Статьи
8 прочтений · 3 часа назад
Очень важное качество для человека, который хочет прожить жизнь наполненную, счастливую, осмысленную – открытость. Открытость по отношению к людям – разным, давно знакомым и только входящим в нашу жизнь. Так мы узнаем тех, кого не знали и прежде, и даем возможность узнавать нас. Так обретаем друзей. Так становимся в человеческом плане больше и богаче. Открытость по отношению к опыту – тому, который мы можем приобрести сами и тому, которым с нами могут поделиться его обладатели. Это путь к мудрости – житейской и духовной. Открытость по отношению к жизни как таковой – во всех ее проявлениях, сторонах, гранях. Не бегство от нее, а движение навстречу к ней. Именно это и дает ощущение ее подлинности и наполненности. И, конечно, открытость по отношению к Богу. Та открытость, в которой есть всецелое, детское доверие Ему и полное, радостное послушание Его воле, готовность быть научаемым и врачуемым Им. Готовность принимать Его любовь и откликаться на нее. Открытости мешает страх. Он заставляет закрываться, замыкаться, отворачиваться – и от людей, и от опыта, и от жизни, и от Бога. Отнимает у нас возможность быть настоящими, счастливыми. Отнимает возможность быть. Ту, Источником которой является Сам Господь. Вот почему нельзя давать страху право властвовать над нами, почему надо бороться с ним и преодолевать его, чтобы не проиграть ему самих себя. И не жалеть об этом запоздало – тогда, когда ничего уже изменить не удастся.
32 прочтения · 1 день назад
Как понять, важно ли что-то для тебя на самом деле или же лишь кажется таковым? Люди часто задаются подобными вопросами и не всегда успешно их разрешают. А между тем есть способ очень основательно прояснить это для себя. Для каждого из нас (кроме тех, чья кончина окажется внезапной, что, к сожалению, бывает, почему мы и молимся о кончине мирной, христианской, то есть такой, к которой мы сможем подготовиться) рано или поздно наступит тот период жизни, который можно охарактеризовать как ее завершение. Это время, когда человек понимает: вот-вот и перед ним откроется вечность. Он подводит итоги, вспоминает о том, что было, думает о том, что его ждет… И у него еще остается время, хотя нельзя не осознавать: его уже почти нет. И вот стоит заранее спросить себя: а что будет для меня важно тогда? Что будет иметь ценность – и в самый тот период, и в ретроспективе, если оттуда, из этого ожидаемого и вполне реального будущего мы обратим свой взор в такое же реальное настоящее? Или, иными словами: что сохранит свою ценность перед лицом вечности, в то время, когда мы будем готовиться шагнуть в нее? Об этом стоит задумываться заранее. Подобные размышления и правда помогают многое, если не всё, прояснить для себя. Оберегают от бесчисленных ошибок. От лишней траты времени и сил. Позволяют сосредоточиться на главном. И не жалеть впоследствии о том, что в жизни всё или слишком многое было «не так».
20 прочтений · 2 дня назад
В комментариях много раз звучал вопрос, можно ли приобрести мои книги (в том числе и новые) на маркетплейсах. Однако долгое время у нас просто не доходили руки - сделать на одном из них свой магазин. Теперь он появился, и все мои книги, которые еще остались в наличии, там можно найти. Ну и разные другие книги, которые я считаю хорошими и полезными. Вот ссылка для удобства: https://ozon.ru/t/z589Rpg
47 прочтений · 2 дня назад
Еще немного о молитве. Иногда (нечасто на самом деле) день складывается так, что выполнить свое обычное правило человек действительно не успевает. Утром проспал, а потом вскочил и вот – уже надо бежать. А вечером пришел за полночь совершенно без сил, и мысль о том, что скоро уже вставать, отняла решимость взять в руки молитвослов и встать перед иконами. Что делать в таком случае? Прежде всего – чего не делать. Не уходить из дома, совсем не помолившись. И не засыпать, не сделав того же. Это самая большая ошибка в данном случае – решить, что если я не могу помолиться «как следует», то и вовсе не надо. Надо. Обязательно. Да, это крайне важно – молиться регулярно и не жалея необходимого для этого времени. Но еще важнее – не лишать свою душу молитвы вовсе. Стоит однажды вступить в день без молитвы, отойти ко сну, не обратившись к Богу, и тут же возникает риск, что это начнет входить в привычку. Это хорошие навыки укореняются трудно, а вредящим душе укрепляться помогает известный «радетель» об этом – враг нашего спасения. Да, однажды душа почувствует себя неуютно без молитвенного обращения к Создателю. И на второй раз будет понимать человек, что именно без этого самого главного разговора тяжело у него на сердце. А дальше… Дальше все начнет растворяться в тумане, неясности: плохо – а отчего плохо и непонятно уже толком. Поэтому даже если почему-то приходится в виде исключения от правила отступить, даже если и правда нет времени и сил, ничто не мешает встать перед иконами и помолиться хотя бы немного. Совсем немного – пять минут, три минуты. Да хотя бы одну! И такая краткая молитва принесет плод: мы, точнее наша душа, не останется совсем голодной. И не начнет к этому чувству голода привыкать как к чему-то обычному, нормальному. Оно не нормально и не должно быть обычным.
45 прочтений · 3 дня назад
Постоянная «жалоба» на самих себя, которую приходится слышать на исповеди: «Не успеваю молиться…». И трудно сказать, что приносит вред больший, чем это «неуспевание»: ведь молитва – главный, хотя, конечно, далеко не единственный способ нашего общения с Богом. И когда мы теряем ее, то нашей духовной жизни это наносит колоссальный ущерб. Чаще всего она просто замирает в результате такой потери. И поэтому обязательно стоит разобраться: а что это значит – «не успеваю»? Чтение утренних и вечерних молитв, согласно тому правилу, которое предлагает нам молитвослов, это около 20 минут – утром и вечером, соответственно. Время, не превосходящее по длительности время приема пищи, будь то завтрак, обед или ужин (я допускаю, что есть люди, которые едят быстрее, но ведь еду еще нужно приготовить или разогреть хотя бы). И практически все мы, кроме тех, кто страдает определенными видами расстройства пищевого поведения, всегда успеваем поесть. По крайней мере, не бывает так, чтобы мы на протяжении многих дней (недель, месяцев) не ели из-за того, что не находим на это времени. Отчего так? Совершенно очевидно, что мы понимаем: еда нам жизненно необходима. Именно этого понимания недостает нам в отношении молитвы: мы не осознаем, что для нашей духовной жизни она составляет такую же необходимость, как пища – для жизни физической. Ну и еще одного понимания недостает, конечно: того, насколько жизнь духовная важней телесной. Об этом нужно как можно чаще задумываться, как можно чаще вспоминать: настанет момент, когда мы перейдем из этого мира в другой, в котором единственной пищей для человека станет общение с Богом. И те, кто привыкли эту пищу вкушать регулярно, окажутся к иному образу существования готовы. А те, кто «не находил на нее времени»… Не знаю, трудно точно сказать, но есть очень высокий риск, что нет. Возможно, что если думать об этом по возможности глубоко и всерьез, мы все же придем к выводу о том, что находить время на молитву не то, чтобы легко или трудно, а просто – необходимо. По крайней мере, сейчас время у нас однозначно есть. А потом его не будет. Не у нас не будет – вообще не будет. Потому что откуда время в вечности? Приобрести книгу «О насущном хлебе наших сердец или Краткое пособие к молитвенному деланию»: https://horoshieludi.shop/knigi-igumena-nektariya/tproduct/678206516-435200655002-o-nasuschnom-hlebe-nashih-serdets-ili-kr
66 прочтений · 4 дня назад
Хочу напомнить одно из очень простых и вместе с тем важных правил жизни: обязательно начинать и заканчивать день благодарением. Проснувшись, прежде всяких других мыслей (или же постаравшись «оттеснить» их на задний план), подумать о том, как же это хорошо, что у нас есть еще один день жизни. Что мы можем постараться сделать сегодня то, что не успели вчера. Стать немного лучше. Исправить то, что было неисправно. Подготовиться к вечности чуть в большей степени… Узнать то новое, что может оказаться и интересным, и значимым для нас. Встретить людей – дорогих нам или же еще даже не знакомых, но могущих стать близкими. И многое, многое другое становится возможным благодаря тому, что мы проснулись снова. И как за это не поблагодарить Господа? Как не порадоваться? И это благодарение, и эта радость зададут тон всему дню. Помогут и в его событиях отыскивать поводы… нет – не поводы, а самые настоящие причины для того, чтобы радоваться и благодарить. И то ощущение близости Бога, которое возникает, когда проживаешь день таким образом, становится еще одним, самым главным источником радости. Точно так же, оставив день фактически позади, готовясь ко сну, обязательно нужно поблагодарить Господа и за него. Не только за события, которые принесли нам ощутимую и очевидную пользу, не только за то, что мы можем ощущать как самые настоящие «подарки» от Него, но и просто за то, что этот день был, и за то, что мы есть. Именно так – потому что дни проходят все же по-разному. И иногда на нашу долю выпадают непростые испытания, кто-то огорчает и расстраивает нас. Порой мы в этих испытаниях оказываемся не на высоте. Или того хуже – сами превращаемся в испытание для кого-то. И тогда доминирующими чувствами в завершение дня становятся уныние и тоска, нас окружает мрачный, еще более подавляющий нас туман этих сложных и неправильных переживаний. А благодарение рассеет туман. И даст возможность увидеть, что и в проявлениях немощи нашей сокрыта польза: они могут вести нас к познанию себя и к смирению. И обиды от окружающих способны научить нас терпению и мужеству, сделать искусными и мудрыми – если мы приложим к этому соответствующие усилия и будем просить у Господа помощи и вразумления. Благодарение утром, благодарение в течение дня, благодарение в его завершение – и жизнь станет совсем другой. Тот, кто исполняет это разумно на деле, знает, что все так и есть. Благотворное, спасительное делание, к которому надо приступить и которое нельзя оставлять.
68 прочтений · 6 дней назад
Не на правах рекламы. В последнем выпуске своего проекта «Песочный интерес» о. Павел Островский вновь вернулся к сложной ситуации, которую многие пытаются представить как «конфликт Дворкина и Ткачева», упуская ее истинную подоплеку. Мне бы не хотелось продолжать эту дискуссию и тем более не хотелось бы, чтобы разговор вновь перешел в плоскость выяснения отношений и многообразных «переходов на личности» (поэтому, если я увижу, что происходит именно это, то опять окажусь перед сложным выбором: закрыть комментарии или все же не лишать вас возможности выразить свое мнение). Но поскольку о. Павел высказался публично, то так же публично необходимо ответить: речь идет о важных вещах, правильное понимание которых необходимо. Прежде всего о. Павел проводит мысль о том, что между Александром Леонидовичем и о. Андреем Ткачевым возникли некие коммуникативные сложности на приходе храма Святой Троицы в Хохлах и произошедшее впоследствии стало, по сути, продолжением данной ситуации. Однако в действительности для тех, кто знает историю чуть лучше, очевидно, что все обстоит совсем не так. И о. Павел точно в курсе истории, почему меня его слова и удивляют. Александр Леонидович не начал «критиковать Ткачева» после своего вынужденного ухода из Троицкого храма, где он был не просто прихожанином, как говорит, о. Павел, а одним из главных стержневых элементов приходской общины (прошу прощения за такое «инженерное» сравнение). Александр Леонидович на протяжении длительного времени и задолго до смены настоятеля в Хохлах выступал с критикой отдельных сторон деятельности о. Андрея. И выступление священника Александра Кузьмина (а не Алексия, как говорит почему-то о. Павел) на конференции в Казани стало лишь неким подведением итогов и свидетельством о том, что проблема, о которой ведущий российский сектовед говорил давно, никуда не исчезла, но приобрела более значительные масштабы. Далее последовала возмущенная реакция почитателей проповеднического таланта о. Андрея, выступления известных блогеров, высказавшихся достаточно неуважительн
53 прочтения · 1 неделю назад
После видео об умении и неумении радоваться приходит много вопросов, которые можно было бы вкратце определить так: «Как же можно радоваться, когда…» - и далее приводятся те обстоятельства, которые, кажется, радость должны совершенно исключить, сделать невозможной. Вот один из наиболее ярких и одновременно болезненных вопросов из этой категории: «Во многом согласна. Научите радоваться, если мама (у которой деменция), зашла в лес и пропала. Или когда брат замёрз в пьяном состоянии. Подскажите, за какую ниточку зацепиться, чтобы в этом найти радость». Отвечу на него в надежде на то, что ответ пригодится тем, кто пережил или переживает подобные драматические обстоятельства. Прежде всего, вне всякого сомнения, когда случается что-то настолько страшное в действительности, то радоваться невозможно никак. Потеря мамы, пропавшей в лесу, гибель брата – это, разумеется, время скорби и боли. И не отдав случившемуся такой «дани», мы, наверное, просто не будем людьми. Но в то же время и мы сами, и наша жизнь устроены так, что спустя какое-то время скорбь слабеет, боль утихает – если только мы сами не держимся за них. И в это время, буквально выбирая свой дальнейший путь, мы можем спросить себя: «Моя боль и моя скорбь реальны, но хочу ли я, чтобы они навсегда стали главным или даже единственным содержанием жизни? Ведь она у меня есть – моя жизнь. И как бы я ни любил ушедшего или даже ушедших, но моя жизнь все же не исчерпывается лишь моим отношением к ним. Их путь завершился, но мой – продолжается. И как они, мои близкие люди, подчинились закону смерти, так я должен подчиниться закону жизни. Господь призвал их, а меня оставил здесь, и в этом точно есть смысл. Даже если я не понимаю его сейчас, я все же готов это принять». Это рассуждение, безусловно, верное, дает нам «моральное право» не уходить в глубину боли, а подняться на поверхность и вновь начать всматриваться в жизнь и искать – что в ней есть хорошего, что она может дать нам, за что мы можем и сейчас быть благодарны Богу, чему мы, несмотря ни на что, можем радоваться. Чувство «греховности радости» уходит, мы оказываемся готовы «разрешить» себе радоваться. А дальше… Дальше снова начинаем учиться этому искусству, вглядываясь, вдумываясь, отыскивая хотя бы крупицы радости и стараясь благодарить за них. Тому, кто поступает так, Господь в этой учебе обязательно помогает. Он и всегда помогает, просто подобный труд дает нам возможность Его помощь принять. А иначе мы рискуем ее не заметить. Посмотреть выпуск об умении и неумении радоваться можно по ссылке: https://youtu.be/C8jDKl62lu4?feature=shared
61 прочтение · 1 неделю назад
Примерно месяц назад записали в Москве программу для нового проекта на YouTube - "Ставка на доверие". Мне кажется, что разговор получился... доверительный и неформальный. Побеседовали о разных вещах, говорили долго, все в один выпуск вместить не удалось, но многое все же вместилось. Даже о нашем фонде несколько слов сказать получилось. Благодарен за приглашение и желаю авторам проекта, людям очень гостеприимным и деликатным, чтобы он успешно развивался. И буду признателен, как и обычно, за обратную связь. https://www.youtube.com/watch?v=4a9H6sAJtoo
72 прочтения · 1 неделю назад
Мне очень часто приходится говорить с людьми об их страхах. И напоминать о том, что страх - это всегда не что-то реальное, а лишь наполненное беспокойством, тревогой и страданием ожидание того, что, возможно, когда-нибудь случится. Или же, со значительной степенью вероятности никогда не произойдет. Человек боится чего-то, потом это происходит и… страх исчезает. И возникает логичный вопрос: зачем же нужно было себя изводить заранее, если потом оказалось, что лицом к лицу – и не страшно вовсе? Трудно даже перечислить все то зло, которое привносит в нашу жизнь страх. Он отравляет ее, лишает радости, отнимает силы, расшатывает нервную систему, разрушает здоровье. И в целом – не дает жить так, как мы могли бы, если бы не боялись. Стоит двинуться в одну сторону, как раздается крик: «Страшно!», в другую – тот же крик. И все больше и больше сокращает пространство своей свободы человек, пока не останется на крошечном пятачке, на котором от свободы уже и нет почти ничего. В этом смысле страхи очень похожи на флажки – те, за которые, как говорят, не решаются выходить волки, когда идет охота на них. Принято считать, что флажки эти обязательно красные, но на самом деле не важно, какие они: волки цветов, скорее всего, не различают. Они пугают волков незнакомым запахом, своей непонятностью, неизученностью, именно это создает ощущение угрозы. И пока волк боится флажков, он обречен, охотники методично гонят его навстречу смерти. Но стоит перешагнуть через свой страх, преодолеть его и махнуть за флажки, как сделал это волк в известной песне Высоцкого, и вот оно – спасение. И вот она – свобода. Или, что то же, жизнь. Очень яркий и понятный образ. И очень ясное и непосредственное указание – что делать, если ты до сих пор остаешься пленником своих страхов. Стоит преодолеть «барьер» флажков однажды и сделать это второй раз станет гораздо проще. А потом еще проще. И совсем просто…
70 прочтений · 1 неделю назад
С горечью смотрю на ту атаку, которую начали активисты, «защищающие» протоиерея Андрея Ткачева, на Александра Леонидовича Дворкина и на священника нашей епархии отца Александра Кузьмина. Те выражения, те слова, которые «чада» отца Андрея считают уместными в этой яростной борьбе, те обвинения, которые звучат из их уст, те угрозы, которыми они не брезгуют, совершенно очевидным образом не опровергают, а, напротив, подтверждают опасения, высказанные прежде отцом Александром и поддержанные вслед за тем Дворкиным. Что-то неладное творится в среде почитателей отца Андрея. И остается лишь пожелать, чтобы он обратил-таки на это внимание и постарался донести до своей паствы простую и единственно верную мысль: дух жизни христианской – дух любви. А ни в коем случае не дух вражды и тем более ненависти. Ведь даже тот, кто находится в сильнейшем полемическом запале, но считает себя все же христианином, должен с неизбежностью знать слова Христа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Если же место любви займет лютая, не стесняющаяся никаких крайностей в своем выражении злоба, то чьими учениками станут одержимые ею? Самая пора задуматься об этом их духовному наставнику и проповеднику, пока бедствие не приняло чрезвычайных масштабов и не возник наконец со всей остротой закономерный в общем-то вопрос: кто и чему учил этих людей, не знающих основных законов жизни христианской?
Видео