Статьи
46 прочтений · 4 года назад
О "Повести о Синухете".
К предыдущей части. Большое же количество сказочных историй Древнего Египта вообще не записывались: какие-то из них не интересовали тех людей, которые могли бы их записать, иные же для них были откровенно неприятны. Вовсе не случайностью является то, что среди историй, что дошли до нас, нет ни одной, высмеивающей правителей или богачей. А между тем, несомненно, такие сказки были, их можно обнаружить среди творчества простых людей любого народа и любого времени и повсеместно им был прегражден путь в отредактированные и приукрашенные сборники историй, предназначенные для правителей...
11 прочтений · 4 года назад
Из историй в сказки
К предыдущей части. То же самое можно сказать и о другой сказке „О правде и кривде”. Здесь говорится опять о двух братьях, правдивом и лжеце. Лжецу удается временно обмануть и ослепить правдивого брата; в конце концов сын правдивого мстит обидчику за отца, и правда торжествует. Если мы сравним эту сказку с уже упомянутым религиозным сказанием об Осирисе, его брате-убийце Сете и сыне-мстителе Горе, то, несмотря на то, что в сказке многое значительно изменено (злой брат не убивает доброго, а только ослепляет его и т, д...
57 прочтений · 4 года назад
Древнеегипетские сказки.
К предыдущей части. Сказки—это почти все, что осталось от египетской художественной литературы. Многочисленные папирусы сохранили для нас эти увлекательные повествования, когда-то возбуждавшие интерес и внимание древних обитателей долины Нила но не потерявшие своей прелести и занимательности и в глазах нынешних людей. Сюжеты их достаточно многообразны. Так, в одной истории повествуется о жизни и приключениях „Обреченного царевича“, получившего при рождении предсказание, что причиной его смерти...
8 прочтений · 4 года назад
«А писец никому не повинуется, ему же повинуются все.»
К предыдущей части. Предполагалось, что при переписывании ученики одновременно запомнят и потом с пользой применят на практике все, внушаемое этими текстами. В текстах же помимо пропаганды норм поведения в социуме, излагались также и назидания только вступившим на этот путь сановникам, как надлежит исполнять свои обязанности и вести себя с вышестоящими, чтобы добиться почитания и денег, и что характерно, в каждом подобном назидании всегда объяснялось, насколько престижно и доходно быть писцом...
13 прочтений · 4 года назад
Чем, как и что писали в Египте.
К предыдущей части. В коллекции Эрмитажа есть объемный папирус. Он содержит два литературных произведения: первое — «Поучение царю Мерикара» и второе — «Предсказания мудреца Ноферреху». Оба они написаны на обороте папируса, бывшего когда-то официальным документом — счетными записями зерна и ценных деревьев. Мы знаем как звали человека, который переписал на этот свиток оба литературных текста, знаем также кем он был: это был Хаэмуас, писец счета (т. е. чиновник, который вел счетные записи в каком-нибудь учреждении)...
16 прочтений · 4 года назад
Как учили и учились писать египтяне.
К предыдущей части. «Вот я веду тебя в школу» Многие из полученных рукописей показывают следы исправлений и исправлений. Эти исправления были написаны другой, более сложной каллиграфией и, несомненно, были сделаны другой, более опытной рукой. На полях этих рукописей наиболее сложные символы обычно переписаны заново, ведь трудно сразу научиться писать красиво и правильно. Если мы поближе познакомимся с этими рукописями, то увидим, что они склеены из совершенно разных кусочков папируса. И иногда фон папируса, на котором написана рукопись, кажется грязным...
12 прочтений · 4 года назад
Древнеегипетская художественная литература и ее обретение.
В 1886 году на западном берегу Нила в горах, недалеко от знаменитой столицы древнего Египта— города Фив, велись раскопки. Работами руководил французский археолог Масперо. Более трех тысяч лет тому назад в этой местности, которая теперь называется Дейр-Эль-Медин, находилось древнее кладбище, и здесь, в пустынных скалах, почти лишенных растительности, повсюду встречаются вырубленные в каменных глыбах гробницы. Многие из них в течение веков были разрушены или разграблены, но иногда ученые находят и совершенно нетронутые погребения...
6 прочтений · 4 года назад
Битва при Кадеше. Итоги.
Окончание. Предыдущая часть. «Сказали серы, которые перед его величеством: «Великое преступление сделали начальники чужеземных стран и вельможи фараона, не сообщая, что побежденный князь страны хеттов находится там же, где владыка, хотя они ежедневно докладывали его величеству». Тогда повелели визирю поторопить войска его величества, которые маршировали к югу от города Шабтуна, чтобы привести их туда, где находился его величество. И вот, когда его величество сидел, беседуя со своими серами, пришел...
13 прочтений · 4 года назад
Битва при Кадеше. Военная хитрость хеттов.
Предыдущая часть. «Слова, которые сказали эти шасу, сказали они его величеству ложно, ибо побежденный князь страны хеттов послал их, чтобы высмотреть, где находится его величество, и не дать войскам его величества приготовиться к битве (то есть, чтобы неожиданно напасть на походные колонны египетского войска) с побежденным князем страны хеттов. Пока же шасу были посланы побежденным князем страны хеттов, чтобы сказать эти слова его величеству, он (т. е. царь хеттов) направился вместе со своими...
5 прочтений · 4 года назад
Битва при Кадеше.
Битва при Кадеше является крупнейшим сражением бронзового века, для того времени вполне сравнимым как по масштабу, так и по количеству сражающихся сторон с мировыми войнами двадцатого столетия. Она произошло на пятом году правления фараона XIX династии Рамсеса II (1317— 1251 гг...
22 прочтения · 4 года назад
Иезуитская мораль. От прошлого к настоящему.
Окончание. Предыдущая часть. « Чтобы завладеть богатой вдовой, надо выбрать отца (иезуита) пожилого, но весёлого характера и умеющего вести приятную беседу... Если у вдовы есть дочери, то надо заставить их идти в монахини, чего можно достигнуть путём постоянных нападок со стороны матери... Таким образом можно будет довести её до того, что она отдаст ордену всё своё имущество...» Строки этого документа, независимо от того, является ли он секретной инструкцией ордена или имеет другое происхождение, не требуют разъяснений...
95 прочтений · 4 года назад
Иезуитская мораль. "Тайные наставления".
Предыдущая часть. Рядовому иезуиту предписывали совершать обман, предательство или убийство. Сомнение в дозволенности такого поступка подавлялось указанием на то, что поступок этот совершается «во имя святого послушания» и отвечает за него не непосредственный исполнитель, а начальник, начальник начальника, весь орден в целом. Французский историк Мишле писал недаром, что, в то время как старые ордена говорили о «повиновении вплоть до смерти», орден иезуитов пошёл дальше, требуя повиновения «вплоть до греха, — вплоть до преступления...