Статьи
32 прочтения · 10 часов назад
Каким должно быть сердце, чтобы человек справился со всеми испытаниями, с которыми сталкивается он в этом наполненном ими мире? Здоровым, выносливым, бьющимся в ровном, не ускоряющемся и не замедляющемся без причины темпе? Хорошо бы, конечно, чтобы оно и правда было таким, но все же это не главное. Оно обязательно должно быть широким, вмещающим в себя людей с их бедами и скорбями, с их обстоятельствами, радостями и горестями, с их несовершенством и непохожестью на нас, с их испорченностью, злостью, ревностью и завистью. Это не то, чтобы долг или обязанность, которую непременно нужно исполнять – просто потому, что так полагается. Это возможность стать по-настоящему сильными, даже непобедимыми – какими бы мы при этом немощными и далекими от совершенства ни были сами. Что делает сердце маленьким, узким и тесным? Саможаление, страх, зацикленность на себе, своих интересах, обстоятельствах, корысти. Мелочные обиды. Злопамятство. Многое другое. Но главное – любление временного более вечного, земного более, чем небесного. А расширяют, делают его буквально огромным вера, надежда, любовь. Готовность во всем и всегда искать прежде всего духовное измерение, духовное содержание, ко всему относиться как общему делу с Богом. Есть сегодня такое расхожее, немного забавное, немного детское выражение – «суперсила». Ею многие хотят обладать. О ней в шутку и всерьез спрашивают друг друга: «В чем твоя суперсила?». Так вот: сердце широкое и вместительное и есть самая настоящая суперсила. Не сказочная, не фэнтезийная, а реальная.
44 прочтения · 1 день назад
Есть у преподобного аввы Дорофея замечательное рассуждение о том, что есть воля Божия, благая и благоугодная. И там он говорит, в частности, что если городу суждено по какой-то причине сгореть, то это вовсе не означает, что Богу угодно, чтобы ты бегал по нему с пылающим факелом и собственноручно его поджигал. И тем более, чтобы ты радовался, видя, как рушатся в огне строения и гибнут люди. Рассуждение это, как и саму книгу, не зря именуемую азбукой духовной жизни, стоит перечитывать по возможности регулярно, напечатлевая в уме и сердце образы подлинно христианского отношения к людям и к жизни в целом. Особенно же прилежными в этом перечитывании следует быть тем ревностным христианам, которые искренне убеждены: самое главное и самое подлинное проявление ревности заключается не в чем ином, как напомнить страдающему грешнику, что страдает он заслуженно и потому жаловаться, а тем более ожидать сострадания он не имеет никакого права. Мы часто, читая Евангелие, и узнавая предложенные в нем примеры того, что мы сегодня с готовностью именуем фарисейством и лицемерием, искренне недоумеваем, как же эти люди могли быть настолько ограничены, настолько жестокосердны, что милость и любовь, являемые им Спасителем, не вызывали у них ничего, кроме непонимания и какой-то безумной, иррациональной злобы. И так же искренне превосходим их – не в чем-то ином, а ровно в том же, за что осуждаем. Да, хотели они, неразумные, непросвещенные светом истины Христовой люди, побить взятую в прелюбодеянии женщину камнями. Не просто так хотели – а потому, что так предписывал Закон. Но не побили. Услышав, что для того, чтобы бросить камень, нужно сперва заглянуть в свое сердце и удостовериться – а без греха ли ты сам, они заглянули, устыдились и потихоньку разошлись каждый в свою сторону. Устыдились, прежде всего, своих грехов, о которых забыли. А затем того, что, несмотря на свою далекую от совершенства жизнь, покушались покарать несчастную, которая от них не так уж сильно в нравственном смысле отличалась – если вообще отличалась. У нас же, христиан, картина зачастую совершенно иная. Мы, не живущие по Закону Моисееву, а призванные жить по закону более совершенному, возвышенному, евангельскому, не имеющие заповеди побивать кого бы то ни было камнями – ни в прямом, ни в переносном смысле этого слова – весьма нередко выражаем готовность на это неправедное деяние и скоро приводим намерение в исполнение. И летят камни – суда и осуждения, обличения и даже проклятий – на головы виноватых и невиноватых. Летят, летят… Но все для того, чтобы потом обрушиться уже на наши собственные головы, уже нам обратиться в суд и в осуждение. И если не получается удерживаться от привычки к камнеметанию по-другому, ради заповеди о любви, то можно попробовать побороться с ней хотя бы посредством уяснения этого непреложного и безусловного правила: камень, запущенный в «грешника» мощной рукой «праведника», обязательно превращается в бумеранг.
58 прочтений · 2 дня назад
Попался на днях пост со сбором для семьи запрещенного в служении священника. И невольно обратил внимание на один из первых комментариев под ним – о том, что поскольку священник не инвалид, не ветхий старец, то почему, дескать, нужно собирать для него деньги и насколько это вообще нравственно. С одной стороны, да, все верно – не инвалид и не старец. Но есть все же пара моментов, на которые стоило бы обратить внимание. Первый: священник за годы служения в сане, как правило, перестает мыслить о себе как о ком-то, кто мог бы содержать себя и семью альтернативными способами. Он воспринимает себя как служителя Божия, стоящего перед престолом, и как пастыря, приводящего людей ко Христу. И навыки, необходимые для добывания хлеба насущного, в таком случае легко могут утратиться. Поэтому, оказавшись в запрете, священник далеко не сразу может адаптироваться к «новой жизни», которой он совсем не желал и к которой не готовился. Не говоря уже о том, что запрет, как правило, становится для живущего своим служением священника очень сильным стрессом, вполне способным надломить его. Второй: это вполне нормально и по-христиански – выразить свое сочувствие к человеку, с которым случилась беда, таким простым, материальным способом. В особенности, если наличествует мысль о том, что произошло то, что когда-то в давние времена принято было называть «ошибкой». Поэтому ничего нет неправильного в том, чтобы верующие люди в подобной ситуации священника поддерживали, а также в том, чтобы он эту помощь с благодарностью принимал.
40 прочтений · 2 дня назад
То и дело слышу: «нами управляют чувства». Это преподносится как факт – очевидный и неоспоримый. Однако данное утверждение сильно грешит – и против истины, и против здравого смысла. Да, многими людьми действительно управляют чувства. Но весь вопрос – какими именно людьми? Как бы обидно это ни прозвучало, скажу: теми, которые под таким управлением находиться согласны. Или же теми, которые просто на эту свою управляемость не обращают внимания. Прочие же люди (их, к сожалению, немного, меньше, чем хотелось бы) учатся своими чувствами управлять, понимая, как часто под влиянием чувств совершаются ошибки, насколько это неправильно – не руководить собственной жизнью разумно, а делегировать права руководства тому в себе, чего мы до конца (порой же и вообще) не понимаем. Управление чувствами (а не готовность управляться ими) – один из признаков взрослости, зрелости, ответственности. Неотъемлемая составляющая осознанности. Непременное условие успешности и эффективности в любом виде деятельности. В том числе – и в жизни христианской. И еще это выбор – точно так же, как и безоговорочная чувствам подчиненность Поэтому нужно определяться, как именно мы хотим жить – управляя или управляясь, свободно или под властью. И, определившись, помнить, что любой вариант – не неизбежность, а следствие нашего решения.
30 прочтений · 3 дня назад
Мои книги, которые вы можете приобрести на OZON: 🔵Не заблудиться на пути ко Христу. О сути религиозной жизни https://ozon.ru/t/PRbdWEA 🔵Путь к свободе. О зависимости от вещей, людей и мнений https://ozon.ru/t/EGK1WVy 🔵О насущном хлебе наших сердец или Краткое пособие к молитвенному деланию https://ozon.ru/t/8RGaDR5 🔵Право на радость https://ozon.ru/t/7Xkdl3V 🔵Что мешает нам быть с Богом https://ozon.ru/t/nkLg9rA Еще больше книг для душеполезного чтения вы можете найти на сайте нашего магазина «Хорошие люди»: https://horoshieludi.shop
55 прочтений · 3 дня назад
Я время от времени пишу о вещах, которые называю "правилами". Так я обозначаю то, соблюдение чего, на мой взгляд, обязательно - идет ли речь о жизни духовной или просто: о жизни. И вот одно из правил, совершенно необходимых к исполнению: ни в коем случае нельзя предаваться бесплодным сожалениям. Грешат этим многие. Нам всем есть, о чем пожалеть: мы все делаем ошибки, заблуждаемся, совершаем грехи. И с течением времени осознаем, что во многих и многих ситуациях мы могли, должны были поступать иначе. Что наши неправильные решения, действия либо лишили нас чего-то (или кого-то) важного и ценного, либо привели к крайне нежелательным последствиям. Очевидно, что мы не можем ничего изменить задним числом, что прошлое так и останется в прошлом. Но сколько же людей застревают в не приносящих никакой пользы размышлениях о том, "как все могло бы быть, если бы..."! В переживаниях по поводу того, как же они так сплоховали, опростоволосились, оказались вовсе неискусны и неразумны. И кто-то, думая об этом, злится, находит попутно и других виновников своего неблагополучия, поминает их недобрым словом. А кто-то во всем обвиняет только себя и это самообвинение становится едва ли не главным его занятием. Или главным даже. Меняет ли это все жизнь человека к лучшему (не скажу уже - мир вокруг)? Приносит ли пользу? Нет, никоим образом. Только наполняет сердце горечью, тоской, унынием, лишает таких необходимых сил. Вводит в состояние совершенно деструктивного расслабления. Поэтому лишь с одной целью надо вспоминать свои ошибки: чтобы осознать их, покаяться в них и, все проанализировав, определить, как ты будешь действовать вновь, оказавшись в таких же или похожих обстоятельствах. А бесплодные сожаления... В них нет ни пользы, ни добродетели. Они на самом деле чаще всего являются ширмой, за которой человек прячет неготовность деятельным образом меняться, брать ответственность за свою жизнь на себя - наконец, в конце-то концов. Поэтому не должно им быть места в нашей жизни.
64 прочтения · 4 дня назад
Есть такая непростая вещь, как разрушение мифов. Кажется, что все здесь очевидно: жить, веря в мифы, руководствуясь ими, подменяя ими реальность, неправильно. Неправильно и потому, что это в принципе жизнь, основанная на неправде. И потому, что это закономерным образом приводит к весьма плачевным результатам: как, основываясь на мифах, а не на том, что было или есть на самом деле, выстроить эффективным образом процессы – будь то процессы обучения, организации научной деятельности, создания и развития бизнеса или же государственного строительства? Подменяя мифами верные, основанные на опыте и здравом смысле представления, и личную жизнь выстроить не получится должным образом, не то, что жизнь общественную. И потому, вроде бы, ясно: мифы надо развенчивать, показывать их несостоятельность, помогая людям выбираться из тьмы неведения или ведения ложного к свету познания. Это решительно необходимо. Однако… Однако на практике оказывается, что разрушение мифов – огромный риск. Люди защищают свои мифы – упорно, ожесточенно или порой даже прямо-таки жестоко. Одни – потому что они привыкли к мифам, они им дороги, они успокаивают, они создают некую понятную и приемлемую картину мира, отказываться от которой не хочется ни в коем случае: это просто на просто страшно. Другие могут в мифы толком и не верить, но для них они служат оправданием во множестве непростых жизненных ситуаций. Не будь этих мифов, то, что делают эти люди, могло бы предстать во всей своей неприглядной обнаженности, и репутация их была бы уничтожена безвозвратно. Третьи не верят в мифы вообще: они их создают – под конкретную задачу, запрос, цель. Или не создают, а пользуются уже существующими, компонуя, комбинируя, мастеря из них подходящую под определенную ситуацию конструкцию. Поэтому тот, кто возьмется за благородное дело разрушения мифов, быстро поймет, что оно в то же время – неблагодарное. И более того – опасное. Иногда даже смертельно опасное. Это заставляет задумываться: нужно ли непременно мифы разрушать, оправдан ли возникающий при этом риск, стоит ли игра свеч? Мне лично все больше и больше кажется, что сегодня борьба с мифами мало отличается от борьбы с ветряными мельницами: дело не только в рисках, но и в том, что успех здесь крайне маловероятен. Слишком мало тех, кто в подобного рода помощи нуждается и готов ее оценить. Более разумно и более продуктивно иное: не быть по возможности самому пленником мифов и мифологических систем. Мифов не плодить. И говорить, писать, рассказывать о жизни, мифам не следуя и ничего не мифологизируя. Сохранять здравый смысл и незамутненное видение и делиться ими с людьми, к смыслу и ясному видению стремящимися. Так представляю ситуацию я. А что думаете вы?
67 прочтений · 1 неделю назад
Очень важное качество для человека, который хочет прожить жизнь наполненную, счастливую, осмысленную – открытость. Открытость по отношению к людям – разным, давно знакомым и только входящим в нашу жизнь. Так мы узнаем тех, кого не знали и прежде, и даем возможность узнавать нас. Так обретаем друзей. Так становимся в человеческом плане больше и богаче. Открытость по отношению к опыту – тому, который мы можем приобрести сами и тому, которым с нами могут поделиться его обладатели. Это путь к мудрости – житейской и духовной. Открытость по отношению к жизни как таковой – во всех ее проявлениях, сторонах, гранях. Не бегство от нее, а движение навстречу к ней. Именно это и дает ощущение ее подлинности и наполненности. И, конечно, открытость по отношению к Богу. Та открытость, в которой есть всецелое, детское доверие Ему и полное, радостное послушание Его воле, готовность быть научаемым и врачуемым Им. Готовность принимать Его любовь и откликаться на нее. Открытости мешает страх. Он заставляет закрываться, замыкаться, отворачиваться – и от людей, и от опыта, и от жизни, и от Бога. Отнимает у нас возможность быть настоящими, счастливыми. Отнимает возможность быть. Ту, Источником которой является Сам Господь. Вот почему нельзя давать страху право властвовать над нами, почему надо бороться с ним и преодолевать его, чтобы не проиграть ему самих себя. И не жалеть об этом запоздало – тогда, когда ничего уже изменить не удастся.
57 прочтений · 1 неделю назад
Как понять, важно ли что-то для тебя на самом деле или же лишь кажется таковым? Люди часто задаются подобными вопросами и не всегда успешно их разрешают. А между тем есть способ очень основательно прояснить это для себя. Для каждого из нас (кроме тех, чья кончина окажется внезапной, что, к сожалению, бывает, почему мы и молимся о кончине мирной, христианской, то есть такой, к которой мы сможем подготовиться) рано или поздно наступит тот период жизни, который можно охарактеризовать как ее завершение. Это время, когда человек понимает: вот-вот и перед ним откроется вечность. Он подводит итоги, вспоминает о том, что было, думает о том, что его ждет… И у него еще остается время, хотя нельзя не осознавать: его уже почти нет. И вот стоит заранее спросить себя: а что будет для меня важно тогда? Что будет иметь ценность – и в самый тот период, и в ретроспективе, если оттуда, из этого ожидаемого и вполне реального будущего мы обратим свой взор в такое же реальное настоящее? Или, иными словами: что сохранит свою ценность перед лицом вечности, в то время, когда мы будем готовиться шагнуть в нее? Об этом стоит задумываться заранее. Подобные размышления и правда помогают многое, если не всё, прояснить для себя. Оберегают от бесчисленных ошибок. От лишней траты времени и сил. Позволяют сосредоточиться на главном. И не жалеть впоследствии о том, что в жизни всё или слишком многое было «не так».
31 прочтение · 1 неделю назад
В комментариях много раз звучал вопрос, можно ли приобрести мои книги (в том числе и новые) на маркетплейсах. Однако долгое время у нас просто не доходили руки - сделать на одном из них свой магазин. Теперь он появился, и все мои книги, которые еще остались в наличии, там можно найти. Ну и разные другие книги, которые я считаю хорошими и полезными. Вот ссылка для удобства: https://ozon.ru/t/z589Rpg
57 прочтений · 1 неделю назад
Еще немного о молитве. Иногда (нечасто на самом деле) день складывается так, что выполнить свое обычное правило человек действительно не успевает. Утром проспал, а потом вскочил и вот – уже надо бежать. А вечером пришел за полночь совершенно без сил, и мысль о том, что скоро уже вставать, отняла решимость взять в руки молитвослов и встать перед иконами. Что делать в таком случае? Прежде всего – чего не делать. Не уходить из дома, совсем не помолившись. И не засыпать, не сделав того же. Это самая большая ошибка в данном случае – решить, что если я не могу помолиться «как следует», то и вовсе не надо. Надо. Обязательно. Да, это крайне важно – молиться регулярно и не жалея необходимого для этого времени. Но еще важнее – не лишать свою душу молитвы вовсе. Стоит однажды вступить в день без молитвы, отойти ко сну, не обратившись к Богу, и тут же возникает риск, что это начнет входить в привычку. Это хорошие навыки укореняются трудно, а вредящим душе укрепляться помогает известный «радетель» об этом – враг нашего спасения. Да, однажды душа почувствует себя неуютно без молитвенного обращения к Создателю. И на второй раз будет понимать человек, что именно без этого самого главного разговора тяжело у него на сердце. А дальше… Дальше все начнет растворяться в тумане, неясности: плохо – а отчего плохо и непонятно уже толком. Поэтому даже если почему-то приходится в виде исключения от правила отступить, даже если и правда нет времени и сил, ничто не мешает встать перед иконами и помолиться хотя бы немного. Совсем немного – пять минут, три минуты. Да хотя бы одну! И такая краткая молитва принесет плод: мы, точнее наша душа, не останется совсем голодной. И не начнет к этому чувству голода привыкать как к чему-то обычному, нормальному. Оно не нормально и не должно быть обычным.
55 прочтений · 1 неделю назад
Постоянная «жалоба» на самих себя, которую приходится слышать на исповеди: «Не успеваю молиться…». И трудно сказать, что приносит вред больший, чем это «неуспевание»: ведь молитва – главный, хотя, конечно, далеко не единственный способ нашего общения с Богом. И когда мы теряем ее, то нашей духовной жизни это наносит колоссальный ущерб. Чаще всего она просто замирает в результате такой потери. И поэтому обязательно стоит разобраться: а что это значит – «не успеваю»? Чтение утренних и вечерних молитв, согласно тому правилу, которое предлагает нам молитвослов, это около 20 минут – утром и вечером, соответственно. Время, не превосходящее по длительности время приема пищи, будь то завтрак, обед или ужин (я допускаю, что есть люди, которые едят быстрее, но ведь еду еще нужно приготовить или разогреть хотя бы). И практически все мы, кроме тех, кто страдает определенными видами расстройства пищевого поведения, всегда успеваем поесть. По крайней мере, не бывает так, чтобы мы на протяжении многих дней (недель, месяцев) не ели из-за того, что не находим на это времени. Отчего так? Совершенно очевидно, что мы понимаем: еда нам жизненно необходима. Именно этого понимания недостает нам в отношении молитвы: мы не осознаем, что для нашей духовной жизни она составляет такую же необходимость, как пища – для жизни физической. Ну и еще одного понимания недостает, конечно: того, насколько жизнь духовная важней телесной. Об этом нужно как можно чаще задумываться, как можно чаще вспоминать: настанет момент, когда мы перейдем из этого мира в другой, в котором единственной пищей для человека станет общение с Богом. И те, кто привыкли эту пищу вкушать регулярно, окажутся к иному образу существования готовы. А те, кто «не находил на нее времени»… Не знаю, трудно точно сказать, но есть очень высокий риск, что нет. Возможно, что если думать об этом по возможности глубоко и всерьез, мы все же придем к выводу о том, что находить время на молитву не то, чтобы легко или трудно, а просто – необходимо. По крайней мере, сейчас время у нас однозначно есть. А потом его не будет. Не у нас не будет – вообще не будет. Потому что откуда время в вечности? Приобрести книгу «О насущном хлебе наших сердец или Краткое пособие к молитвенному деланию»: https://horoshieludi.shop/knigi-igumena-nektariya/tproduct/678206516-435200655002-o-nasuschnom-hlebe-nashih-serdets-ili-kr
Видео