А моя мама Ирина Симухина — преподаватель баяна и гармони. Сейчас она работает в Ломоносовском ДК и детской школе искусств № 48, а прежде преподавала в ДШИ № 31 на Варавино. Когда мне было семь лет, мама привела меня в школу искусств к преподавателю по классу гармони Николаю Борисовичу Дерябину. Класса до пятого я просто ходил в музыкалку, потому что так надо. Иногда даже пропускал занятия, думал — лучше я с друзьями погуляю. — А когда стало понятно, что гармонь — это ваше? — Наверное, в классе пятом это и произошло. Мне было лет 11–12, когда я впервые выступил на большой сцене — в Архангельском городском культурном центре, а потом и в драмтеатре. Я испытал незабываемые эмоции и с того момента понял — это мое. Педагогический секрет — Кто ваши главные учителя? — Мой первый учитель Николай Борисович Дерябин сейчас уже вышел на пенсию. Я с большим удовольствием ходил к нему на уроки. Помню, однажды не подготовился к занятию и он сказал только одно: «Двойка. Иди». Это было ужасно, я вышел от него чуть ли не в слезах. И Николай Борисович тоже переживал. После этой двойки я стал заниматься еще упорнее. Как он мотивировал? Я, если честно, до сих пор не понимаю, в чем именно заключался его педагогический секрет. Но это человек, которого я уважал с первого урока. Он просто располагал к себе — и меня, и других учеников. Просто хотелось ходить к нему на занятия. И второй мой учитель — ведущий педагог класса гармони, заслуженный работник культуры РФ Василий Николаевич Сыроватский. Как я пришел в Архангельский музыкальный колледж: окончил семь классов в школе искусств, и Николай Борисович Дерябин сказал, что больше ничего не может мне дать — надо идти в колледж. А тогда здесь как раз открылся отдел дополнительного образования. Я пришел к Василию Николаевичу, и он предложил: либо мы занимаемся, как в музыкальной школе, — сидим, разбираем все по мелочам, по ноткам, по тактам… Либо он занимается со мной как со студентом: я учусь сам, прихожу к нему с готовым произведением и на занятии мы рассматриваем какие‑то более важные, крупные аспекты. Конечно, я выбрал второе. С этого началось мое музыкальное взросление. Василий Николаевич перфекционист. У него все четко, к нему нужно приходить максимально готовым. Не только народная музыка — Еще два года вы будете учиться в колледже, а потом? — В любом случае — высшее образование, консерватория. — Кем вы видите себя в будущем — педагогом или концертирующим музыкантом? — Еще в музыкальной школе в меня вложили, что сначала нужно отучиться, а уже потом начинать серьезную концертную деятельность. А в целом да, я вижу себя артистом. И может быть, впоследствии, когда будет накоплен необходимый опыт, получится совместить эту деятельность с педагогикой. — А что вам как артисту интересно? Традиционная народная музыка или, может быть, то, что получается на стыке жанров… — Многими известными музыкантами проверено: на гармошке можно играть не только народную музыку. Сейчас, если случается выступать на концертах, мы стараемся играть классическую музыку. В будущем мне было бы интересно попробовать поиграть с каким‑нибудь ансамблем или самому собрать ансамбль — объединить и народные, и эстрадные, и классические инструменты. Сам я, кстати, слушаю много очень разной музыки — и старой, и современной. Вот ближайший пример. Вместе со студентом 3‑го курса Михаилом Окуловским в начале ноября мы ездили на конкурс «Самоцветы России». Наш дуэт взял Гран-при, а соло мы заняли 1‑е и 2‑е места. Дуэтом мы исполняли очень интересное произведение Дмитрия Шилова «Рок-токката», а по отдельности — одно произведение нашего гармониста-виртуоза и композитора Сергея Сметанина и одно — композитора Евгения Дербенко. Евгений Петрович делает обработки и классических, и джазовых, и эстрадных, и народных произведений, очень много сам пишет музыки для гармони. Он преподает в городе Орле. Я знаком с его учениками — они рассказывали, что Евгений Петрович пишет все время. Например, у него жена делает заготовки на зиму, что‑то консервирует, а он крышки на столе разложит и начинает по ним стучать.
Подборки автора