Статьи
⚖️ Банк выдал неверную гарантию по Закону N 223-ФЗ – кассация не взыскала с него упущенную выгоду Заказчик признал победителя закупки среди СМСП уклонившимся от заключения договора, поскольку для его обеспечения он представил неверную независимую гарантию. Победитель обратился в суд, чтобы взыскать с банка убытки в виде цены договора и комиссии за выдачу гарантии. Первая и апелляционная инстанции его поддержали. Кассация удовлетворила иск частично: компенсировать можно только комиссию за выдачу обеспечения. Гарантия не отвечала требованиям Закона N 223-ФЗ, значит, банк оказал услуги некачественно. Во взыскании упущенной выгоды в виде цены договора победителю отказали: ● риск незаключения договора из-за неверной гарантии несет победитель. Именно он должен проверить ее соответствие Закону N 223-ФЗ; ● в данном случае победитель не принял всех мер, чтобы проверить гарантию. Он также не воспользовался правом на ее корректировку, которое закрепили в соглашении о выдаче обеспечения, и подписал акт приема-передачи гарантии. #НГ Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 07.06.2024 по делу N А56-57647/2023 © КонсультантПлюс
Обзор практики по 44-ФЗ. Перспективные изменения с 01.06.2024 https://www.youtube.com/watch?v=APXWo00RiQg В рамках вебинара Кирилл Кузнецов делает обзор правоприменительной практики по Закону 44-ФЗ. Рассказывает о перспективных изменениях с 1 июля 2024 года. #вебинар
Нужно ли руководствоваться Законом № 44-ФЗ при привлечении экспертов для налогового контроля? В силу положений, установленных п. 2 ст. 131 НК РФ, переводчики, специалисты и эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей. Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, установлены постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. № 298 и финансируются из федерального бюджета. Соответственно, по мнению представителей Минфина России, работы, выполняемые экспертами в целях защиты интересов общества и государства, а также защиты личности, прав и свобод человека и гражданина нельзя квалифицировать в качестве закупок, поэтому к отношениям, связанным с привлечением экспертов в рамках проведения налогового контроля, положения Закона № 44-ФЗ не применяются (Письмо Минфина России от 26.04.2024 № 24-06-06/39637). ❗️Напомним, что под действие Закона № 44-ФЗ подпадают любые возмездные договоры, по которым лица, именуемые в контексте норм этого федерального закона заказчиками, получают представление в неденежной форме и оплачивают его (кроме договоров, заключаемых в рамках отношений, перечисленных в ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ). Соответственно, под действие Закона № 44-ФЗ не подпадают отношения, основанные на подчинении, в том числе трудовые правоотношения (ст. 5, 15 ТК РФ) и налоговые правоотношения, включая отношения по уплате государственной пошлины (ст. 1, 2, глава 25.3 НК РФ). #минфин Источник ГАРАНТ.РУ
Дополнен перечень товаров, при закупках которых устанавливается повышенное авансирование Правительство РФ расширило список товаров, при закупках которых в 2022 - 2024 годах заказчики – получатели средств федерального бюджета предусматривают аванс в размере не менее 80% цены контракта, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24.12.2022 № 2411. Перечень дополнили пассажирскими и грузовыми канатными дорогами (код ОКПД 2 - 28.22.18.150). Постановление вступает в силу по истечении 7 дней со дня его официального опубликования. Документ: Постановление Правительства РФ от 12.06.2024 № 793 Источник: ЭТП «Фабрикант»
Как правильно формировать акт приемки по форме 0510452? https://www.youtube.com/watch?v=GackIPc8i5o С 2024 года все учреждения и организации, осуществляющие закупки товаров, работ, услуг по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ, оформляют акт приемки по форме 0510452, утвержденной приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61н. Такой акт является обязательным первичным учетным документом для приемки ТРУ без использования ЕИС. Обзор подготовил эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Пилипенко Эльвира. #приемка
❓ВОПРОС: Как исполнить требования постановления Правительства РФ от 08.07.2022 № 1224 при закупке гидроизоляционной мастики (КТРУ 23.99.12.120-00000006)? ✅ ОТВЕТ: Постановлением Правительства РФ от 08.07.2022 № 1224 (далее — ПП РФ № 1224) утверждены особенности описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования. В частности, с 1 января 2023 г. при закупке ряда товаров, перечисленных в ПП РФ № 1224, указывается доля вторичного сырья, использованного при производстве таких товаров. Как разъяснило Минприроды России в письме от 16.09.2022 № 25-29/36428 (см. также письмо Минприроды России от 27.02.2023 № 25-53/6938), подтверждением наличия вторичных ресурсов в закупаемой продукции (в т. ч. при приемке товара) могут служить: ● письма от производителя продукции/товара с указанием массовой доли вторичного сырья; ● выписки из технологической/производственной документации производителя товара/продукции; ● документация на входной поток вторичного сырья производителя товара/продукции по кодам классификатора ОКПД2. Вместе с этим само ПП РФ № 1224 не содержит требований к порядку подтверждения участником закупки доли вторичного сырья, использованного при производстве товара, ни в заявке, ни при поставке/приемке. В частности, на это обратил внимание и регулятор контрактной системы в своих разъяснениях (см. Письмо Минфина России от 26.04.2023 № 24-06-06/38438). Извлечение: ПП РФ № 1224 устанавливает обязанность заказчика при описании закупаемого товара указывать необходимую долю вторичного сырья, использованного при его производстве. При этом, учитывая, что требования к размеру доли не предусмотрены, заказчик самостоятельно устанавливает такую долю при описании объекта закупки в извещении о закупке. Также необходимо отметить, что ПП РФ № 1224 не обязывает участников закупки представлять в составе заявки информацию о доле вторичного сырья, использованного при производстве предлагаемого к поставке товара. Учитывая, что Закон № 44-ФЗ не допускает требовать от участника закупки представления информации и документов, не предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, заказчики не вправе требовать указания в заявке участника закупки доли вторичного сырья, а также представления каких-либо подтверждающих документов. Соблюдение установленных заказчиком при описании объекта закупки требований может быть проверено при приемке поставленного товара в порядке, предусмотренном контрактом. Размер доли вторичного сырья, использованного при производстве товаров, перечисленных в ПП РФ № 1224, в указанном постановлении также не определен, в связи с чем заказчик должен определить его самостоятельно. По нашему мнению, целесообразно указывать размер доли вторичного сырья с формулировкой «не менее». Причем указывать только в «полном» описании объекта закупки, т. к. рассматриваемый параметр не относится к характеристикам, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, а потому в структурированном виде данный параметр в извещение о закупке включать не нужно (это автоматически означало бы обязанность участника закупки дать свое предложение по нему, для чего нет необходимых правовых оснований). Такой подход разделяет и правоприменительная практика (см. Решения Санкт-Петербургского УФАС России от 31.01.2024 по делу № 44-381/24, Московского УФАС России от 09.02.023 по делу № 077/06/106-1735/2023). #ТЗ На вопрос отвечала: эксперт ЭИС ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Елена Чернюк
Минтранс разработал поправки в типовые условия контрактов на выполнение регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам Опубликован проект о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 19.08.2022 № 1445, которым утверждены типовые условия контрактов на выполнение регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Поправки направлены на поддержку перевозчиков – исполнителей по таким контрактам. Проект предусматривает: ● закрепление возможности заказчика устанавливать цену единицы работ, выполняемых с использованием транспортных средств каждого класса, и (или) транспортных средств, оснащённых двигателями каждого вида, и максимальную цену контракта; ● исключение обязанности заказчика устанавливать объём транспортной работы для каждого маршрута раздельно; ● дополнение нормой о раздельном учёте транспортных средств, оснащённых двигателем каждого вида (на дизельном топливе, на газомоторном топливе, на электрической энергии от батареи, заряжаемой от внешнего источника). Применение механизма закупок «за единицу работы» позволит обеспечить исполнение контракта по формуле, учитывающей конкретный размер оплаты исполнителю, в зависимости от возникновения определённых контрактом фактических обстоятельств. Авторы проекта отмечают, что действующий механизм (типовые условия в существующей редакции) при заключении долгосрочных контрактов на срок использования транспортных средств не учитывает такой фактор, как изменение маршрутов, например, в случае ввода в эксплуатацию новых станций, линий или новых жилых комплексов. Также не учитывается необходимость замены предусмотренного контрактом подвижного состава на случай увеличения пассажиропотока. Таким образом, принятие проекта поможет учесть изменение затрат перевозчика в цене контракта. Общественное обсуждение проекта продлится до 24 июня 2024 года. #планы Источник: ЭТП «Фабрикант»
Гарантия для обеспечения исполнения контрактов по Закону № 44-ФЗ: дополнительные условия В подготовленном специалистами Минфина России письме, в частности, отмечается, что согласно абз. 1 дополнительных требований к независимой гарантии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005, независимая гарантия должна быть составлена по типовым формам и на условиях, определенных гражданским законодательством и ст. 45 Закона № 44-ФЗ, с учетом соответствующих дополнительных требований. При этом гарантии могут содержать дополнительные условия, которые не должны противоречить положениям извещения, проекта контракта.(Письмо Минфина России от 27.05.2024 № 24-06-09/48613) Напомним, что независимая гарантия, которая предоставляется заказчику в качестве обеспечения заявки либо в качестве обеспечения исполнения контракта, а также в качестве обеспечения гарантийных обязательств, должна быть безотзывной и должна содержать условия, перечисленные в ч 2 и ч. 3 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, а также предусмотренные подп. "а" дополнительных требований. #НГ #минфин Источник: ГАРАНТ.РУ
Оценка заявок по Закону № 223-ФЗ: практика установления неценовых критериев В новом выпуске видеорубрики «Просто о сложном» старший юрист Экспертного центра Института госзакупок Снежана Постовалова рассматривает примеры правоприменительной практики по вопросу установления неценовых критериев и показателей оценки заявок по Закону № 223-ФЗ. #223фз
«Кодификация законодательства о закупках — это необходимость!», — к таким выводам пришли слушатели из зала, которые присутствовали на экспертном совещании «Кодекс закупок или единые правила игры» на XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». А Вы как считаете, нужен ли нам Кодекс закупок – поучаствуйте в опросе коллег!👇
🔹 По Закону N 223-ФЗ 📍Определили неоднозначные условия сделки с единственным участником В положении и документации о закупке закрепили условие: если конкурентный отбор не состоялся из-за того, что на участие подали лишь 1 надлежащую заявку, то заказчик вправе заключить сделку с единственным участником. Контролеры решили, что такое условие незаконно, и среди прочего отметили: сделка с единственным участником зависит от воли заказчика. Это нарушает принцип равноправия. 📍Не указали в протоколе точные причины отклонения заявки Заявку участника отклонили за представление недостоверной информации, но не указали в протоколе, какие именно сведения являются таковыми: Контролеры с этим не согласились: ● в протоколе надо ясно раскрыть причины отклонения заявки участника, поскольку такие сведения затрагивают его права и интересы; ● заказчик не указал, какие документы не отвечали условиям закупки. Значит, он нарушил принцип информационной открытости. 📍Установили неверный порядок определения победителя при равных ценовых предложениях Заявитель жалобы первым подал ценовое предложение. Позже ту же цену предложил и победитель. Таковым его определили, поскольку он раньше подал заявку. По положению о закупке при равных ценах у такого участника приоритет. Контролеры решили, что данный порядок определения победителя в спорной ситуации нарушает принципы Закона N 223-ФЗ. По очередности подачи заявок нельзя выявлять победителя, поскольку она не имеет связи с итогами закупки. #223фз Документы: 👉 Обзор административной практики по Закону N 44-ФЗ (апрель 2024 года) 👉 Обзор судебной практики по Закону N 44-ФЗ (апрель 2024 года) 👉 Обзор практики рассмотрения жалоб при закупках по Закону N 44-ФЗ (апрель 2024 года) 👉 Обзор административной практики по Закону N 223-ФЗ (апрель 2024 года) 👉 Обзор практики рассмотрения жалоб при закупках по Закону N 223-ФЗ (апрель 2024 года)