Статьи
8 прочтений · 10 месяцев назад
Что такое аддикции и как они формируются? Аддиктивное расстройство представляет собой одну из форм отклоняющегося поведения, которая характеризуется стремлением к уходу от реальности путём искусственного изменения собственного состояния. Это проявляется либо в виде употребления определенных веществ (алкоголь, наркотические и психотропные вещества), либо в виде постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности. Любая зависимость при этом ведёт к постепенному отстранению от других видов деятельности и развлечений, сужает круг интересов и развлечений. У всех видов аддикций имеется единый механизм формирования. Начало всегда лежит в эмоциональной сфере. Основным мотивом поведения становится активное стремление к изменению своего неудовлетворяющего психического состояния, которое представляется однообразным, монотонным, скучным. То есть реализуется стремление к психологическому комфорту. При этом, фиксация происходит на первом способе достижения комфорта. И далее человек начинает на постоянной основе убегать от своего состояния посредством использования этого способа.
6 прочтений · 10 месяцев назад
Теория пищевых фиксаций Ф.Перлза Фриц Перлз говорил о том, что на формирование личности влияет характер отношений ребёнка с матерью в первые 2 года жизни. Он разделил это время на 3 периода. ✅Сосунковый (от рождения до 6 месяцев). В данном периоде есть 3 варианта развития: а) Свободное кормление, когда на любое беспокойство ребёнок получает еду. В таком случае еда связывается у ребёнка с удовольствием, а не с пользой. Система питания отсутствует, что приводит в формированию таких личностных качеств, как оптимизм, доверчивость, иногда переходящая границы безопасности, задержка в развитии воли, эмоциональность и открытость. б) Кормление по режиму; когда ребёнок беспокоится, мать не бежит его кормить, а утешает иначе. Такие дети воспринимают еду как пользу. В результате формируются интеллектуализация и стремление к лидерству, сопряжённые с хитростью. в) Максимально неблагополучный вариант, когда на беспокойство ребенок не получает ничего. В результате таких отношений матери и ребёнка у последнего формируются хроническое недоверие к миру, высокая подозрительность, пессимизм, а также тяжелые реакции на изменение договоренностей. ✅Резцовый (от 6 до 12 месяцев). На данном этапе возможно формирование резцовой фиксации в одном из двух случаев: а) резкий переход на искусственное кормление (меньше 2 недель); б) наличие опыта пищевой асфиксии в период от 6 до 12 месяцев. В случае формирования резцовой фиксации ребёнок приобретает высокую инициальную активность с неспособностью доводить дела до конца. ✅Молярный (от 12 до 24 месяцев). В данном случае речь может идти о молярной фиксации. Она возникает, если ребёнка быстро переводят на твёрдую пищу или употребление готовой пищи. Тогда у ребёнка формируется эготизм, то есть стремление к контролю, которое является внешним у экстравертов (контроль других) и внутренним у интровертов (самоконтроль).
10 прочтений · 10 месяцев назад
Идеодинамические механизмы Многим известен такой тип гадания, когда кольцо подвешивают на нитку и задают вопросы. От того, в какую сторону начнёт раскачиваться маятник, зависит результат. Действительно ли это магия? Конечно нет! Французский исследователь Шеврёй объяснил этот феномен в 1854 году в работе «О волшебной палочке, вопрошающем маятнике и вертящихся столах». Там он предложил назвать это идеомоторными механизмами. Идея заключалась в том, что образ, возникающий в голове, реализуется в движении независимо от сознания. Таким образом, во время гадания человек получает ответы не от потусторонних сил, а от собственного бессознательного. Существуют и другие подобные феномены: ✅Идеосенсорный феномен, когда образ реализуется в ощущении. ✅Идеоаффективный феномен характеризующийся проявлением образа в эмоциях. ✅Идеокогнитивный феномен, проявляющийся в изменении направления мыслительного процесса в зависимости от образа. То есть образы, возникающие у человека, без участия сознания проявляются в движениях, ощущениях, эмоциях и мыслях. В совокупности идеомоторный, идеосенсорный, идеоэмотивный, идеокогнитивный феномены называются идеодинамическими и являются основой гипноза. Но об этом позже…
14 прочтений · 10 месяцев назад
Человек с феноменальной памятью
Основатель отечественной нейропсихологии, Александр Романович Лурия, в одном из своих трудов, а именно в «Маленькой книжке о большой памяти», описал необычный случай. В ней рассказывалось о тридцатилетних исследованиях памяти Соломона Вениаминовича Шерешевского. Что же необычного в ней было?  Соломон Вениаминович запоминал огромные объемы информации. Механизмы такого объема памяти сводились к тому, что он либо продолжал видеть предъявляемые ему стимулы, либо превращал то, что слышал в зрительные образы...
10 прочтений · 10 месяцев назад
О самооценке Самооценка- это расстояние между реальным Я (то, кем мы являемся) и идеальным Я (то, кем хотим стать). Большое расстояние между этими инстанциями означает чересчур завышенные требования к себе. Оно может приводить к неврозам и состоянию фрустрации, то есть, к негативному эмоционально-психическому состоянию, возникающему в ситуации невозможности достижения поставленной цели. Оптимальное же расстояние между реальным и идеальным Я ведет к нормальному развитию личности в силу ее возможностей. Стоит отметить, что, с точки зрения психологии, личность может существовать только в ситуации собственного развития. В таком случае полное совпадение реального и идеального Я невозможно, так как оно означает завершение развития. Как говорил один из основателей гуманистической психологии Абрахам Маслоу: «Нет совершенных людей!» Таким образом, для жизни в согласии с собой, собственной природой, для правильного понимания себя и возможностей своего развития необходимо стремление к совпадению реального и идеального Я, но достижение этого в любом случае невозможно.
5 прочтений · 10 месяцев назад
Как психологи объясняют возникновение шизофрении и бреда?
Все мы знаем, что люди больные шизофренией испытывают странные ощущения, такие как галлюцинации, вызываемые биологическими факторами. Испытывая данные ощущения, люди стараются их понять. Согласно когнитивным теориям, с этого начинается развитие бреда. Впервые столкнувшись с голосами, видениями или иными ощущениями, эти люди обращаются к близким людям(друзьям и родственникам). Но те, как правило, отрицают существование этих новых ощущений. В конце концов люди, страдающие шизофренией, приходят к выводу, что близкие им что-то недоговаривают, пытаются скрыть от них правду...