Статьи
2 года назад
Для «галочки». Как писали законы «слуги царя» и как их пишут «слуги народа». Уч.г., 13.07.21https://ug.ru/dlya-galochki/
Как только президент страны подписал указ о выборах в Государственную Думу, «слуги народа» поспешили отчитаться о 2310 принятых ими законах. Электорату по старинке внушают: чем больше их принято, тем лучше живется народу. С подачи Комитета по образованию и науке Дума приняла 45 законов. Методом случайной выборки разберем по-взрослому один из них. Например, вступивший в силу уже год назад Закон №403‑ФЗ «О внесении изменений в Закон «Об образовании в РФ» в части практической подготовки обучающихся». Необходимость его принятия авторы объяснили одной фразой: «Образовательные программы не позволяют студентам достигнуть того уровня практической подготовки, которого ждут от них работодатели»...
1 прочтение · 2 года назад
Избрать нельзя назначить. Кто станет 13-м президентом РАО? Учит. газ, 8.06.21 https://ug.ru/izbrat-nelzya-naznachit/
30 июня состоится общее собрание Российской академии образования с выборами президента. Дело, в общем-то, привычное и понятное. В п. 53 устава РАО оно обозначено простыми словами: «Президент избирается общим собранием». С 1943 года, когда была создана академия, больших проблем не возникало. Выборы были честными и не очень, но всегда выдвигалось несколько кандидатов в президенты и избирался лучший. В истории РАО было 12 президентов, ждем тринадцатого. Слово «ждем» не оговорка. В последние годы порядок избрания стал меняться и перешел в устойчивый режим выбора «одного из одного». Уже в 2013 году...
2 года назад
19. Приговор. УГ, 2 .03.21 https://ug.ru/prigovor/
Окончание. Начало в №42-52 за 2020 год и в №1-3, 5-8 за 2021 год Чтобы долго не интриговать читателя заголовком, сразу поясним. Одно из противоречий в том, что Конституция РФ (ст. 71, п. «е») разделяет понятия «воспитание» и «образование», фиксируя их как две самостоятельные, хотя и сопряженные, общественные функции. Законодатель неправомерно применил иную формулу: «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения» (ст. 2, п. 1), получилась «русская матрешка», вместившая в образование не только обучение (общее и дополнительное), но и воспитание. Не убеждает? Ударим по сомневающимся...
2 года назад
18. Поворот не туда. Три семантические ошибки Закона «Об образовании в РФ»Уч.г. №08 от 23.02.21 https://ug.ru/povorot-ne-tuda/
родолжение. Начало в №42-52 за 2020 год и в №1-3, 5-7 за 2021 год «Есть много слов, не имеющих точного определения, смешиваемых одно с другим, таковы слова: воспитание, образование и даже обучение», – пишет Лев Толстой. И попадает точно в цель, обнажая ключевое заблуждение, из которого педагогика не выбралась до сих пор. Речь не только о словах, но и о производимых ими смыслах, причем укорененных, значимых. Тех, которые скрепляют законодательные нормы, обязывая следовать им, несмотря на внутреннее сопротивление, а иногда и неприятие. Чтобы в них разобраться, придется углубиться в семантику ключевых понятий...
7 прочтений · 2 года назад
«Педагогика — не наука, а искусство». Прав ли … Ушинский?Уч.г.№07,2021 https://ug.ru/pedagogika-ne-nauka-a-iskusstvo/
Продолжение. Начало в №42-52 за 2020 год и в №1-3, 5, 6 за 2021 год Фридрих Ницше писал о наличии у государства двух средств удержания народа в зависимости и повиновении: «Более грубое – войско, более тонкое – школы». С этим утверждением не только соглашались многие ученые, его прочно усвоили и вожди. Последний германский император Вильгельм II, например, в указе от 1 мая 1899 г. писал: «Уже давно я занят мыслью использовать школу для борьбы с распространением коммунистических идей». А вот другое...
1 прочтение · 2 года назад
16. Фальстарт в будущее Цена каприза министра Фурсенко. –УГ, 9.02.21https://ug.ru/falstart-v-budushhee/
октября 2020 года исполнилось ровно 80 лет со дня создания государственной системы профессионально-технического образования. Раньше подобные юбилеи отмечались широко и празднично, автор этих строк был докладчиком на торжественном собрании, посвященном 50‑летию Всесоюзной системы ПТО в Колонном зале Дома союзов. Теперь эту дату стали забывать, чему есть ряд причин. Одна из них – некоторая ее политизация, призванная подчеркнуть, что только советская власть сумела организовать массовое профессиональное обучение...
7 прочтений · 2 года назад
15. Драма двух столетий. Научные концепции Вахтерова и Днепрова Уч.г, №05, 2021 https://ug.ru/drama-dvuh-stoletij/
Продолжение. Начало цикла в №42-52 «Учительской газеты» за 2020 год и в №1-3 за 2021 год Для переломных эпох, связанных с заменой общественных основ, характерен всплеск свободной научной мысли. Таковыми в России были две эпохи. Символ одной – манифест Александра II «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» 1861 года, отменивший крепостное право. Другой – указ президента Бориса Ельцина «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» 1993 года, сменивший политический строй России...
1 прочтение · 2 года назад
14. Рывок к свободе образования. Программа перемен Геннадия Ягодина УГ, 19.01.21 https://ug.ru/ryvok-k-svobode/
Продолжение. Начало в №42-52 за 2020 год и в №1-2 за 2021 год Начавшуюся еще при советской власти горбачевскую перестройку можно назвать оптимистической трагедией. Оптимистической, потому что в стране дохнуло свободой, трагедией, потому что не смогли ею воспользоваться. В образовании тоже был сделан смелый рывок к обновлению школы, кульминацией которого стал состоявшийся 20-22 декабря 1988 года Всесоюзный съезд работников народного образования. Даже по своей форме он выглядел переходным: в президиуме...
1 прочтение · 2 года назад
13. Движение вспять. Сначала самоуправление, потом дисциплина...! Уч.г. №02,01.21 https://ug.ru/dvizhenie-vspyat/
Продолжение. Начало в №42-52 за 2020 год и №1 за 2021 год Слово «самоуправление» в Законе «Об образовании в РФ» встречается 83 раза. Торопливый читатель воспримет это как трогательную заботу власти о гражданском воспитании учащихся и мотивации их самостоятельности. Но не стоит спешить, так как слово это используют исключительно в связи с формальным упоминанием в тексте органов местного самоуправления. Получается некий парадокс: о воспитании говорим много и часто, в июне Владимир Путин даже внес в этот закон поправки, но о такой эффективной форме воспитания, как самоуправление учащихся, в нем ни разу не вспомнили...
2 прочтения · 2 года назад
12. Поселок. Воспитательно-трудовые коммуны Шацкого Уч.г. №01 от 5.01.2021https://ug.ru/poselok/
Продолжение. Начало в №42-52 за 2020 год Анатолий Луначарский вспоминал, как однажды ему неожиданно позвонил и предложил встретиться творец и вождь грозной ВЧК Феликс Дзержинский. Ожидая его, Луначарский перебирал возможные линии пересечения интересов, но так и не смог догадаться о цели встречи. И вот «входит Феликс Эдмундович, как всегда, горящий и торопливый», с ходу заявляя: «Я хочу бросить часть моих личных сил, а главное – сил ВЧК на борьбу с детской беспризорностью. Сколько их искалечено нуждой, тут надо прямо-таки броситься на помощь, как если бы мы видели утопающих детей»...
2 года назад
11. Возвращение к детдому. На педагогических «граблях» Екатерины второй Уч.г, №52,2020 https://ug.ru/vozvrashhenie-k-detdomu/
Продолжение. Начало в №42-51 В истории России было только два монарха, имена которых употребляются с прилагательным «Великий»: Петр I и Екатерина II. Но лишь один, о педагогическом наследии которого пишут монографии и диссертации. Точнее, одна. «Едва ли какой монарх так вникал в воспитательные идеи и так хорошо был знаком с лучшими писателями по этой части, как Екатерина», – утверждал Владимир Стоюнин, один из исследователей образовательных реформ Екатерины. Вряд ли стоит удивляться скудости педагогического...
2 прочтения · 2 года назад
10. Теория свободного образования.От утопистов до Льва ТолстогоУч. г. 22.12.20https://ug.ru/teoriya-svobodnogo-obrazovaniya/
родолжение. Начало в №42-50 Из глубины веков до нас дошли имена великих свободоборцев, взгляды которых порой различались, но сходились в одном: человек должен иметь право на образование, выбор труда и мировоззрения. Томас Мор, Франсуа Вольтер, Шарль Фурье, Роберт ­Оуэн – эти имена стали символом свободы, все они прописаны в пантеоне истории. Стоит ли удивляться, что идея свободы владела и умами классиков педагогики, которые связывали с понятием «свободное образование» движение к идеалу школы, где нет места принуждению и насилию...