Найти тему
Статьи
14 прочтений · 3 года назад
Структурируя Квинотавра: тератократия, дискурс господства и семиозис власти в раннем Средневековье
Раннее Средневековье как пространство политической драматургии. Архетипы, дискурсы и мифологемы власти.
91 прочтение · 4 года назад
Ролан Барт о дискурсе власти
Французская семиотическая школа, тесно связанная с философией структурализма, представляет собой интеллектуальное направление, не чуждое политической прагматике. При этом, проблема власти в работах классиков данной школы выходит далеко за рамки политического в пространство языка и коммуникации. Выдающийся французский мыслитель Ролан Барт в своей актовой лекции провозглашает своеобразный манифест деконструкции власти: «Некогда мы полагали, что власть – это сугубо политический феномен; ныне считаем,...
150 прочтений · 4 года назад
Мишель Фуко и социальная семиотика
Вопрос о том, как охарактеризовать методологию выдающегося французского исследователя Мишеля Фуко, и какова степень влияния семиологии на его работы, остается открытым. Французский философ и социолог Люсьен Гольдман иронично, но весьма емко охарактеризовал роль философских концепций М. Фуко в системе взглядов французского структурализма: «Среди выдающихся теоретиков школы, которая занимает важное место в современной мысли и характеризуется отрицанием человека вообще, а исходя из этого – субъекта...
185 прочтений · 4 года назад
Умберто Эко об идеологических кодах
Аналитическое восприятие идеологической основы дискурса имеет критическое значение в условиях постоянного конфликта интерпретаций, в который оказалось погружено общество эпохи постмодерна. К вопросам анализа механизмов воздействия идеологии на риторику обращался в своих исследованиях выдающийся семиолог и историк культуры Умберто Эко: «Мы опознаем идеологию как таковую, когда, социализируясь, она превращается в код. Так устанавливается тесная связь между миром кодов и миром предзнания. Это предзнание...
106 прочтений · 4 года назад
Архетипы культуры и праздника
В "Истории франков" Григория Турского содержится познавательный антропологический экскурс, в котором автор сообщает подробности из повседневной жизни туземного нобилитета Германии. В данном фрагменте Григорий повествует о судьбе одного из своих дальних родственников, по имени Аттал, который содержался в качестве знатного заложника во время одной из феодальных распрей между королями франков Теодорихом и Хильдебертом. Сообщая о проведении воскресной трапезы в доме знатного франка, Григорий отмечает,...
100 прочтений · 4 года назад
Психология и семиотика политической интриги
В качестве классического примера политических интриг можно рассмотреть ряд коммуникативных ситуаций из жизни германского нобилитета, известных по материалу произведений раннесредневековой латинской историографии, в частности, произведения Григория Турского "История франков". Весьма удачным материалом для анализа может служить политическая интрига, организованная супругой короля тюрингов Герменефреда, который правил тюрингским королевством совместно со своим братом Бадерихом. Григорий Турский описывает...
97 прочтений · 4 года назад
Две концепции архетипа
Наибольшую известность концепция архетипа получила благодаря исследованиям Карла Густава Юнга, выявившего базовые структуры коллективного бессознательного в основе культурных образов. Иная интерпретация архетипа была предложена Елеазаром Мелетинским на материале исследования базовых сюжетов мировой литертуры. Е.М. Мелетинский предложил рассматривать архетипы не в качестве неопределенных структур психики, а в качестве базовых литературных сюжетов, при этом весьма критично оценивая концепцию архетипов К...
208 прочтений · 4 года назад
Культура как текст
Лингвосемиотические концепции культуры как текста или языка получили глубокую разработку в рамках исследований представителей Московско-Тартуской семиотической школы. Согласно концепции выдающегося представителя МТШ, профессора Юрия Лотмана, «культура в целом может рассматриваться как текст. Однако исключительно важно подчеркнуть, что это сложно устроенный текст, распадающийся на иерархию «текстов в текстах» и образующий сложные переплетения текстов». Другой не менее известный представитель...
131 прочтение · 4 года назад
Культурные коды и семиотика посткультуры
Концепт культурного кода является одним из "сквозных" концептов семиотики культуры. При этом существует большое количество подходов к пониманию культурного кода, специфика которых определяется методологическими предпосылками конкретного исследователя. Можно, в частности, выделить структуралистский подход У. Эко, в соответствии с которым код – это «структура, представленная в виде модели, выступающая как основополагающее правило при формировании ряда конкретных сообщений, которые благодаря этому и обретают способность быть сообщаемыми»...
25 прочтений · 4 года назад
Политический миф о справедливом правлении
Политическая мифология является атрибутом иерархически организованных социальных систем. Сохранение мифа и его новая интерпретация (трансляция) является необходимым условием легитимности вновь возникающего политического режима. Яркие примеры трансляции политических мифов можно наблюдать на этапе трансформации Римской Империи в варварские королевства Европы. В качестве примера рассмотрим регулярное упоминание (облаченное в самые различные формы) о справедливом правлении в посланиях Флавия Кассиодора, котрое заставляет заподозрить автора в мифотворчестве...
66 прочтений · 4 года назад
Политическая мифология: архетип Мудрого старца
Прорицание, суд, общение с миром животных, духов или богов, соответствующие фигуре Мудреца или мудрого старца, по всей видимости, являются манифестацией архетипа Духа (Смысла).
42 прочтения · 4 года назад
Политическая мифология: Золотой Век или архетип Отца
Архетип «Золотой век», соответствующий фигуре защитника или Родителя – фигуре, черты которой формируются в результате интеграции архетипов Анимуса (мужской манифестации правителя) и проекции Анимы («Царство Божие», «земля обетованная»). Наиболее завершенной формой выражения данных черт может считаться упомянутый К.Г. Юнгом миф о «золотом веке», в рамках которого правитель опекает своих подданных. Совпадение функций защитника и оплодотворителя земли прослеживается в образе бога Одина как эпического конунга Швеции, который должен был «защищать страну и приносить жертвы за урожайный год»...