постоянно упоминается - это внесценические персонажи, создающие пространство жизни...
3 месяца назад
Литературное движение первой четверти XIX века: персоналии литературная борьба (общественно-политические взгляды, общества, кружки), жанровые тенденции. Специфической особенностью общественной жизни начала XIX века была организация литературных обществ Самым ранним из них явилось возникшее в Москве в январе 1801 года «Дружеское литературное общество», (братья Андрей и Александр Ивановичи Тургеневы, А. Ф. Воейков, А. С. Кайсаров, В. А. Жуковский, С. Г. Родзянка). 15 июля 1801 года открывается в Петербурге «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». В общество вошли скульпторы (И. И. Теребенев, И. И. Гальберг), художники (А. И. Иванов), ученые археологи, историки, медики (А. И. Ермолаев, И. О. Тимковский, Д. И. Языков и др.). В отличие от «Дружеского литературного общества», они были чужды карамзинскому направлению, придерживались просветительских традиций и развивали в своем творчестве гражданскую тему. В 1811 году при Московском университете было организовано «Московское общество любителей российской словесности», просуществовавшее более 100 лет. Председателем общества на первых порах был профессор Антон Антонович Прокопович Антонский  «Беседа любителей русского слова» (1811 1816) и противостоящий ей «Арзамас» попали в центр литературно общественной борьбы первой четверти XIX века. С закрытием «Беседы…» и прекращением литературного спора с ней в деятельности «Арзамаса» (1815 1818) наступает кризис. Основанные в 1818 -1819 году «Вольное общество любителей российской словесности» и «Зеленая лампа»  (Ф. Глинка, Н. Гнедич, А. Дельвиг, А. Пушкин), становятся филиалами («управами») тайных декабристских организаций. Участники «Союза благоденствия» в соответствии с уставом обязывались проникать в легальные литературные общества и осуществлять контроль за их В 1816 году с дозволения правительства было основано «Вольное общество соревнователей просвещения и благотворения», которое в 1818 году получило высочайшее утверждение под именем «Вольного общества любителей российской словесности», с правом издания собственного журнала «Соревнователь просвещения и благотворения. Труды „Вольного общества любителей российской словесности В 1823 году в Москве, при участии В. Ф. Одоевского, Д. В. Веневитинова, И. В. Киреевского, С. П. Шевырева и М. П. Погодина, было открыто «Общество любомудров» – объединение нового типа, тяготеющее не к общественно литературным и политическим, а к философско эстетическим проблемам, которые приобрели особую популярность и значимость уже в последекабристскую эпоху.
5 прочтений · 3 месяца назад
Гофман Э.Т.А. Шак Калло. Крейслериана// Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Хрестоматия историка литературных материалов.
Гофман Э.Т.А. Шак Калло. Крейслериана// Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Хрестоматия историка литературных материалов. – М.: Высшая школа. 1990. – с. 94-102 Целое из отдельного. Мастерство Калло: «Ни один мастер не умел лучше Калло в малом пространстве разместить множество предметов, которые не затрудняя зрения, выступают рядом друг с другом даже выходят друг в друга, так что все отдельное представляется отдельным, но в то же время принадлежит к целому.» (с.94) Про неповторимый стиль Калло:...