Статьи
1 прочтение · 13 часов назад
О лонгитюдных исследованиях в школе: отклик О.И.Муляр на интервью Т.Н.Тихомировой
Автор: Ольга Ивановна Муляр Не могу не откликнуться на интервью Татьяны Николаевны Тихомировой, научного руководителя Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования, «Т.Н. Тихомирова о когнитивных способностях школьников и успехах в обучении». Трудно согласиться с тезисом об отсутствии лонгитюдных исследований, необходимых для принятия эффективных научно обоснованных управленческих решений в системе образования России. Комплексные прикладные лонгитюдные исследования в...
2 прочтения · 13 часов назад
Л.А. Ясюкова о лонгитюдных исследованиях: «Нас готовили изучать человека в целом»
Автор: Людмила Аполлоновна Ясюкова «Какая теоретическая психология нужна психологической практике? Комплексное изучение целостного человека в традиции ленинградской психологической школы» — с такой лекцией выступила на 15-м Санкт-Петербургском саммите психологов Людмила Аполлоновна Ясюкова, кандидат психологических наук, специалист в области психологической диагностики, профилактики и коррекции причин школьной неуспеваемости, автор технологии психологического сопровождения учебно-воспитательного...
1 прочтение · 13 часов назад
О норме психического развития человека
Автор: Вячеслав Афанасьевич Аверин Проблема нормы психического здоровья — одна из центральных проблем как всей психологической науки в целом, так ее важнейших для практики отраслей — психологии личности, медицинской (клинической) и возрастной психологии [9, 10, 16, 18, 19, 22, 27, 32, 35, 37]. В историческом плане в психологии сложились самые различные модели и подходы к определению понятия нормы психического здоровья. Поскольку в истории науки первым шагом в понимании здоровья (соматического) был...
Ламарк (побуждение к научному творчеству тревожно-депрессивных пациентов, в т.ч. с хроническим ПТСР)
Автор: Марк Евгеньевич Бурно Прежде были уже опубликованы очерки в таком духе о Линнее и Дарвине [3]. О натуралисте Ламарке все тоже слышали. Он и в школьных учебниках, и в школьном экзамене. Французский исследователь природы Жан-Батист Ламарк (1744–1829) прожил 85 лет. Расскажу о нём, прежде всего, по его классической работе «Философия зоологии» [1, с. 5–330] и по бесценному для нас биографическому очерку о нём в этой же книге, составленному Владимиром Порфирьевичем Карповым (1870–1943). Это — профессор-гистолог, глубокий историк медицины и биологии [1, c...
Уроки Ф.М. Достоевского в профессиональном становлении будущих психологов
Автор: Елена Юрьевна Коржова Приближается* 200-летний юбилей писателя, которого С. Цвейг назвал величайшим психологом (Цвейг 1992). В данной статье отражены размышления, в чем состоят его уроки для многочисленной когорты современных психологов, занимающихся теорией и практикой душеведения. Эти уроки могут быть значимы для профессиональной подготовки студентов — будущих психологов. Не имея себе равных, Ф.М. Достоевский тонко сумел уловить и описать сложные движения души и отразить их в художественном...
Актуальные социогуманитарные проблемы укрепления субъектности России
Автор: Владимир Евгеньевич Лепский В условиях нарастания конфликта с «коллективным Западом» требуется создание новых механизмов управления страной, ориентированных на консолидацию государства, общества и бизнеса, на укрепление субъектности России для обеспечения жизнедеятельности и развития. После распада СССР использовались десятки внедренных Западом технологий разрушения базовых качеств субъектности развития России [15]. И в настоящее время «коллективный Запад» сохранил и совершенствует эффективные...
1 прочтение · 3 дня назад
Д.А. Леонтьев: «Саморегуляция, цивилизация и дифференциальная антропология»
Автор: Дмитрий Алексеевич Леонтьев Дмитрий Алексеевич Леонтьев, профессор, доктор психологических наук, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии, личности и мотивации, профессор департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», представил доклад «Саморегуляция, цивилизация и дифференциальная антропология» на 18-м Санкт-Петербургском саммите психологов. В большей мере я буду говорить не столько про цивилизацию, сколько про цивилизованность...
3 прочтения · 4 дня назад
Формирование эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития
Авторы: Максим Александрович Басин, Ксения Николаевна Фатеева, Сергей Курбанович Хаидов Современная наука в центр внимания психологических исследований ставит изучение детей подросткового возраста. Отечественные психологи, такие как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, а также И.С. Кон, А.Е. Личко, Л.Ф. Обухова и др., рассмотрели подростковый возраст с разных сторон. Общество заинтересовано в том, чтобы подростки вступали в социум полноправными членами, которые смогут продуктивно взаимодействовать с социальным окружением...
21 прочтение · 5 дней назад
Ретардация (замедление процесса) старения
Автор: Галина Георгиевна Вербина Несмотря на довольно широкий спектр теоретических подходов, содержательно связанных с изучением ретардации старения и формированием толерантности к старости, эта проблема не получила пока целостного и систематического научного анализа. Ретардацию старения можно определить как систему основных психофизиологических функций, личностных качеств и деятельностных проявлений, сформированность которых является условием и предпосылкой продуктивной и счастливой старости, и...
10 прочтений · 6 дней назад
Ответ О.В.Ванновской на отклик Л.Н.Собчик о методике антикоррупционной диагностики
Автор: Ольга Васильевна Ванновская Благодарю уважаемую коллегу Людмилу Николаевну Собчик за внимание к нашей методике антикоррупционной диагностики «АКорД», а также за аргументированную позицию о причинах коррупционных преступлений. Нельзя не согласиться с Л.Н. Собчик в том, что на коррупционное поведение оказывают влияние действующие законы. Этот факт был нами изложен в монографии «Психология коррупционного поведения», где была описана системная детерминация коррупционного поведения. Согласно предложенной...
3 прочтения · 6 дней назад
Проблемы методологии развития творчества в практике образования (Об одном из примеров противоречий в современной системе образования)
Автор: Диана Борисовна Богоявленская Статья направлена на обсуждение противоречий между реальной образовательной практикой современной России и перспективами образовательной политики в национальной системе педагогического образования: социальной необходимостью в единой стратегии планирования и разработки образовательных программ педагогических вузов в актуальных направлениях подготовки учителя будущего. Одним из приоритетных направлений в сфере образования является развитие способности к творчеству во всех областях деятельности...
Теоретическая модель личностно-профессиональной самореализации
Авторы: Ксения Дмитриевна Катькало, Анна Александровна Печеркина На современном этапе развития психологического знания особую актуальность приобретают вопросы соотношения личностного и профессионального развития. Это обусловлено тем, что в условиях постоянно изменяющихся реалий человек в качестве ответа на вызовы окружающей действительности обращается к поискам способов реализации собственного потенциала и путей самовыражения в деятельности, воплощения сущности в продукте собственного труда. Самореализация...
Видео