Статьи
А моя мама Ирина Симухина — преподаватель баяна и гармони. Сейчас она работает в Ломоносовском ДК и детской школе искусств № 48, а прежде преподавала в ДШИ № 31 на Варавино. Когда мне было семь лет, мама привела меня в школу искусств к преподавателю по классу гармони Николаю Борисовичу Дерябину. Класса до пятого я просто ходил в музыкалку, потому что так надо. Иногда даже пропускал занятия, думал — лучше я с друзьями погуляю. — А когда стало понятно, что гармонь — это ваше? — Наверное, в классе пятом это и произошло. Мне было лет 11–12, когда я впервые выступил на большой сцене — в Архангельском городском культурном центре, а потом и в драмтеатре. Я испытал незабываемые эмоции и с того момента понял — это мое. Педагогический секрет — Кто ваши главные учителя? — Мой первый учитель Николай Борисович Дерябин сейчас уже вышел на пенсию. Я с большим удовольствием ходил к нему на уроки. Помню, однажды не подготовился к занятию и он сказал только одно: «Двойка. Иди». Это было ужасно, я вышел от него чуть ли не в слезах. И Николай Борисович тоже переживал. После этой двойки я стал заниматься еще упорнее. Как он мотивировал? Я, если честно, до сих пор не понимаю, в чем именно заключался его педагогический секрет. Но это человек, которого я уважал с первого урока. Он просто располагал к себе — и меня, и других учеников. Просто хотелось ходить к нему на занятия. И второй мой учитель — ведущий педагог класса гармони, заслуженный работник культуры РФ Василий Николаевич Сыроватский. Как я пришел в Архангельский музыкальный колледж: окончил семь классов в школе искусств, и Николай Борисович Дерябин сказал, что больше ничего не может мне дать — надо идти в колледж. А тогда здесь как раз открылся отдел дополнительного образования. Я пришел к Василию Николаевичу, и он предложил: либо мы занимаемся, как в музыкальной школе, — сидим, разбираем все по мелочам, по ноткам, по тактам… Либо он занимается со мной как со студентом: я учусь сам, прихожу к нему с готовым произведением и на занятии мы рассматриваем какие‑то более важные, крупные аспекты. Конечно, я выбрал второе. С этого началось мое музыкальное взросление. Василий Николаевич перфекционист. У него все четко, к нему нужно приходить максимально готовым. Не только народная музыка — Еще два года вы будете учиться в колледже, а потом? — В любом случае — высшее образование, консерватория. — Кем вы видите себя в будущем — педагогом или концертирующим музыкантом? — Еще в музыкальной школе в меня вложили, что сначала нужно отучиться, а уже потом начинать серьезную концертную деятельность. А в целом да, я вижу себя артистом. И может быть, впоследствии, когда будет накоплен необходимый опыт, получится совместить эту деятельность с педагогикой. — А что вам как артисту интересно? Традиционная народная музыка или, может быть, то, что получается на стыке жанров… — Многими известными музыкантами проверено: на гармошке можно играть не только народную музыку. Сейчас, если случается выступать на концертах, мы стараемся играть классическую музыку. В будущем мне было бы интересно попробовать поиграть с каким‑нибудь ансамблем или самому собрать ансамбль — объединить и народные, и эстрадные, и классические инструменты. Сам я, кстати, слушаю много очень разной музыки — и старой, и современной. Вот ближайший пример. Вместе со студентом 3‑го курса Михаилом Окуловским в начале ноября мы ездили на конкурс «Самоцветы России». Наш дуэт взял Гран-при, а соло мы заняли 1‑е и 2‑е места. Дуэтом мы исполняли очень интересное произведение Дмитрия Шилова «Рок-токката», а по отдельности — одно произведение нашего гармониста-виртуоза и композитора Сергея Сметанина и одно — композитора Евгения Дербенко. Евгений Петрович делает обработки и классических, и джазовых, и эстрадных, и народных произведений, очень много сам пишет музыки для гармони. Он преподает в городе Орле. Я знаком с его учениками — они рассказывали, что Евгений Петрович пишет все время. Например, у него жена делает заготовки на зиму, что‑то консервирует, а он крышки на столе разложит и начинает по ним стучать.
И получается мелодия. Справка Арсений Синюшкин — студент 2‑го курса Архангельского музыкального колледжа по специальности «инструментальное исполнительство (гармонь)». Обладатель премии губернатора Архангельской области, лауреат общероссийского конкурса «Молодые дарования России», лауреат премии им. А. П. Петрова в номинации «Музыкальное искусство» и обладатель высшей молодежной награды «Звезда академика Д. С. Лихачева». Победитель XVII молодежных Дельфийских игр России, IV Всероссийского фестиваля-конкурса «Символы национальной культуры: Русская гармонь», конкурса-фестиваля в рамках международного проекта «Колыбель России», лауреат Дельфийских игр СНГ, абсолютный победитель международного проекта «Колыбель России». Источник: https://dostoyanie-severa.ru/%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%8C-%D0%B8-%D1%8F/ #русскиенародныепесни #гармоньмосква #москва #истра #россия #концертвистре #солнечногорск #гармонь #гармошка #русскаягармошка #русскоенародноетворчество
Гармонь и я Студент Архангельского музыкального колледжа известный молодой музыкант Арсений Синюшкин рассказывает о своих учителях, любимой музыке и о том самом моменте, когда он понял: гармонь — это мое Первый раз на большой сцене — Арсений, расскажите, с чего все началось? — Началось все очень-очень давно. Мой прадедушка Николай Николаевич Симухин играл на гармошке. Совсем маленьким я приезжал к нему в гости в Кировскую область, садился на печку и слушал, как он играет. Вот такие первые воспоминания иногда всплывают… Продолжение далее⬇️⬇️⬇️
Есть несколько способов обучения игре на гармони. ПЕРВЫЙ СПОСОБ – ОБУЧЕНИЕ «С РУК» Есть много видеоуроков по изучению игры на гармони. Их вы можете найти в свободном доступе на Ю-туб. На просмотре видеоуроков опытных мастеров, наблюдении за их игрой со стороны, и опоре на свой музыкальный слух собственно и строится первый способ обучения игре на гармошке. Он заключается в том, чтобы, минуя этап изучения нотной грамоты, приступить сразу к игре на инструменте. Такой вариант подходит для любителей народной музыки, которые никогда не занимались профессионально, но от природы наделены неплохими музыкальными данными. А игру на инструменте по нотам вы сможете освоить и позднее, когда решены будут уже многие технические моменты. ВТОРОЙ СПОСОБ – ТРАДИЦИОННЫЙ.   Второй способ обучения является наиболее фундаментальным и традиционным, но и более интересным, более эффективным. И здесь, безусловно, вам никак не обойтись без самоучителей и нотных сборников для начинающих гармонистов и баянистов. В начале этого пути вас ждет знакомство с нотным станом и его жителями, а также с ритмом и длительностями. Освоить музыкальную грамоту на практике оказывается гораздо легче, чем многие себе это представляют. Главное, не отчаивайтесь! Если вы не знакомы с нотами, вам на помощь придут самоучители таких авторов, как Лондонов, Бажилин, Тышкевич. #русскиенародныепесни #гармоньмосква #москва #истра #россия #концертвистре #солнечногорск #гармонь #гармошка #русскаягармошка #русскоенародноетворчество
Как научиться игре на гармошке?♥ 21-й век на дворе, а голосистая гармошка, как и много лет назад, радует нас своими переливчатыми, задорными напевами. И протяжная мелодия, исполняемая на гармони, не оставит равнодушным ни одного слушателя. Самостоятельное обучение игре на гармошке доступно каждому, кто любит ее звучание и очень хочет исполнять  музыку на этом инструменте. Продолжение далее⬇️⬇️⬇️
Ошибки при неправильной репетиции возникают от сознательного или бессознательного искажения мелодии при изучении музыкального произведения. Сознательно можно неправильно заучить музыку при неверной информации о произведении (неверные ноты, например, или слух подкачал).  Бессознательное искажение мелодии возникает при многократном повторении одних и тех же ошибок. Сыграли раз неправильно — проигнорировали, хотим играть дальше и тут же играем вновь с той же ошибкой. Это происходит от того, что в головном мозге выставляется неправильный рефлекс нажатия не тех клавиш. Почему мы можем так ошибаться? Чаще всего такое бывает от нашей нетерпеливости и огромного желания играть сразу правильно, виртуозно и в нужном темпе. Играем  как попало, ошибаемся и эти ошибки у нас закрепляются. Отвлекающие моменты. При игре на гармонике наш мозг сильно напряжен и работает на пределах возможного, потому что мы гармонисты: 1. Растягиваем-сжимаем мех. 2. Играем мелодию справа. 3. Играем аккомпанемент левой рукой. 4. Поём (не все). 5. Пляшем (не все). Игра на гармонике является практически цирковым трюком, с точки зрения скоординированности движений. Любой вопрос гармонисту во время игры, любые прочие отвлечения при игре (лишние мысли) могут приводить к косякам. Замечу, что очень много посторонних мыслей возникает при игре на публике, это и страх ошибиться, и мысли о том, как публика тебя воспринимает и т. п. Отвлекающими моментами могут быть прочие лишние действия при музицировании. Как избегать ошибок? Выводы: 1. Репетируем достаточное количество времени 2. Репетируем правильно. От простого к сложному. В пределах своих возможностей 3. Контролируем темп. Используем метроном 4. Репетируем в разных условиях. Привыкаем правильно играть при наличии отвлекающих моментов. #русскиенародныепесни #гармоньмосква #москва #истра #россия #концертвистре #солнечногорск #гармонь #гармошка #русскаягармошка #русскоенародноетворчество  
Ошибки при игре на гармони.♥ Причины возникновения: 1. Недостаточная репетиция. 2. Неправильная репетиция. 3. Отвлекающие моменты. Косяки при недостаточной репетиции возникают от того, что Вы недостаточно отрепетировали игру изучаемого музыкального произведения и Ваши рефлексы на данную мелодию недостаточно закрепились.  Продолжение далее⬇️⬇️⬇️
Не знаю, чем закончилась эта беседа, так как среди гостей той свадьбы меня не было, однако тема русской задушевной песни, русской удалой пляски или медленного вальса под аккомпанемент баяна или гармони не давала покоя все это время. Вспоминались сельские свадьбы, крестины, престольные праздники, какие-то вечеринки, а то и просто песни под гармонь без особого повода, просто под настроение. А взять проводы в армию. Ведь это был настоящий смотр-конкурс песни и пляски под гармонь, так как каждого призывника по пути в военкомат, кроме родных, друзей и подруг, обязательно сопровождал удалой гармонист, и тут, честное слово, никакая «Играй, гармонь!» в подметки не годится. Но вот прошла какая-то четверть века, и гармонь на селе, а тем более в городе, стала зачастую в прямом смысле «одинокой», как поется в одной из лучших советских лирических песен Исаковского и Мокроусова. Именно поэтому, когда на праздновании Дня города я увидел сельских гармонистов Николая Подпрятова и Александра Брусенцева, тема газетной публикации возникла сама собой. С Николаем Ивановичем и Александром Николаевичем мы знакомы много лет, о каждом из них районная газета писала неоднократно, правда, речь шла в основном о трудовой деятельности. Трудовой стаж известного не только в нашем районе тракториста Подпрятова более 40 лет, он единственный в районе «Заслуженный механизатор сельского хозяйства РФ», награжден орденом Трудовой Славы, более 10 лет признавался лучшим механизатором района. Брусенцев более 20 лет добросовестно трудился комбайнером в составе районного уборочного комплекса, неоднократно завершал жатву хлебов с лучшими показателями, за что отмечен многочисленными дипломами, почетными грамотами и ценными подарками. Увлечение игрой на гармони для Николая Ивановича и Александра Николаевича началось в самом раннем детстве, ведь гармонистами были их отцы и ближайшие родственники. Со временем игра на гармони для обоих стала потребностью и увлечением на всю жизнь. Например, во время службы в армии Николаю Подпрятову довелось играть на свадьбах своих однополчан перед самым дембелем. Для этого пришлось сбрасываться всей ротой и покупать новую гармонь. Благодаря виртуозной игре Николай Иванович познакомился с будущей супругой, кстати, тоже на свадьбе у своего друга. Потом были десятки других свадеб, множество проводов в армию и других торжеств, на которых гармонь Николая Ивановича дарила людям праздник. В 1980 году Николай Подпрятов стал участником областного творческого фестиваля «Гармонь курская», откуда вернулся с дипломом лауреата и незабываемыми впечатлениями от общения с такими же увлеченными игрой на гармони людьми. Годы берут свое, но, несмотря на солидный возраст, Николай Иванович не собирается расставаться с любимым инструментом, принимает самое активное участие во всех культурных мероприятиях на селе, а в минуты отдыха с удовольствием играет для близких и друзей. У Александра Брусенцева прекрасными гармонистами были отец и три дяди, поэтому уже к 15 годам у него появилась своя первая гармонь. Именно в эти годы Александр Иванович попробовал играть на баяне, аккордеоне, однако остановил свой выбор на гармони. – Для меня гармонь – это и задушевная песня, и озорная частушка, и вальс «Березка», – говорит Александр Николаевич. – К тому же она чудесным образом органично сливается с русским характером, русской душой. Буквально несколько аккордов или пара куплетов хорошей песни в считанные минуты снимают тяжесть с души, поднимают настроение, помогают справиться с усталостью и хандрой, – продолжает он, – даже внук Вова, которому всего несколько месяцев, прекрасно засыпает под звуки гармони. В завершение нашей встречи оба моих собеседника с грустью говорили о том, что, к сожалению, с каждым годом уменьшается количество гармонистов-любителей и нельзя допустить, чтобы гармонь исчезла, ведь в этом случае мы потеряем что-то значительно большее, чем простое музыкальное сопровождение повседневной жизни русской провинции. Владимир Пузанов Дмитриевский район Источник: https://russian-garmon.ru/lyubiteli/10307-selskie-garmonisty
Сельские гармонисты В начале лета мне довелось быть невольным свидетелем оживленной беседы в семье, которая готовилась к свадебным торжествам. Разговор шел о развлекательной программе предстоящей свадьбы, в том числе ее музыкальном сопровождении: – Внученька, да что же это за свадьба без гармониста, – настойчиво уговаривала будущую невесту бабушка накануне дня бракосочетания. – Давай попросим дядю Сережу, пусть он хоть для нас, стариков, поиграет, да и вам, молодым, не грех послушать настоящую русскую застольную песню, а может, кто и барыню спляшет. Продолжение далее⬇️⬇️⬇️
В тот период, когда я купил гармонь, в интернете было мало информации об обучении на этом инструменте. Я приобрёл самоучитель игры на гармони Е.Дербенко, и отправился в музыкальную школу. Там я попросил дать мне платные уроки по игре на гармони. Они вознамерились немного меня протестировать на предмет музыкального слуха. Оказалось, что он  у меня совершенно отсутствует. В итоге они не решились браться за моё обучение.  Тогда я нашёл своего учителя по гармони Бориса Ивановича Иванова. Он был баянистом. Тогда ему было около 70 лет. Я к нему обратился сказав: «Давай попробуем, возможно что-то получится». Он начал меня обучать. К сожалению, каких-то ошеломительных талантов я в себе не обнаружил, но играть всё-таки научился. В дальнейшем я решил найти таких же людей, как я, которые тоже увлекаются гармонью. Я начал ездить по фестивалям гармонистов, и записывал для себя все концерты на видео. Когда скопилась уже большая коллекция видеороликов, я решил выкладывать их в интернет. Подумал , что другим людям тоже будет интересно и полезно.  После этого появился канал Кузьма Болотов. Для меня не было важным чтобы меня узнавали. В первую очередь я хотел пропагандировать народное творчество. В общем создалась интрига. Я садился на концертах на задние ряды, снимал всё на видео и опубликовывал на своем канале.  Многие не догадывались  кто стоит за этим псевдонимом.  Затем я познакомился со многими гармонистами, и предложил им устроить концерт в нашем городе Истра. И теперь регулярно проводим концерты. А самое главное, что гармонь объединила всех нас. Я встретил замечательных людей с широкой душой. Познакомился с интересными личностями, и нисколько не жалею что заинтересовался этим замечательным инструментом!♥ Валерий Болотов. #гармонь #гармошка #русскаягармошка #историягармони #русскоенародноетворчество #русскиенародныепесни #гармоньмосква #москва #деревняновая
Моя деятельность, связанная с гармонью началась в 2011-2012 годах. До этого я вообще никогда в жизни не имел к творчеству и к музыке никакого отношения. Просто в один момент я соскучился по народному творчеству, советским песням, застольному пению. Больше, наверное, даже по застольному пению, потому что это воспоминания из детства. Когда мы собирались за столом все пели и для меня всегда это было праздником. В наше время эта традиция ушла. Я находился тогда в каком-то музыкальном поиске. Душа стремилась к музыке. В то время у меня были друзья, которые замечательно пели. Мы частенько собирались в караоке. У меня музыкального слуха не было и пел я прескверно. Я задумывался как этого избежать и решил, что если я буду играть на каком-то инструменте, то смогу и петь. В интернете я нашёл информацию о гармони, что это инструмент, на котором можно быстро и просто научиться играть. Продолжение далее⬇️⬇️
Видео