Видео
Статьи
41 прочтение · 1 год назад
Говорит Шамиль Басаев.
Говорит ШАМИЛЬ БАСАЕВ, командир батальона КНК (5 ноября 1992 года Абхазия ).   "Сам я родом из села Ведено Веденского района Чеченской Республики. Это была столица имама Шамиля, там еще крепость сохранилась. Меня назвали в его честь. Мне в будущем январе будет 28 лет. До войны учился на землеустроителя. У меня отец, мать, две сестры, два брата, один брат тут со мной, тоже воюет.    Мы с ребятами приехали сюда помогать абхазскому народу, братской Абхазии, остановить этот геноцид, это нашествие грузинских фашистов, иначе нельзя это назвать...
73 прочтения · 1 год назад
Почему конфедерация горских народов Кавказа вступилась за Абхазию
Конфликт, создавший Абхазию очередной "горячей" точкой всколыхнул весь северокавказский регион, поставив его на грань военного вмешательства в событие. Свою оценку происходящему в Абхазии. ЮРИЙ ХАМЗАТОВИЧ КАЛМЫКОВ, председатель конгресса кабардинского народа и президент Всемирной ассоциации черкесов.   Руководство Абхазии, говорит он, ориентируясь в какой-то мере на демократические преобразования в Грузии, а прежде всего в соседней России, где все автономии свободно подняли свой статус до уровня суверенных республик в составе Российской Федерации, решило пойти по такому же пути...
11 прочтений · 1 год назад
Внести подносы с шампанским!
Как известно, 3 сентября в Москве подписан итоговый документ о прекращении грузино-абхазского конфликта. Переговоры были долгими и трудными - об этом свидетельствуют странички стенограммы встречи, которые мы сегодня публикуем.    Б.Н. Ельцин: Уважаемые господа! За круглым столом нет, но в зале есть, поэтому, уважаемые дамы! Отработан окончательный итоговый документ московской встречи сегодняшней. Внесены две принципиальные поправки, которые были высказаны во время дискуссии... Мы с председателем Госсовета Грузии Эдуардом Амвросиевичем Шеварднадзе подписываем этот итоговый документ...
52 прочтения · 2 года назад
Материалы по этнографии Абхазии. Кровная месть. В быту абхазов сохраняется ряд пережитков, сложившихся в условиях родового строя; таковы: кровная месть, взаимная помощь, гостеприимство, почитание стариков, культ родовых патронов и проч. Кровная месть в прежнее время считалась обязательной не только для близких родственников убитого — сыновей, бра­тьев, но и самых отдаленных. Подобный порядок застал еще Торнау. «Канла» (кровная месть) переходит по наследству от отца к сыну и распространяется на всю родню убийцы и уби­того. Самые дальние родственники убитого обязаны мстить за его кровь; даже сила и значение какого-нибудь рода много зависит от числа кровомстителей, которых он может выставить. Обязанность кровной мести в первую очередь лежала на сы­новьях убитого. Если после убитого оставалась беременная же­на и не было других наследников — кровомстителей, мать вну­шала ребенку лежащий на нем долг кровной мести, и сын, придя в возраст, убивал убийцу своего отца. Если не удавалось отомстить сыну, обязанность мести переходила к внуку и т. д. Пока человек не выполнит лежащего на нем долга кровной мести, он не может успокоиться, он печален, подавлен своей заботой. Кровомститель не только не скрывал своих намерений, но сам предупреждал врага: «Будь готов, я тебя преследую!» Встретив своего кровника, кровомститель объявлял ему, что он исполняет свой долг... К убитому врагу выказывалось внима­ние; если нужно было, кровомститель прикрывал труп буркой, а лошадь убитого привязывал к дереву и проч. Исполнив священный долг мести, кровомстители шли к могиле тех, за кого мстили, и вслух объявляли о совершившемся отмщении. О силе обычая кровной мести свидетельствуют народные преданья. В них рассказывается, что иногда мстили за кровь не только людям, но и животным. Мажаб Адлейба в общ. Чилоу рассказывал подробную историю относительно одного из своих сородичей Мышва Адлейба. Отец его, встретив медведя, вступил с ним в борьбу, и в результате были убиты оба. Тогда сын Мышва стал мстить за своего отца и убил сто медведей.
21 прочтение · 2 года назад
Юридические подтверждения государственности Абхазии Существование государственности абхазов в историческом плане большей частью историков определяется началом II - I веком. до н. э. Однако, первым юридическим подтверждением наличия у них государственности, может служить только официальный юридический документ (манифест), известный как «Диван Абхазских царей», опубликованный правителем Абхазского царства Багратом III в XI веке. Манифест указывает на существование Абхазского царства с начала VIII в. и, естественно, на наличие абхазских правителей и абхазского этноса, заселявшего локальную территорию современной Абхазии и распространившего свое влияние и правление на всю территорию современной Грузии. Официальным юридическим документом, подтверждавшим автохтонность абхазов, являются Результаты переписи 1886 г., в соответствии с которыми, согласно статистическим данным, Абхазское княжество населяли около 70 тыс. человек, из которых 59 тыс. составляли абхазы (Табл. 1). Данные переписи отмечают, что на тот период в Абхазии проживало 4166 грузин, но, как известно, такого этноса, как грузины, не было в ту пору, и, справедливости ради, следует указать, что это были мингрелы (жители соседней страны), заселявшие частично Самурзакан. Следующим подобным официальным документом являются также Результаты переписи населения Абхазского княжества в 1897 г., по которым подтверждено проживание в стране абхазов в той же численности (около 60 тыс. человек), но количество грузин увеличилось почти в пять раз по отношению к 1886 г. О причине этого явления уже говорилось. Наличие государственности у абхазов подтверждается и Грамотой от 17 февраля 1810 г., в соответствии с которой Абхазии было предоставлено покровительство Российской империи. В ней сказано: «...утверждаем и признаем Вас нашего любезно верноподданного наследственным Князем Абхазского владения и под Верховным покровительством державою и защитою Российской империи, и включая Вас и дом Ваш и всех Абхазских владений жителей в число наших верноподданных». Следовательно, представленные четыре юридических документа подтверждают в разные периоды времени, начиная с VIII в. н. э. автохтонность и моноэтничность абхазского этноса, проживающего непосредственно на своей собственной территории. Историческая наука, основываясь на летописных источниках, начиная с V в. до н. э. и до середины XIX в. не подтверждает фактов изменения, уничтожения или замещения абхазского этноса какими-либо другими народами. Все заявления грузинских политиков и ангажированных историков о том, что абхазов в Абхазии не было никогда, и что это было Грузинское царство, а абхазы – это название грузин, как и измышления о том, что абхазы два века назад спустились с гор в Закавказье – ни что иное, как миф, не имеющий под собой ни фактической, ни юридической, ни исторической почвы. Подтверждение территориальной целостности Абхазии содержится в Картлис Цховреба, где приводятся сведения о передаче всей полноты власти византийским кесарем, правившим и Западным Причерноморьем, абхазскому царю Леону I на всю территорию в пределах от Клисуры до р. Кубани. Несколько позже, когда племянник Леона I Леон II при помощи хазар отделился от византийцев, он присовокупил к Абхазии и северные районы Колхиды. Это случилось в VIII в. Документом, подтверждающим, что Абхазия до XVIII в. являлась государством независимым, является карта «План операций корпуса генерал-майора Сухотина в Азии в компании 1771 г.» (Рис. 2.). Анализируя этот документ, можно сделать выводы, что за 12 лет до подписания Георгиевского трактата, т. е. в ту пору, когда владетели княжеств Закавказья именовали себя царями Картли, Кахетии, Тао-Кларджети и т. д., российские военачальники присвоили Картли название «Грузия». Располагалась Грузия, как следует из карты, только в центральной части Закавказья. Ни Имеретия, ни Гурия, ни Мингрелия, ни тем более Абхазия в XVIII и предшествующих веках не имели ничего общего с так называемой Грузией, поименованной так русскими царями и военными.
31 прочтение · 1 год назад
Освободительная борьба Абхазского народа за независимость.
Начальные этапы борьбы. Наиболее тягостным для национального самосознания абхазского народа явилась ликвидация независимой советской республики и низведение её статуса в 1931 г. до уровня автономной республики Абхазия в составе Грузии. В условиях тоталитаризма это имело трагические последствия. В течение десятилетий абхазский народ был лишён возможности влиять на политические, экономические, демографические, культурные и другие социальные процессы, протекавшие в Абхазии, что носило этноразрушающий характер...
38 прочтений · 1 год назад
Абхазия - суверенное государство.
АБХАЗИЯ – СУВЕРЕННОЕ ГОСУДАРСТВО 26 ноября 1994 г. Парламент республики принял новую Конституцию су­веренного государства. Государственным языком Республики Абхазия при­знан абхазский, а языком государственных и других учреждений наряду с абхазским является русский. Государственная власть осуществляется на ос­нове разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Абхазия – президентская республика со своими атрибутами государственности (Герб, Флаг, Гимн). Первым президентом Парламент избрал Владислава Ардзинба...
45 прочтений · 1 год назад
В союзе горцев и соглашение от 9 февраля 1917 г.
В союзе горцев. После Февральской революции Временное правительство создало Особый Закавказский комитет. На следующий день, 10 марта 1917 года, в Сухуме состоялось совещание представителей Сухумского округа, сформировавшее местный орган Временного правительства в Абхазии – Комитет общественной безопасности под предводительством абхазского князя А. Г. Шервашидзе (Чачба), а также милицию во главе с князем Таташем Маршания. 20 октября 1917 г. во Владикавказе был подписан «союзный договор» и учреждён...
3K прочтений · 1 год назад
Владетель Абхазии.
ВЛАДЕТЕЛЬ АБХАЗИИ КЕЛЕШБЕЙ ЧАЧБА Приход к власти. В 80-х г. XVIII в. к власти в Абхазии пришёл владетельный князь Келешбей Чачба (Шервашидзе). В течение трёх десятилетий он проводил самостоятельную политику, успешно лавируя между интересами Турции и России. Князь отличался умом, хитростью, решительностью и его имя было широко известно за пределами Кавказа. Высокого роста, с огненными волосами и резкими чертами лица, он заметно выделялся среди окружающих и приковывал внимание современников – военных, дипломатов, путешественников...
94 прочтения · 1 год назад
Абхазия в новое время
НАШИ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ЗА РУБЕЖОМ О махаджирстве. Точных цифр насильственно выселенных на чужбину абхазов нет, ибо процесс изгнания их со своей родины продолжался в течение всего XIX века вплоть до 1918–1919 годов. Но по зарубежным источникам, абхазов было выселено до 500 тыс. человек. Помимо Турции и других стран Востока, их потомки проживают в ФРГ, США, Канаде, Италии, Албании. По пути на чужбину и на новых местах жительства переселенцы гибли тысячами. Особенно много их погибло в лагерях для переселенцев...
605 прочтений · 1 год назад
Переселение в Абхазию других народов.
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В АБХАЗИЮ ДРУГИХ НАРОДОВ Изменение этнической карты Абхазии. До трагических событий 1877 г. Абхазия состояла почти исключительно из коренного абхазского населения. В считанные годы она превратилась в пёстрый в этническом отношении край. Грузинский общественный деятель А. Джугели в газете «Дроеба» (1883 г.) писал по этому поводу: «После последней войны было распоряжение, чтобы на местах, расположенных между реками Кодор и Псырцха, не селились абхазы. Селиться здесь разрешалось всем, кроме них»...