Статьи
23 прочтения · 2 года назад
Поговорим о сорокоустах, которые можно заказать в том числе и внашем храме. Напомню: во время проскомидии священник изымает частицу просфоры, называя имя конкретного христианина, говорит «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» — и опускает частицу просфоры в чашу со Святой Кровью. Это общеизвестно, но вот какая неочевидная мысль постоянно приходит мне в голову. Мы заказываем сорокоуст, вот такое поминовение нашего близкого в течение сорока Литургий. Но не слишком ли просто мы представляем этот элемент обряда? Действительно, когда мы «заказываем» священнику «простую» молитву за наших ближних, мы как бы говорим: «Пусть наши родители, братья, друзья участвуют в церковной молитве — через нас, через Церковь, поскольку сами они молится по той или иной причине не могут». Но мы сами до конца и с полной уверенностью не можем сказать, что означает это участие в церковной молитве — оно таинственно, оно касается одновременно и тайны Церкви и тайны посмертного (если речь идет об усопших) бытия и тайны человеческой свободы, ведь Церковь учит нас и о том, то после смерти покаяние невозможно и о том, что обусопших можно молиться, как бы помогая в покаянии. Но проскомидия — это не просто поминовение, не просто включение в молитву. Это символическое свидетельство того, что наши близкие — и живые и усопшие — это частицы Церкви, частицы Тела Христова, чьи грехи УЖЕ ОМЫТЫ Кровью Спасителя. Выходит, что они не просто молятся вместе с нами, но и участвуют в Евхаристии. Как это обяснить? Как истолковать? Как уже осуществившуюся реальность? Как манифестацию нашей надежды на Бога? Или как перспективу, осуществление которой зависит от нашей нравственной жизни, от того, насколько «интенсивно» мы участвуем в богослужении? «Бог внимает молитве, — говорит святитель Феофан Затворник, — когда молятся болящею о чем-либо душою. Если никто не вздохнет от души, то молебны потрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня. Только и есть тут ваша вера и надежда, знамением коих служат ваши заказы». Вопросы, вопросы… В любом случае многосотлетней историей Церкви доказано, что поминовение усопших проскомидией — инструмент действенный, полезный и усопшим и живым.
12 прочтений · 2 года назад
Вот и наступил новый 2023-й год. Символично, что первый день нового года выпал на воскресенье. Это должно напомнить нам, то мы – члены Церкви воскресшего Христа. Как утверждают святые отцы, если бы не было Воскресения – всё остальное в нашей религии было бы бессмысленным. Оно как пружина в общей тетради, вынь которую – и все листы распадутся, а значит, весь изложенный на них смысл перепутается, развалится. . И очень замечательно, что 1 января мы встретились на Божественной литургии, чтобы прославить Господа, воскресшего из мёртвых, и причаститься Его святых Таин. Но вместе с тем, радость от встречи с Богом не должна омрачаться примесью осуждения по отношению к тем, кто остался дома. К сожалению, есть такая немощь у православных верующих – ставить себя на ступеньку выше тех, кто в большем плену у мира, чем они. . Это, конечно, может в какой-то степени печалить, что кто-то переел или перебрал за новогодним столом, и из-за этого не смог посетить воскресную службу. Но каждый христианин должен следить за собой, а не подмечать промахи ближних. Причастились сегодня на литургии – слава Богу! На этом мысль верующего должна остановиться, а не продолжать дрейфовать в сторону вопроса: а кто это там не дождался Христа и расслабился? Растеряем всю полученную благодать – оставим суд Господу.
15 прочтений · 2 года назад
Рождество совсем близко. «Близ есть, при дверех» (Мф. 24:33) - как говорит сам Господь, и эти слова, как считается, относятся к Его второму пришествию во славе. Но во-первых, в неком сущностном смысле Его явление мира едино: если мы приняли Его первое пришествие, то Он уже вошел в наше сердце навеки. А если отвергли, то и второго не заметим. А во-вторых, мы ведь не можем сесть на машину времени и отправиться на 2000 лет в прошлое (как в популярном протестантском мультике «Суперкнига»), не можем в грубо-материальном смысле присоединиться к пастухам и волхвам, не сможем стать современниками Христа в буквальном смысле. Но это значит, что для нас Рождество эсхатологично, что стремясь увидеть Богомладенца в яслях, мы стремимся и к тому Христу, который придет «на облаках во славе с Ангелами». Вспоминается глубочайшее толкование Иоанна Златоуста: «”ведите, яко близ есть, при дверех”. Вместе с этим Христос пророчествует и о духовном лете, и о той тишине, которая в тот день настанет для праведных после обуревающей их теперь зимы: грешникам же, напротив, предсказывает зиму по прошествии лета, что подтвердил впоследствии, сказав, что день тот застанет их посреди роскоши и удовольствий». Удивительно, но второе пришествие Христа для праведников будет таким же тихим, как тиха Рождественская ночь (помните я писал об особой духовной тишине Рождества?), как затишье после зимней бури. Выходит, что Христос для верных будет столь же «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29) как ребенок в яслях. Но это не просто богословская схоластика. Для нас духовное тождество Рождества (=Первое Пришествие) и Второго пришествия важно тем, что нас призывают не к какой-то «неполной» собранности, не к ограниченному трезвению, не к полурассеянному вниманию, не к полвинчатой любви, не к второсортной жертве. Мы встретимся со Христом, который тождественен Сам себе во веке веков, а значит, и наши добродетели должны быть (в меру наших сил) совершенными. Рождество – это не подготовка к событию (Воскресению? Концу мира?), а само событие, которое радикально изменило мир, его физическую и метафизическую суть, и конечно, должно изменить нашу жизнь. Рождество совсем близко. «Близ есть, при дверех».
15 прочтений · 2 года назад
Сегодня традиционно рассуждаем о воскресном Евангелии, которое читалось за всенощным бдением. Господь внезапно является ученикам в тот момент, когда апостолы Лука и Клеопа рассказывали им о явлении Христа в виде странника на пути в Эммаус, и как он открылся им в преломлении хлеба. Все они буквально оторопели от неожиданности. . Спаситель продемонстрировал способность Своего воскресшего Тела проникать в помещение, даже если оно заперто. Для того, чтобы успокоить шокированных учеников – Он показывает свои раны, и предлагает к Себе прикоснуться, чтобы удостовериться, что не является призраком. Святые отцы считают, что и покушать он просит у последователей с той же целью, чтобы они удостоверились в Его реальном присутствии. . За этим чудесным событием нам нельзя упустить важный момент, на котором Иисус акцентировал внимание апостолов. Он начал напоминать им ветхозаветные пророчества, которые предрекали Его Воскресение. И тогда апостол Лука, который находился в этот момент рядом с Господом, пишет: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24, 45). . Каждый христианин должен понимать, что открывая Писание, он не просто читает книгу, а начинает общение с Самим Богом, Который открывает доступ к глубинному смыслу священных текстов. Поэтому это такая же наша святая обязанность, как молитва, пост, участие в таинствах. В идеале каждый верующий должен выделить определённое время в своём распорядке дня для чтения этой Книги книг.
10 прочтений · 2 года назад
Бог родился вдали от городской суеты, родился ночью, а ночь в древнем мире — это безмолвие. О рождении Бога первыми узнали пастухи, которые скорее всего дремали вполглаза или молча грелись у костра — первые слова они произнесли, только когда услышали и увиедели ангела, возвестившего о Рождестве. Эта особенная рождественская тишина, которая в наших широтах накладывается на сонливую романтику зимнего периода, и проявляется в обмирщенной рождественской эстетике, для нас христиан очень ценна. Если Рождество — это по преимуществу «тихий» праздник, то нам важно понять почему? И как эта тишина проявляется, существует в нашей духовной жизни? По-моему, аналогия очевидна. Бог-Слово рождается в мире, отвечая не на слова философов, не на речи ораторов, не на приказы императоров, а на «умное молчание» (прп. Амвросий Опт.) человечества, на смиренное ожидание того, как именно будет действовать Его воля. Бог ответил на акт любви, ответил на молчаливую молитву. Но не точно ли то же самое происходит с нами, когда мы обращаемся к Богу с многословными просьбами, когда говорим-говорим-говорим, а потом удивляемся, что не получаем ответа на молитвы, когда получаем совсем не то, чего просим? Но стоит нам замолчать, стоит обратиться к своему «внутреннему человеку» и в нем, в его тишине попытаться услышать Бога, мы почувствуем, а точнее осознаем, что Он вовсе не молчит, что Он действует в нас непрестанно, что Он обращается к нам и настойчиво собщает, в чем заключается наша польза. Не случайно же богослужебные книги рекомендуют перед произнесением правила «немного подождать, пока все чувства не придут в тишину». Может быть, если начинать молитву прошения с молчаливого предстояния перед Богом, то многие наши просьбы отпадут сами собой? Ведь «благоразумное молчание есть матерь молитвы, воззвание из мысленного пленения, хранилище Божественного огня, страж помыслов, соглядатай врагов, училище плача, друг слез, делатель памяти о смерти, живописатель вечного мучения, любоиспытатель грядущего суда, споспешник спасительной печали, враг дерзости, безмолвия супруг, противник любоучительства, причащение разума, творец видений, неприметное предуспеяние, сокровенное восхождение» (Иоанн Лествичник).
32 прочтения · 2 года назад
Сегодня мы прошли день зимнего солнцестояния. Это значит, что пройден определённый рубеж, после которого световой день будет увеличиваться, а ночь – уменьшаться. Следовательно, мы с вами начали путь навстречу весне. Тут масса христианской символики, где Свет отвоёвывает пространство у тьмы, а конечный пункт под названием Вечная Весна – это образ Пасхи Христовой. . Но до Пасхи ещё далеко, а вот Рождество Христово всё ближе и ближе. Совсем скоро будем отмечать рождение Того, кого Церковь именует не иначе, как Солнце Правды. А значит, солнечных дней в душе должно становится всё больше. Но этот Нетварный свет не пробьётся сквозь грязные окна наших сердец, поэтому нужно засучить рукава и почистить их от грехов и страстей. . Самое время собираться в кругу семьи у камина и начинать чтение рождественских рассказов о чудесах. Да, их творит Бог, но руками людей. Он зажигает их сердца любовью, словно яркие лампады, которые освящают дорогу заблудившимся по жизни путникам и согревают замёрзших от людского равнодушия. . Для каждого из нас оставшееся время поста может стать периодом для совершения важных добрых дел. Для этого мы можем оглянуться и обратить внимание на тех, кто нуждается в нашей помощи, внимании, добром слове, поддержке, молитве. Поскольку добрые дела тоже входят в состав рождественского поста. Ведь христианская любовь должна быть деятельной, ибо вера без дел мертва.
11 прочтений · 2 года назад
К сожалению, нередко так бывает, что человек приходит в храм, как в последнюю инстанцию. Он отягощён своими проблемами, которые пришёл решать с помощью христианства. Семья на грани развала, сын/дочь отбились от рук, болезни, конфликт на работе, угроза судебного разбирательства – вот неполный перечень возможных трудностей. . Но печален тот  факт, что если проблема вдруг разрешится, то человек, пришедший в Церковь по данному мотиву – не увидит больше причин оставаться в храме. Или, напротив, он не получил рецепт решения жизненных неурядиц. Тем более, велики шансы, что такой верующий больше не появится на пороге прихода, который посещал. . А всё почему? У человека была неправильная мотивация, торговые отношения с Богом, которые неприемлемы для христианина. Поэтому он не получил удовлетворения. Потому что духовной жизни не было. Была её имитация – походами на литургию, исповедью, причащением. Поскольку он видел в Боге не Спасителя, а средство возвращения в зону комфорта. . Оттого такой верующий фактически остаётся в статусе захожанина, а не прихожанина. У него не получается стать полноценным членом общины. Единственный правильный мотив прихода в Церковь – стать ближе к Господу. А это невозможно без искреннего покаяния, очищения грехов, внутренней брани и прочих элементов духовной жизни. Короче говоря. Если нами двигает не любовь, а какая-либо корысть, то это надо кардинально менять.
10 прочтений · 2 года назад
Ожидание Рождества… А чего мы собственно ждем? Почему мы сами себя отделяем от события Рождества каким-то временным периодом? Вопрос непростой, философский. Бог существует вне времени, но в определенный момент и в опреденном месте Он стал человеком, а значит подчинился законам времени и пространства, законам, в рамках которых существует тварный мир. Это событие случилось один раз, но мы к нему постоянно возвращаемся, создавая сами для себя искусственную (в хорошем смысле) ситуацию, разделяя время на «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова». Почему мы (точнее Церковь Христова — это ее установление) так делаем. Думаю, в этом есть и психологический и богословский аспекты. С психологической точки зрения для нас важно прочувствовать, что значит жить в мире без Христа, что значит жить лишь верой в Бога, надеждой на Него, упованием на то, что Он исполнит то, что когда-то нам обещал — пришествие Спасителя и избавление нас от греха и смерти. Для этого нужен пост, сугубая молитва, напряженная литургическая жизнь. Конечно, нам не нужно отождествлять себя с древними иудеями — это было бы излишним фантазированием, чуждым православной аскетике. Но вот почувствовать свою слабость, свою нищету мы не только можем, но и должны. С богословской же точки зрения Бог, родившийся 2000 лет назад, должен родиться теперь и в наших душах, должен прийти в наш душевный хлев, а мы должны его встретить сердечной чистотой, душевным порядком и покоем, любовью к Нему и ближнему. Это именно то, чего мы ждем и то, к чему готовимся. Ведь на уборку дома, на приготовление трапезы, на обустройство хозяйства нужно время — его нам и дает Церковь, это время называется Рождественский пост. «Рождество пред тобой, предо мной, пред всеми нами, братья и сестры, — пишет Преподобный Иустин (Попович), — Бог рождается как человек, чтобы мы жили Им, и тем самым наполнили Богом и душу, и тело. А этого удобнее всего достигаем молитвою и постом. Они чистят, очищают и тело, и душу, чтобы в них радостно вселился Чудесный и Пресладкий Богомладенец, Господь Иисус, и исполнил Богом всецелое наше человеческое существо, все его безчисленные безконечности. Ибо для того и сотворены, человек, и твое тело, и твоя душа, чтобы исполниться Богом и жить Богом в горнем Божием мире».
9 прочтений · 2 года назад
Каждый год православные сталкиваются с проблемой конфликта старого и нового стилей. У гражданского общества вовсю идёт приготовление к празднованию Нового года: иллюминацией украшаются дома, сверкают и переливаются витрины, в торговых центрах появляются арт-объекты в виде Дед Морозов и снеговиков. Отовсюду льётся новогодняя музыка. А у православных – пост. . У верующего есть два пути в этой ситуации: либо превратиться в ворчливого буку, который осуждает всех вокруг, либо воспринимать происходящее в качестве предтечи к чуду Боговоплощения. Для православных людей Новый год всё равно не сможет затмить Рождество Христово. Потому что первое – просто календарная смена одного года на другой, а второе – День Рождения Бога. . К тому же, хоть уходящий 2022-й, хоть новый 2023 год – это даты от Рождества Христова. Хуже, когда выхолащивается сам праздник Рождества, который превращается в день жареной индейки, рождественского венка и ёлки. Xmas – Рождество без Христа. Собраться за столом всей семьёй это замечательно. Но нельзя забывать – Кто виновник торжества. . Поэтому в эти дни давайте будем посещать храм, причащаться, слушать и читать тематические отрывки Евангелия про то, что предшествовало рождению Богомладенца, выучим праздничный тропарь, несколько рождественских колядок. Наполним праздник главным содержанием – Иисусом Христом. Потому что это Его праздник, вокруг Него мы собираемся, как птенцы вокруг наседки.
11 прочтений · 2 года назад
Сегодня на воскресном всенощном бдении читался евангельский отрывок о двух апостолах от 70-ти Луке и Клеопе, которые шли из Иерусалима в Эммаус. Им предстояло одолеть расстояние – чуть более 10 километров. По дороге они обсуждали новости, связанные с Воскресением Христа. Разговаривали о визите мироносиц к пещере, где Он был погребён. Но словам женщин не поверили, которые что-то лепетали об отсутствии Тела, о видении Ангелов. . Самое интересное, что когда к ним по пути присоединился Иисус, то они не узнали Его. Сразу вспоминаются слова Господа, что где двое или трое собраны во имя Моё – там Я посреди них. В этом случае буквально исполнились слова Спасителя. Это значит, что в течении всей нашей жизни Христос может приходить к нам не только Своим Духом, но и под видом других людей. Поэтому мы должны относиться к каждому человеку, как к Образу Божию. . На что Господь потратил своё время, пока они шли в Эммаус? Он объясняли им все ветхозаветные пророчества о Нём. Поскольку Спасителя расстроил тот факт, что они не признали в Нём долгожданного Мессию. Ученики показали откровенное разочарование в Его смерти, поскольку видели в Нём, прежде всего, политического лидера, который выведет Израиль из-под иноземной оккупации. Задача Христа было показать духовную составляющую своей миссии, главная цель которой – Крестная Жертва. . Примечательно, что Господь открылся им только после преломления хлеба. Некоторые святые отцы считали, что Спаситель совершил Евхаристию, а значит, именно Причастие святых Христовых Таин открыло им духовное зрение. После того, как Иисус исчез также внезапно, как и появился – апостолы признались друг другу, что когда Он был рядом, их сердце горело. Давайте и мы не будем пренебрегать литургией, за которой мы собираемся во Имя Божие, чтобы причаститься Его Тела и Крови. Тогда Бог откроет нам всё потребное.
51 прочтение · 2 года назад
«В Рождество все немного волхвы…» — написал 50 лет назад Иосиф Бродский. Конечно, как всегда поэт писал немного о своем, но в самой этой фразе глубокий смысл. От Вавилона до Иерусалима примерно 1200 километров и преодолеть этот путь большой караван с тяжелым грузом может в лучшем случае за 40 дней — как раз длительность Рождественского поста. Мы и правда во время поста в некотором смысле подражаем волхвам: выходим из дома задолго до праздника и проделываем длинный путь, наполненный лишениями, трудностями, борьбой, чтобы заслужить радость праздника, чтобы принести Богу достойные дары. Но какие дары мы можем принести Господу? Чем можем по-настоящему почтить Христа? Конечно, это не золото, ладан и смирна — это наши душевные качества, которыми мы можем засвидетельствовать величие Бога. Три царя принесли материальные дары Спасителю, явившемуся в мир телесно. А мы можем принести духовные дары, показав, что Бог в нас вселился духовно. Ведь именно наши добродетели — это то, по чему мы можем определить подлинное рождение Христа в нас. Если мы верим во Христа, это значит, что Сам Христос помогает этой вере. Если мы надеемся на Его помощь, то Сам Иисус поддерживает нас. Если мы любим Бога и ближнего, Сам Господь любит нас и даже можно сказать, что через нас любит весь остальной мир. Если мы творим милостыню, то несомненно будем помилованы. А если посещаем храм, дом Божий, то сами сподобимся Его посещения. Таковы дары достойные Его величия, Его славы, Его любви. Да и было бы странно думать, что Богу нужно от нас что-нибудь другое, кроме сокрушенного (лишенного гордости, самоуверенности) сердца, кроме чистоты и готовности творить добро. «Будешь ли ты любознательным волхвом, — гвоорит Евфимий Зигабен, — или простым пастухом, ничто тебе не воспрепятствует, только бы ты, делая себя достойным такого видения, шел для поклонения, а не для бесчестия. А бесчестит Христа тот, кто недостойно Его принимает. И так принеси Ему вместо золота, блеск чистых дел и слов; вместо ладана — молитву: “да исправится молитва моя”, говорит, “яко кадило пред Тобою” (Пс. 140:2); вместо смирны — умерщвление страстей, которое наиболее сохраняет существо души и наполняет благоуханием».
16 прочтений · 2 года назад
Верующие люди живут эти дни ожиданием светлого праздника Рождества Христова. Конечно, все ждут от него чудес для себя, своих родных и близких. Но давайте разберёмся, чем, собственно, является это празднество? Если говорить коротко, то это День Рождения нашего Бога. Да что там говорить, весь мир живёт в рамках летоисчисления от Его Рождества. . Когда мы собираемся к кому-нибудь на День рождения, то тщательно готовимся к этому событию. Во-первых, выбираем подарок. Чем ближе и любимее для нас виновник торжества, тем ценнее будет этот подарок. Но что мы можем подарить самодостаточному Господу? Об этом есть намёк в 50-м псалме: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». . Речь идёт о сокрушении гордыни, что рождает покаяние и смирение. Прищучить свою гордыню мы можем ограничением наших бесконечных «хочу». Пост для этого – самое замечательное время. Также как ребёнок, когда хочет угодить своему родителю, у которого День рождение – то кроме поделки своими руками, старается быть послушным в этот день. Без напоминаний вымоет посуду, уберётся в доме, вынесет мусор. И это будет лучшим подарком. . А ещё когда мы собираемся на торжество, то непременно помоемся, сходим в парикмахерскую, наденем самую красивую и новую одежду, которая у нас есть. Очищение своего сердца от греховной грязи, примирение с ближними, совершение добродетелей – в глазах Господа самое ценное. Видеть своего сына или дочь хорошими это лучший сюрприз для Небесного Отца.
Видео