Ролики
Статьи
31 прочтение · 2 года назад
Немецкий классический идеализм – основные представители и идеи.
Представители: Иммануила Канта;Иоганна Фихте;Фридриха Шеллинга;Георга Гегеля Основные идеи ведущих представителей немецкой классической философии. Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант. (теория возвышенного в искусстве: прекрасное в природе ограничено формой, в искусстве же возможно восхищаться бесформенным, т.к. в нем , или благодаря ему, представляется безграничность, которая, тем не менее, целостна. Природа - свободная стихия и этим привлекательна. Человек имеет безграничные возможности.) -Дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных...
257 прочтений · 2 года назад
Этика долга Канта. Понятие категорического императива.
Если в сфере теоретического разума, т.е. в мире природы, как мы знаем, нет места понятию цели, то в сфере практического разума, в мире свободы цель - это ключевое понятие. Определяя основания воли, разум в его практическом применении ставит воле ее цель; возможность же действовать в соответствии с целями разума есть сущность свободной воли, сущность человека как свободного существа. Понятие цели определяется Кантом как "причинность из свободы"; если в мире эмпирическом, в мире природы всякое явление обусловлено предшествующим как своей причиной, то в мире свободы разумное существо может "начинать ряд", исходя из понятия разума, вовсе не будучи детерминированным природной необходимостью...
345 прочтений · 2 года назад
И.Кант как родоначальник трансцендентальной философии. Априоризм Канта – в чем он выражается?
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ по Канту, с точки зрения его критицизма, это система всех рассудочных понятий и принципов, поскольку они связаны с предметами, которые даны нам чувственно и благодаря этому могут быть подтверждены опытом. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ — более узкое обозначение для трансцендентализма; оба термина употребляются, однако, и как синонимы. Трансцендентализм есть 1) обозначение теоретико-познавательной позиции; 2) краткая форма для обозначения т. н. американского трансцендентализма; 3) характеристика взглядов ряда философов (трансцендентализм Канта, Гуссерля и т. д.); 4) широкое историко-философское...
108 прочтений · 2 года назад
Скептицизм Д.Юма. Критика понятия причинности. Проблема индукции.
Агностический вариант сенсуализма. Английский философ Юм (1711 - 1776). Источник знаний человека - ощущения, что стоит за ощущениями - непонятно, потому что пробиться за стену ощущений человек не может. Если так, то человек в принципе обречён делать только гипотезы. Вывод Юма: Знание - это практическая вера, человек должен подходить к нему с осторожностью. Ни в коем случае не следует рассчитывать на тот же самый результат, который был раньше. Практическое знание не может быть переведено в знание теоретическое: количество практик ограничено, за порогом может стоять случай, который опровергнет всё предыдущее...
304 прочтения · 2 года назад
Философия эпохи Просвещения. Основные проблемы и представители.
ПРОСВЕЩЕНИЕ (философия) — широкое культурное движение в Европе и Сев. Америке кон. 17 — 18 в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Центрами философии П. были Франция, Англия и Германия. Свое концентрированное выражение идеология П. получила во Франции в период с 1715 по 1789, названный веком Просвещения. Кантовское определение П. как «мужества пользоваться своим собственным умом» говорит о принципиальной установке П. на наделение разума статусом высшего авторитета и следующей из этого этической ответственности его носителей — просвещенных граждан Общие принципы: 1...
5 прочтений · 2 года назад
Утилитаризм как направление в этике – суть концепции, основные представители.
1) принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. 2) Направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Получило широкое распространение в Великобритании в 19 в., отразив умонастроения некоторых слоев англ. либеральной буржуазии. И. Бентам, основоположник У., считал основой морали полезность, которую он отождествлял с наслаждением. Исходя из натуралистического и внеисторического понимания природы человека, Бентам видел конечное назначение морали в том, чтобы способствовать естественному стремлению людей испытывать наслаждение и избегать страданий...
219 прочтений · 2 года назад
Г.В.Лейбниц и метафизика плюрализма. Монады и концепция «предустановленной гармонии» в системе Лейбница.
Учению Спинозы о единой субстанции, модусами которой являются все единичные вещи и существа, немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) противопоставил учение о множественности субстанций. Тем самым Лейбниц попытался провести в рационалистической метафизике XVII века восходящее к Аристотелю номиналистическое представление о реальности единичного. Плюрализм субстанций Лейбниц сознательно противопоставил пантеистическому монизму Спинозы. Самостоятельно существующие субстанции получили у Лейбница название монад. Согласно Лейбницу, монада проста, то есть не состоит из частей, а потому неделима...
78 прочтений · 2 года назад
Б.Спиноза и его метафизика монизма. Этика Спинозы.
Слабым пунктом учения Декарта был неопределенный статус субстанций: с одной стороны, подлинным бытием обладала только бесконечная субстанция - Бог, а конечные, то есть сотворенные, субстанции находились в зависимости от бесконечной. Это затруднение попытался преодолеть нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677), испытавший на себе сильное влияние Декарта, но не принявший его дуализма и создавший монистическое учение о единой субстанции, которую он назвал Богом или природой. Его учение - пример крайнего реализма (в средневековом его понимании), переходящего в пантеизм (представление о слиянии Бога и природы)...
323 прочтения · 2 года назад
Особенности эмпиристской философии Ф.Бэкона .Теория «идолов».Индукция как метод познания.
восстановил материалистическую традицию в европейской науке(сам материалистом не был), предложил новое понимание материи(совокупность частиц–отражение в физике Ньютона). Б.–основатель теоретической механики(движение–неотъемлемая часть материи). Фрэнсис Бэкон (1561-1626) Основное внимание Бэкон уделял проблематике науки, знания и познания. Наука, по мнению Бэкона, не может служить только целям обоснования бога, а также быть знанием ради знания. Конечная цель науки - изобретения и открытия, целью которых являются - удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, умножение власти людей над природой...
128 прочтений · 2 года назад
Наукоцентризм философии Нового времени –общая характеристика, основные этапы развития, представители и направления.
17-ый век открывает следующий период в развитии философии, который называют философией Нового времени. Разложение феодальных общественных порядков и ослабление влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии, она теперь опирается на науку. И, прежде всего на экспериментально-математическое естествознание, направленное  на  практическую  деятельность .Так как наука теперь занимает ведущее место в мировоззрении, то в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии. Продолжается, хотя и в новой форме, полемика между номинализмом, опирающимся на опыт и рационализмом, с опорой на разум...
74 прочтения · 2 года назад
Анторопоцентризм философии эпохи возрождения. Человек как творец самого себя.
Начиная с XIV-XV веков в странах Западной Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Эти перемены были связаны прежде всего с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Правда, этот процесс совершается вначале очень медленно и по-разному протекает в разных странах Европы. Важнейшей отличительной чертой...
404 прочтения · 2 года назад
Августин «Исповедь». Её значение для развития средневековой философии.
Исповедь (Confessiones), где Августин раскрывает перипетии своей духовной борьбы. В этой книге философ с глубоким психологизмом и предельной искренностью описал свою жизнь и основания своей веры. «Августин предстает в ней не как греческий гражданин, а как отдельный индивид, личность , вовлеченная в борьбу души и тела, где эмоции преобладают над разумом».12 Остановимся на «Исповеди» подробнее. Путь его философствования здесь- от разлада и раздвоения личной жизни к объективному миру и единству. Поскольку мы замыкаемся в нашем чувственном мире, мы находим в себе один лишь мрак и страдания. Все мышление...
Видео