Статьи
2 прочтения · 2 года назад
Троица Андрея Рублёва
"С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши,  и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися." (Пс.17 ст.25-27) Икона Святой Троицы самая известная, и, пожалуй, самая узнаваемая икона, являющаяся настоящим сокровищем Третьяковской галереи, принадлежащая письму прославленного иконописца Андрея Рублёва. Андрей Рублёв -"иконописец преизрядный" был иноком Спасо-Андроникова монастыря в Москве, принял постриг ещё при игумене монастыря - Андронике Московском, ученике Преподобного Сергия Радонежского...
200 прочтений · 2 года назад
Стоглавый Собор 1551 года.
Летом 1547 года, после опустошительного пожара, в Москве сгорело множество соборов, монастырей, а также погорели кремлёвские палаты. После такого происшествия стояла задача восстановить всё, а в частности погоревшие иконы. Были приглашены иконописцы из Великого Новгорода, Пскова и других художественных центров Руси, поскольку одних только московских иконописцев было недостаточно, чтобы справиться с задачей восстановления и написания такого огромного количества утраченных икон. А в Кремле работа...
197 прочтений · 2 года назад
Символика нимба. Изображение нимба на православных иконах, его прообразовательный смысл и значение.
В христианском изобразительном искусстве форма и цвет нимба обозначают определённый смысл образа, а также его символическую принадлежность. Начиная приблизительно с IV века формируется особое многообразие символических обозначений нимба. Известно, что нимб как знак божественной силы возник в религиозном искусстве Ближнего Востока, намного раньше чем в христианском. Не все нимбы в изобразительном искусстве могут символизировать святость. Ещё в Древнем Египте некоторые божества изображались с солнечным диском над головой (например, Бог Солнца - Ра, Осирис и пр...
12 прочтений · 2 года назад
Народная икона православной Эфиопии
Народная икона возникала повсеместно. Для неё характерны: дидактивность, широкая доступность населению. Общие черты, отличающие её от идеальных с художественной точки зрения: часто бывает упрощённость, декоративность, обобщённость форм, контурная стилизация. Всегда неизменной остаётся в иконе каноничность, то есть это те правила и законы, которым обязан подчиняться иконописец, и, за рамки которых не имеет права выйти. Икона остаётся вневременным и внепространственным произведением. Изображения...
4 прочтения · 2 года назад
Народная икона
Народная икона создавались повсеместно, на территории где было принято христианство. Такой вид религиозного творчества имел свои отличительные особенности и различия, в силу своеобразного и особого исторического развития. Суровый климат отразился в образе архитектуры- это мощные монументальные сооружения, в иконописи приглушенные мягкие цвета из соотвествующих местности пигментов, очерченость жёсткой линией контуров. Языческие представления и суеверия на периферии ещё долго сопутствовали простым жителям этих земель, хотя центры их были вполне просвещённые...
167 прочтений · 2 года назад
Иконография Небесных Сил
"Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился" ( А.С. Пушкин, отрывок из стихотворения "Пророк", 1826 г.) Так кто же этот загадочный "шестикрылый Серафим", который "на перепутье" встретился поэту? Какой он природы, откуда? Существует определённая иконография Небесных Сил. И у них есть своя целая иерархия в Христианстве. Многочисленное разнообразие Святых Ангелов подразделяется на три иерархии, а каждая иерархия подразделяется на три лика...
75 прочтений · 2 года назад
Основные типы Богородичных икон, которые получили широкое распространение в средневековой Руси
Однажды мне был задан такой вопрос: "Почему так много различных между собой икон Богородицы с разными названиями, Богородица же Одна?" Учёные исследователи христианского искусства давно ставили перед собой задачу классифицировать определённые схожие между собой образцы икон по какому-то общему или характерному для них признаку. Известный историк искусства Д. В. Айналов, ученик Никодима Павловича Кондакова, первым обратил внимание на античную основу христианского художественного синтеза, установив широкую преемственность композиционной схемы икон и их пластическую характеристику...
6 прочтений · 2 года назад
История принятия христианства в Древней Руси.
"..и не бе в нихъ правды, и въста родъ на родъ, и быша оусобице в них, и воевати сами на ся..." (Ипатьевская летопись:  "В лето 6370 (862)..") Что вообще из себя представляли северные земли в IX веке? Вспомним немного об особом и непростом пути их развития, а также образования в них цивилизованной жизни с принятием Христианства святым Князем Владимиром в 988 году. Некоторые историки делают вывод о том, что в начале своего существования Русь большей частью являлась варяжской, чем славянской. А варяги - это викинги (то есть скандинавы)...
18 прочтений · 2 года назад
Образ Святого Патрика в христианской Ирландии
Христианство посетило северные-западные земли постепенно и ни сразу. Во многом благодаря деятельности Святого Патрикия, известного римско-британского христианского миссионера и епископа в Ирландии V века. Уставы ирландских монастырей, организованные деятельностью и учением Святого Патрика, во многом опирались на уставы египетских отцов-пустынников: в их основе лежали молитва и аскетическая жизнь. Так в Ирландии постепенно сложились: монашеская жизнь, традиции старчества и латинская ученость. Благодаря святому Патрикию и его ученикам, Ирландию прозвали «островом святых и ученых»...
45 прочтений · 2 года назад
Ранние иконы Синая в период Византийского искусства.
Интересно ознакомиться со спецификой исторического периода, который не мог не повлиять на складывавшиеся тогда культуру и искусство. Огромная по территории Римская империя в 395 году распалась на две части: западную и восточную. На Западе произошёл кризис, которого не было на Востоке. Пришедшие в Западную Римскую империю, варвары прервали античные традиции. А античность это очень важное и родное наследие для Византии. В состав отделившейся Восточной Римской империи входили: Малая Азия, Греция, Грузия, Армения, острова в Средиземном море, Египет, Палестина, Сирия...
32 прочтения · 2 года назад
Фаюмские портреты
Особого внимания и более подробного рассмотрения заслуживают фаюмские портреты. На них можно смотреть постоянно. Они подкупают своей цельностью, образностью, естественной красотой, выглядят очень живо. Даже невозможно себе представить, что эти работы художников являются заупокойными портретами и атрибутами загробного ритуала,- это египетская погребальная традиция с греко-римским влиянием. Уже очень много написано относительно происхождения и истории открытия фаюмских портретов. Рассмотрим кратко их небольшую историческую справку...
4 прочтения · 2 года назад
Запад - Восток _часть 2
Католики признают иконы. Но для них любая религиозная картина может служить в качестве иконы. С Православной точки зрения, в обычной картине, самой обычной, исихазма быть не может. Есть и другая крайность: протестанты, например, это вообще иконоборцы, которые считают, что икона существует как художественное произведение отдельно и само по себе. Известно, что святой Апостол Лука был не только автором одного из четырёх Евангелий и Деяний Св. Апостолов, врачом, судовым доктором, знатоком права, но ещё и живописцем...