Статьи
Тетрады на цветовом круге.
В предыдущих статьях мы рассмотрели комплементарные сочетания и триады на цветовом круге Иоганнеса Иттена. И если комплементарное сочетание приводит нас к ассоциации с ярким вокальным дуэтом, а триады напоминают стройное пение с аккомпанементом, то тетрады по сложности можно сравнить с хором. Каждый новый цвет, появляясь на полотне, многократно увеличивает сложность гармонизации. Тетрада - это сочетание четырех цветов. Зачастую один цвет предполагается основным, два - дополнительными, один как акцент...
Триады на цветовом круге.
Не так давно мы начали говорить о теории цвета Иоганнеса Иттена, иллюстрируя статью картинами из нашей коллекции. Потом был большой блок статей «Загадки и коды советского искусства», приуроченный к "Ночи музеев". Сегодня мы вернемся к теме цветовых сочетаний. В прошлый раз мы рассматривали комплементарные сочетания . Сегодня наша тема-триады. Классическая триада. Сочетание трёх цветов по углам равностороннего треугольника называется классической триадой. Цвета могут играть на полотне разную роль и сочетаться в разных пропорциях, один может выступать главным, один – акцентом...
Загадки и коды советского искусства. Дом творчества "Старая Ладога"
На картине Ивана Варичева изображен волховский пейзаж с церковью XII века, который он написал в Доме творчества «Старая Ладога». Варичев, как и многие другие ленинградские художники, воспел в своих картинах суровую, притягательную природу этих мест. Остались теплые воспоминания, в которых о Старой Ладоге говорят как о братстве художников, близких по духу, устремлениям, ценностям. И конечно, все там было наполнено воздухом свободы, которым дышали художники. Этого дома творчества уже нет. Спустя время,...
Загадки и коды советского искусства. Институт им.И.Е.Репина
Главный купол Санкт-Петербургской Академии художеств украшает бронзовая скульптура Минервы – покровительницы искусств и ремесел. Среди студентов-художников существует традиция: те, кто выдержал вступительные экзамены, могут подняться на крышу, прийти к богине «на поклон». Мы можем представить панораму, которая открывалась перед ними благодаря картине Александра Ефимова. Интересно, что за всю историю Академии скульптуру богини устанавливали трижды. Первая была изготовлена из дерева в 1786 году мастером И...
Загадки и коды советского искусства. Госзаказ
«Вальцовщик» Молтенинова – это натурный этюд к большой заказной картине, посвященной достижениям советской промышленности. Известно, что картина была принята худсоветом и направлена на завод. Судить о конечном результате сложно, так как работа со временем была утеряна, остались только этюды. Но и они, как живые свидетели первого сильного впечатления художника, говорят о многом. В этих образах сосредоточено нечто хтоническое, мощное и немного потустороннее. Предлагаем разобраться, как работала система...
Загадки и коды советского искусства. Выставком
Олег Марушкин был завсегдатаем выставочных комитетов в ленинградском Союзе художников. На выставкомах решали, быть ли, например, картине на выставке и заслуживает ли автор поощрения или совсем наоборот. Всесоюзные художественные выставки стали гигантскими фильтрами для просеивания всей художественной продукции. Стать участником выставки было непросто. Лучшие места на выставке отдавались представителям правления и активным деятелям Союза. Приходилось считаться с цензурой. Для каждой выставки собирался выставком, который решал, какие работы будут на ней представлены...
Загадки и коды советского искусства. Академическая дача.
На картине Леонида Фокина изображен сюжет, который он написал на Академической даче им. Репина. Возможно, Фокин планировал написать лишь пейзаж со знаменитым деревянным флигелем красного цвета, но он выбрал место для этюда на проторенной тропинке и не удержался от того, чтобы не изобразить прекрасных обитательниц дачи. Художник по мановению волшебной палочки-кисти остановил время. Именно такой, населенной и шумной была «академичка» в советское время. Дача находится в Тверской области, в Вышневолоцком районе на живописном полуострове, образованном истоком реки Мсты и озером Мстино...
Загадки и коды советского искусства. Членский билет Союза художников.
Однажды художник Станиславом Молодых потерял свой членский билет ленинградского Союза художников. За это он был серьезно «разобран» на заседании. Ему грозили исключением, но все обошлось, и Станислав Молодых был восстановлен в правах художника. Почему потеря билета грозила суровым наказанием, и какие привилегии полагались члену творческого союза? В 1932 году были ликвидированы многочисленные творческие группы и объединения, а на их месте создан единый Союз художников. Для вступления в Союз художников...
Загадки и коды советского искусства. Творческие командировки.
Для некоторых художников, путешествия в отдаленные области страны, погружение в экстремальные условия, вошли в образ жизни и стали стимулом для творчества. Показателен пример Всеволода Петрова-Маслакова: он предпринял десятки путешествий в дикие края, снова и снова отправлялся в глухую тайгу или на Чукотку за впечатлениями. В Советское время практиковались творческие командировки для художников по всей стране. Мастеров кисти отправляли с экспедициями на Чукотку, в Сибирь, на Дальний восток, в Казахстан...
Загадки и коды советского искусства. Творческий поток.
Автор этюда с лошадками Владимир Токарев вскоре после окончания войны и завершения учебы в Академии художеств уехал с семьей в Тверскую область. На берегу озера Мстино в деревне Кишарино В.Ф. Токарев построил великолепный дом, который художники прозвали «токаревское подворье». Его дом располагался неподалеку от знаменитой Академической дачи им. Репина. Там он много лет подряд руководил «творческими потоками». Давайте узнаем, чем Токареву приходилось заниматься на этой должности. Советские художники, входившие в состав Союза художников, два раза в году могли получить путевку на Творческую дачу...
Загадки и коды советского искусства. О пленэре.
На картине Николая Галахова запечатлен художник за работой на пленэре: с этюдником он сидит на берегу реки и пишет на открытом воздухе. Вместе с тем картина Галахова — это пейзаж, который также отвечает всем принципам пленэрной живописи. В первую очередь картина наполнена воздухом, светом и передает состояние летнего солнечного дня. Давайте разберемся, что еще характерно для живописи на открытом воздухе. Под открытым небом, в световой среде, отличной от интерьера, живопись приобретает иной смысл и содержание, нежели в работе, написанной в мастерской...
Загадки и коды советского искусства.Творческие дачи.
На картине Вячеслава Федорова «Утро весеннее» изображено конкретное место. Это деревня Терпигорево в Тверской области. Она находится в окрестностях знаменитой Академической дачи им. Репина – одной из Творческих дач Союза художников СССР, куда в XX веке приезжали работать все крупные советские мастера. Эта картина — ода месту, которое было источником творческой силы для многих советских живописцев. О феномене Творческих дач мы хотим рассказать подробнее. Творческие дачи были важной частью художественной жизни послевоенного времени и по- своему воплотили идею арт-коммуны...