Статьи
8 прочтений · 7 месяцев назад
Комментарий к оде Г. Р. Державина "Властителям и судиям"
Восстал всевышний бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых? Восстал = вокрес (восстал из мёртвых). Всевышний – так называют бога по отношению к людям – он всех выше, даже тех, кто наделён властью Выше царей, священства, судьей, полководцев, государственных деятелей – тех, кто назван здесь земными богами. Во сонме – устар. множество. Рек – говорил (речь, изрекать). Доколе – до каких пор. Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять...
2 прочтения · 7 месяцев назад
Тема любви в русской лирике
Кто еще из русских поэтов, кроме А.С. Пушкина, обращался к теме разлуки и новой встречи двух любящих людей? А.С. Пушкин К*** Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты...
3 прочтения · 7 месяцев назад
5 - 6 класс. Тема: Изображенное пространство. Работа в группах
Карточка 1. О чем может рассказать интерьер? Отрывок из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (Интерьер каморки Р. Раскольникова): «… Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая … все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья...
620 прочтений · 7 месяцев назад
Сочинение по тексту В. А. Солоухина
(1)Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остро умно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет. (3)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей...
3 прочтения · 7 месяцев назад
Речевые клише
Речевые клише, которые помогают оформить комментарий проблемы - это «маркеры», указывающие на то, что мы комментируем исходный текст: • Проблему (чего?) автор раскрывает на примере… • Этот вопрос автор раскрывает, изучая, исследуя, размышляя… • Свои рассуждения автор начинает с … • Чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает о том, что… • В тексте содержатся примеры, усиливающие звучание проблемы. • Аргументация автора не вызывает сомнений. Он ссылается на… , приводит примеры (чего?)… • Автор подтверждает, что… ; сравнивает, сопоставляет (что?)… (с чем?)…;...
8 прочтений · 7 месяцев назад
Правила оформления цитат
1. Цитаты в виде прямой речи • Л.Н. Толстой писал: «…в искусстве полнота, строгость и ясность … достигается только при большом даровании и большом труде…» ТАК ВВОДИТСЯ В ВИДЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ ЦИТАТА ИЗ СЕРЕДИНЫ ФРАЗЫ АВТОРА. • «…Гибок, богат и … прекрасен язык каждого народа…» – писал Н.Г. Чернышевский. ТАК ВВОДИТСЯ В ВИДЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ ЦИТАТА ИЗ СЕРЕДИНЫ ФРАЗЫ АВТОРА. ИСПОЛЬЗОВАНА ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВЕ «ГИБОК», ПОСКОЛЬКУ ЭТО НАЧАЛО ВАШЕЙ ФРАЗЫ, ХОТЯ И НЕ НАЧАЛО ФРАЗЫ АВТОРА. • Автор так описывает его: И нос и плечи поднимал Вошедший с нею генерал... ТАК ОФОРМЛЯЕТСЯ СТИХОТВОРНАЯ ЦИТАТА «В СТОЛБЕЦ»:...
21 прочтение · 7 месяцев назад
Комментарий к проблеме в публицистическом тексте (+1)
Если публицистический текст создан на основе одного типа речи – рассуждения, то он представляет собой обычно ряд умозаключений, логически или ассоциативно связанных между собой и образующих периоды. Они сопровождаются рациональными (обращенными к разуму) и/или иррациональными (обращенными к чувствам) доводами. Обоснования через факты и/или описания незначительны по объему или полностью отсутствуют. Примеры таких текстов: М. Кронгауз «Если произвести мыслительный эксперимент…»; Е. Сикирич «Пустой тратой времени являются…»; Д. Лихачев «Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель…», «Научный труд требует общей интеллигентности человека…», «Память – одно из величайших свойств бытия…» и др...
22 прочтения · 7 месяцев назад
Комментарий к проблеме в публицистическом тексте
В публицистическом тексте голос автора звучит прямо, его высказывания развернуты, а в качестве обоснования собственной позиции или источника для прямого отклика в тексте разворачивается повествование о событиях, участником или наблюдателем которых он стал. Встречаются на экзамене тексты, которые включают два стилевых пласта – публицистический и повествовательный. Как правило, начинается текст с рассуждений автора, которые поясняются (иллюстрируются) жизненной историей. Однако бывает и наоборот: сначала следует история, а затем рефлексия автора по поводу того, о чём он только что рассказал. Примеры таких текстов: Е...
38 прочтений · 7 месяцев назад
Комментарий к проблеме повествовательного текста
В тестах ЕГЭ по русскому языку используются ТРИ наиболее распространенных типа исходных текстов. Представим их по отдельности. ПЕРВЫЙ тип – повествовательный текст, в центре которого история, рассказанная либо от первого лица героем – участником (наблюдателем) событий, либо от третьего лица повествователем. Как правило, такой текст основан на противопоставлении или сопоставлении двух частей, двух эпизодов, двух событий, двух героев, настроений, отношений, вызывающих разную оценку героя-рассказчика или повествователя. Эта оценка является художественной проекцией оценки (позиции) самого автора...
1 прочтение · 7 месяцев назад
Комментарий к проблеме текста
Комментарий к проблеме текста, несомненно, является самой сложной частью задания 27. Объем его увеличится до 6 – 10 предложений и займет примерно 1/4 часть текста. Целых три балла будут «наградой» за его качественное выполнение. Свидетельством этого качества будет являться наличие двух примеров- иллюстраций, пояснений к каждому примеру-иллюстрации, а также анализа смысловой связи между примерами-иллюстрациями. Конкретизируем каждое из этих понятий. И сделаем это сначала кратко. Пример-иллюстрация – это … Иначе говоря, пояснение – это ТО, КАК читатель понял то, что обнаружил в исходном ТЕКСТЕ, это его интерпретация прочитанного...
3 прочтения · 7 месяцев назад
Позиция пишущего и ее обоснование
Не стоит быть слишком многословным, заявляя о своей позиции. Она должна быть сформулирована четко, конкретно, лаконично и в целом выражать согласие, или несогласие, или частичное согласие с позицией автора текста. В большинстве случаев позиция автора и позиция пишущего сочинение совпадают. И это логично: исходные тексты тщательно отбираются составителями из числа тех, что глубоки и интересны по содержанию и чьи авторы являются людьми с богатым жизненным опытом. Чаще всего позиция автора оказывается такой, что и возразить, в общем-то, нечего. В этой части работы уместно использовать речевые клише:...
10 прочтений · 7 месяцев назад
Формулировка позиции автора
Термин «позиция автора» порой понимается слишком узко, в «лобовом», публицистическом ключе: мол, к чему-то автор должен призывать, в чем-то убеждать, даже назидать. Действительно, авторская позиция в публицистике чаще всего бывает явной: в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, дается прямой ответ на поставленный самим автором вопрос. В таком случае, формулируя позицию автора, можно даже процитировать главную мысль. Однако если перед вами текст художественного стиля, то голос автора бывает настолько скрыт, что о таком понимании его «позиции» говорить нельзя. Ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, подтекст, понимать иронию, переносное значение слов и т...