Говорит ШАМИЛЬ БАСАЕВ, командир батальона КНК (5 ноября 1992 года Абхазия ). "Сам я родом из села Ведено Веденского района Чеченской Республики. Это была столица имама Шамиля, там еще крепость сохранилась. Меня назвали в его честь. Мне в будущем январе будет 28 лет. До войны учился на землеустроителя. У меня отец, мать, две сестры, два брата, один брат тут со мной, тоже воюет. Мы с ребятами приехали сюда помогать абхазскому народу, братской Абхазии, остановить этот геноцид, это нашествие грузинских фашистов, иначе нельзя это назвать...
Конфликт, создавший Абхазию очередной "горячей" точкой всколыхнул весь северокавказский регион, поставив его на грань военного вмешательства в событие. Свою оценку происходящему в Абхазии. ЮРИЙ ХАМЗАТОВИЧ КАЛМЫКОВ, председатель конгресса кабардинского народа и президент Всемирной ассоциации черкесов. Руководство Абхазии, говорит он, ориентируясь в какой-то мере на демократические преобразования в Грузии, а прежде всего в соседней России, где все автономии свободно подняли свой статус до уровня суверенных республик в составе Российской Федерации, решило пойти по такому же пути...
Как известно, 3 сентября в Москве подписан итоговый документ о прекращении грузино-абхазского конфликта. Переговоры были долгими и трудными - об этом свидетельствуют странички стенограммы встречи, которые мы сегодня публикуем. Б.Н. Ельцин: Уважаемые господа! За круглым столом нет, но в зале есть, поэтому, уважаемые дамы! Отработан окончательный итоговый документ московской встречи сегодняшней. Внесены две принципиальные поправки, которые были высказаны во время дискуссии... Мы с председателем Госсовета Грузии Эдуардом Амвросиевичем Шеварднадзе подписываем этот итоговый документ...
Материалы по этнографии Абхазии. Кровная месть. В быту абхазов сохраняется ряд пережитков, сложившихся в условиях родового строя; таковы: кровная месть, взаимная помощь, гостеприимство, почитание стариков, культ родовых патронов и проч. Кровная месть в прежнее время считалась обязательной не только для близких родственников убитого — сыновей, братьев, но и самых отдаленных. Подобный порядок застал еще Торнау. «Канла» (кровная месть) переходит по наследству от отца к сыну и распространяется на всю родню убийцы и убитого. Самые дальние родственники убитого обязаны мстить за его кровь; даже сила и значение какого-нибудь рода много зависит от числа кровомстителей, которых он может выставить. Обязанность кровной мести в первую очередь лежала на сыновьях убитого. Если после убитого оставалась беременная жена и не было других наследников — кровомстителей, мать внушала ребенку лежащий на нем долг кровной мести, и сын, придя в возраст, убивал убийцу своего отца. Если не удавалось отомстить сыну, обязанность мести переходила к внуку и т. д. Пока человек не выполнит лежащего на нем долга кровной мести, он не может успокоиться, он печален, подавлен своей заботой. Кровомститель не только не скрывал своих намерений, но сам предупреждал врага: «Будь готов, я тебя преследую!» Встретив своего кровника, кровомститель объявлял ему, что он исполняет свой долг... К убитому врагу выказывалось внимание; если нужно было, кровомститель прикрывал труп буркой, а лошадь убитого привязывал к дереву и проч. Исполнив священный долг мести, кровомстители шли к могиле тех, за кого мстили, и вслух объявляли о совершившемся отмщении. О силе обычая кровной мести свидетельствуют народные преданья. В них рассказывается, что иногда мстили за кровь не только людям, но и животным. Мажаб Адлейба в общ. Чилоу рассказывал подробную историю относительно одного из своих сородичей Мышва Адлейба. Отец его, встретив медведя, вступил с ним в борьбу, и в результате были убиты оба. Тогда сын Мышва стал мстить за своего отца и убил сто медведей.
Юридические подтверждения государственности Абхазии Существование государственности абхазов в историческом плане большей частью историков определяется началом II - I веком. до н. э. Однако, первым юридическим подтверждением наличия у них государственности, может служить только официальный юридический документ (манифест), известный как «Диван Абхазских царей», опубликованный правителем Абхазского царства Багратом III в XI веке. Манифест указывает на существование Абхазского царства с начала VIII в. и, естественно, на наличие абхазских правителей и абхазского этноса, заселявшего локальную территорию современной Абхазии и распространившего свое влияние и правление на всю территорию современной Грузии. Официальным юридическим документом, подтверждавшим автохтонность абхазов, являются Результаты переписи 1886 г., в соответствии с которыми, согласно статистическим данным, Абхазское княжество населяли около 70 тыс. человек, из которых 59 тыс. составляли абхазы (Табл. 1). Данные переписи отмечают, что на тот период в Абхазии проживало 4166 грузин, но, как известно, такого этноса, как грузины, не было в ту пору, и, справедливости ради, следует указать, что это были мингрелы (жители соседней страны), заселявшие частично Самурзакан. Следующим подобным официальным документом являются также Результаты переписи населения Абхазского княжества в 1897 г., по которым подтверждено проживание в стране абхазов в той же численности (около 60 тыс. человек), но количество грузин увеличилось почти в пять раз по отношению к 1886 г. О причине этого явления уже говорилось. Наличие государственности у абхазов подтверждается и Грамотой от 17 февраля 1810 г., в соответствии с которой Абхазии было предоставлено покровительство Российской империи. В ней сказано: «...утверждаем и признаем Вас нашего любезно верноподданного наследственным Князем Абхазского владения и под Верховным покровительством державою и защитою Российской империи, и включая Вас и дом Ваш и всех Абхазских владений жителей в число наших верноподданных». Следовательно, представленные четыре юридических документа подтверждают в разные периоды времени, начиная с VIII в. н. э. автохтонность и моноэтничность абхазского этноса, проживающего непосредственно на своей собственной территории. Историческая наука, основываясь на летописных источниках, начиная с V в. до н. э. и до середины XIX в. не подтверждает фактов изменения, уничтожения или замещения абхазского этноса какими-либо другими народами. Все заявления грузинских политиков и ангажированных историков о том, что абхазов в Абхазии не было никогда, и что это было Грузинское царство, а абхазы – это название грузин, как и измышления о том, что абхазы два века назад спустились с гор в Закавказье – ни что иное, как миф, не имеющий под собой ни фактической, ни юридической, ни исторической почвы. Подтверждение территориальной целостности Абхазии содержится в Картлис Цховреба, где приводятся сведения о передаче всей полноты власти византийским кесарем, правившим и Западным Причерноморьем, абхазскому царю Леону I на всю территорию в пределах от Клисуры до р. Кубани. Несколько позже, когда племянник Леона I Леон II при помощи хазар отделился от византийцев, он присовокупил к Абхазии и северные районы Колхиды. Это случилось в VIII в. Документом, подтверждающим, что Абхазия до XVIII в. являлась государством независимым, является карта «План операций корпуса генерал-майора Сухотина в Азии в компании 1771 г.» (Рис. 2.). Анализируя этот документ, можно сделать выводы, что за 12 лет до подписания Георгиевского трактата, т. е. в ту пору, когда владетели княжеств Закавказья именовали себя царями Картли, Кахетии, Тао-Кларджети и т. д., российские военачальники присвоили Картли название «Грузия». Располагалась Грузия, как следует из карты, только в центральной части Закавказья. Ни Имеретия, ни Гурия, ни Мингрелия, ни тем более Абхазия в XVIII и предшествующих веках не имели ничего общего с так называемой Грузией, поименованной так русскими царями и военными.
Начальные этапы борьбы. Наиболее тягостным для национального самосознания абхазского народа явилась ликвидация независимой советской республики и низведение её статуса в 1931 г. до уровня автономной республики Абхазия в составе Грузии. В условиях тоталитаризма это имело трагические последствия. В течение десятилетий абхазский народ был лишён возможности влиять на политические, экономические, демографические, культурные и другие социальные процессы, протекавшие в Абхазии, что носило этноразрушающий характер...
АБХАЗИЯ – СУВЕРЕННОЕ ГОСУДАРСТВО 26 ноября 1994 г. Парламент республики принял новую Конституцию суверенного государства. Государственным языком Республики Абхазия признан абхазский, а языком государственных и других учреждений наряду с абхазским является русский. Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Абхазия – президентская республика со своими атрибутами государственности (Герб, Флаг, Гимн). Первым президентом Парламент избрал Владислава Ардзинба...
В союзе горцев. После Февральской революции Временное правительство создало Особый Закавказский комитет. На следующий день, 10 марта 1917 года, в Сухуме состоялось совещание представителей Сухумского округа, сформировавшее местный орган Временного правительства в Абхазии – Комитет общественной безопасности под предводительством абхазского князя А. Г. Шервашидзе (Чачба), а также милицию во главе с князем Таташем Маршания. 20 октября 1917 г. во Владикавказе был подписан «союзный договор» и учреждён...
ВЛАДЕТЕЛЬ АБХАЗИИ КЕЛЕШБЕЙ ЧАЧБА Приход к власти. В 80-х г. XVIII в. к власти в Абхазии пришёл владетельный князь Келешбей Чачба (Шервашидзе). В течение трёх десятилетий он проводил самостоятельную политику, успешно лавируя между интересами Турции и России. Князь отличался умом, хитростью, решительностью и его имя было широко известно за пределами Кавказа. Высокого роста, с огненными волосами и резкими чертами лица, он заметно выделялся среди окружающих и приковывал внимание современников – военных, дипломатов, путешественников...
НАШИ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ЗА РУБЕЖОМ О махаджирстве. Точных цифр насильственно выселенных на чужбину абхазов нет, ибо процесс изгнания их со своей родины продолжался в течение всего XIX века вплоть до 1918–1919 годов. Но по зарубежным источникам, абхазов было выселено до 500 тыс. человек. Помимо Турции и других стран Востока, их потомки проживают в ФРГ, США, Канаде, Италии, Албании. По пути на чужбину и на новых местах жительства переселенцы гибли тысячами. Особенно много их погибло в лагерях для переселенцев...
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В АБХАЗИЮ ДРУГИХ НАРОДОВ Изменение этнической карты Абхазии. До трагических событий 1877 г. Абхазия состояла почти исключительно из коренного абхазского населения. В считанные годы она превратилась в пёстрый в этническом отношении край. Грузинский общественный деятель А. Джугели в газете «Дроеба» (1883 г.) писал по этому поводу: «После последней войны было распоряжение, чтобы на местах, расположенных между реками Кодор и Псырцха, не селились абхазы. Селиться здесь разрешалось всем, кроме них»...