Ролики
Статьи
47 прочтений · 14 часов назад
Я часто ловлю себя на том, что на 53-м году жизни воспринимаю себя примерно так же, как воспринимал в раннем детстве. Словно ничего не изменилось и пять десятков лет не осталось за спиной. И, поворачиваясь к зеркалу, я бываю готов увидеть там маленького мальчика, только начинающего жить и постепенно узнающего жизнь – все новое и новое о ней. Хотя не сильно разочаровываюсь, увидев там себя нынешнего. Это, опять же, каким-то удивительным образом совсем не меняет моего самовосприятия. Наверное, я понимал эту свою «особенность» всегда, но последние годы она становится для меня по многим причинам все более и более важной. Скорее всего, особенно ценной делает ее теперь для меня страшный риск – постареть. Оно, старение, и ощущается – куда от него денешься: о нем говорят суставы, усталость, память, здоровье в целом. Но здоровья у меня не было, в общем-то, и в детстве, поэтому физическое состояние я все-таки не воспринимаю как слишком значимый показатель. И стареть не соглашаюсь. И я правда радуюсь этому чувству: жизнь началась буквально только что и не закончится никогда, хотя в ней и происходят и еще произойдут большие, поразительные, непостижимые вполне сейчас перемены. Вроде бы и случилось так много всего за эти годы – и непростого, и тяжелого (хотя прекрасного – куда больше), а нет усталости от нее, нет пресыщенности ею, нет ощущения, что все главное и лучшее позади. Есть по-прежнему это удивительное осознание: Он ведет меня за руку и показывает то, чего я бы никогда не увидел без Него. И я готов идти туда, куда Ему будет угодно повести меня дальше. Как это чувствовать, если не сохранить своей детскости?.. Я очень ею дорожу. И понимаю, какова степень ее значимости. А если бы и не понимал, то просто верил бы тому, что говорит о ней в Евангелии Господь. Поэтому я и делюсь своим, казалось бы, очень личным переживанием – с надеждой, что оно окажется близким и родным и для вас. А у кого-то, может быть, вызовет поначалу удивление, однако затем, после удивления, отклик. И тогда нам еще проще будет говорить на одном языке – не только друг с другом, но, самое главное, с Тем, для Кого мы все и всегда дети.
59 прочтений · 4 дня назад
Каким должно быть сердце, чтобы человек справился со всеми испытаниями, с которыми сталкивается он в этом наполненном ими мире? Здоровым, выносливым, бьющимся в ровном, не ускоряющемся и не замедляющемся без причины темпе? Хорошо бы, конечно, чтобы оно и правда было таким, но все же это не главное. Оно обязательно должно быть широким, вмещающим в себя людей с их бедами и скорбями, с их обстоятельствами, радостями и горестями, с их несовершенством и непохожестью на нас, с их испорченностью, злостью, ревностью и завистью. Это не то, чтобы долг или обязанность, которую непременно нужно исполнять – просто потому, что так полагается. Это возможность стать по-настоящему сильными, даже непобедимыми – какими бы мы при этом немощными и далекими от совершенства ни были сами. Что делает сердце маленьким, узким и тесным? Саможаление, страх, зацикленность на себе, своих интересах, обстоятельствах, корысти. Мелочные обиды. Злопамятство. Многое другое. Но главное – любление временного более вечного, земного более, чем небесного. А расширяют, делают его буквально огромным вера, надежда, любовь. Готовность во всем и всегда искать прежде всего духовное измерение, духовное содержание, ко всему относиться как общему делу с Богом. Есть сегодня такое расхожее, немного забавное, немного детское выражение – «суперсила». Ею многие хотят обладать. О ней в шутку и всерьез спрашивают друг друга: «В чем твоя суперсила?». Так вот: сердце широкое и вместительное и есть самая настоящая суперсила. Не сказочная, не фэнтезийная, а реальная.
57 прочтений · 5 дней назад
Есть у преподобного аввы Дорофея замечательное рассуждение о том, что есть воля Божия, благая и благоугодная. И там он говорит, в частности, что если городу суждено по какой-то причине сгореть, то это вовсе не означает, что Богу угодно, чтобы ты бегал по нему с пылающим факелом и собственноручно его поджигал. И тем более, чтобы ты радовался, видя, как рушатся в огне строения и гибнут люди. Рассуждение это, как и саму книгу, не зря именуемую азбукой духовной жизни, стоит перечитывать по возможности регулярно, напечатлевая в уме и сердце образы подлинно христианского отношения к людям и к жизни в целом. Особенно же прилежными в этом перечитывании следует быть тем ревностным христианам, которые искренне убеждены: самое главное и самое подлинное проявление ревности заключается не в чем ином, как напомнить страдающему грешнику, что страдает он заслуженно и потому жаловаться, а тем более ожидать сострадания он не имеет никакого права. Мы часто, читая Евангелие, и узнавая предложенные в нем примеры того, что мы сегодня с готовностью именуем фарисейством и лицемерием, искренне недоумеваем, как же эти люди могли быть настолько ограничены, настолько жестокосердны, что милость и любовь, являемые им Спасителем, не вызывали у них ничего, кроме непонимания и какой-то безумной, иррациональной злобы. И так же искренне превосходим их – не в чем-то ином, а ровно в том же, за что осуждаем. Да, хотели они, неразумные, непросвещенные светом истины Христовой люди, побить взятую в прелюбодеянии женщину камнями. Не просто так хотели – а потому, что так предписывал Закон. Но не побили. Услышав, что для того, чтобы бросить камень, нужно сперва заглянуть в свое сердце и удостовериться – а без греха ли ты сам, они заглянули, устыдились и потихоньку разошлись каждый в свою сторону. Устыдились, прежде всего, своих грехов, о которых забыли. А затем того, что, несмотря на свою далекую от совершенства жизнь, покушались покарать несчастную, которая от них не так уж сильно в нравственном смысле отличалась – если вообще отличалась. У нас же, христиан, картина зачастую совершенно иная. Мы, не живущие по Закону Моисееву, а призванные жить по закону более совершенному, возвышенному, евангельскому, не имеющие заповеди побивать кого бы то ни было камнями – ни в прямом, ни в переносном смысле этого слова – весьма нередко выражаем готовность на это неправедное деяние и скоро приводим намерение в исполнение. И летят камни – суда и осуждения, обличения и даже проклятий – на головы виноватых и невиноватых. Летят, летят… Но все для того, чтобы потом обрушиться уже на наши собственные головы, уже нам обратиться в суд и в осуждение. И если не получается удерживаться от привычки к камнеметанию по-другому, ради заповеди о любви, то можно попробовать побороться с ней хотя бы посредством уяснения этого непреложного и безусловного правила: камень, запущенный в «грешника» мощной рукой «праведника», обязательно превращается в бумеранг.
66 прочтений · 6 дней назад
Попался на днях пост со сбором для семьи запрещенного в служении священника. И невольно обратил внимание на один из первых комментариев под ним – о том, что поскольку священник не инвалид, не ветхий старец, то почему, дескать, нужно собирать для него деньги и насколько это вообще нравственно. С одной стороны, да, все верно – не инвалид и не старец. Но есть все же пара моментов, на которые стоило бы обратить внимание. Первый: священник за годы служения в сане, как правило, перестает мыслить о себе как о ком-то, кто мог бы содержать себя и семью альтернативными способами. Он воспринимает себя как служителя Божия, стоящего перед престолом, и как пастыря, приводящего людей ко Христу. И навыки, необходимые для добывания хлеба насущного, в таком случае легко могут утратиться. Поэтому, оказавшись в запрете, священник далеко не сразу может адаптироваться к «новой жизни», которой он совсем не желал и к которой не готовился. Не говоря уже о том, что запрет, как правило, становится для живущего своим служением священника очень сильным стрессом, вполне способным надломить его. Второй: это вполне нормально и по-христиански – выразить свое сочувствие к человеку, с которым случилась беда, таким простым, материальным способом. В особенности, если наличествует мысль о том, что произошло то, что когда-то в давние времена принято было называть «ошибкой». Поэтому ничего нет неправильного в том, чтобы верующие люди в подобной ситуации священника поддерживали, а также в том, чтобы он эту помощь с благодарностью принимал.
48 прочтений · 6 дней назад
То и дело слышу: «нами управляют чувства». Это преподносится как факт – очевидный и неоспоримый. Однако данное утверждение сильно грешит – и против истины, и против здравого смысла. Да, многими людьми действительно управляют чувства. Но весь вопрос – какими именно людьми? Как бы обидно это ни прозвучало, скажу: теми, которые под таким управлением находиться согласны. Или же теми, которые просто на эту свою управляемость не обращают внимания. Прочие же люди (их, к сожалению, немного, меньше, чем хотелось бы) учатся своими чувствами управлять, понимая, как часто под влиянием чувств совершаются ошибки, насколько это неправильно – не руководить собственной жизнью разумно, а делегировать права руководства тому в себе, чего мы до конца (порой же и вообще) не понимаем. Управление чувствами (а не готовность управляться ими) – один из признаков взрослости, зрелости, ответственности. Неотъемлемая составляющая осознанности. Непременное условие успешности и эффективности в любом виде деятельности. В том числе – и в жизни христианской. И еще это выбор – точно так же, как и безоговорочная чувствам подчиненность Поэтому нужно определяться, как именно мы хотим жить – управляя или управляясь, свободно или под властью. И, определившись, помнить, что любой вариант – не неизбежность, а следствие нашего решения.
33 прочтения · 7 дней назад
Мои книги, которые вы можете приобрести на OZON: 🔵Не заблудиться на пути ко Христу. О сути религиозной жизни https://ozon.ru/t/PRbdWEA 🔵Путь к свободе. О зависимости от вещей, людей и мнений https://ozon.ru/t/EGK1WVy 🔵О насущном хлебе наших сердец или Краткое пособие к молитвенному деланию https://ozon.ru/t/8RGaDR5 🔵Право на радость https://ozon.ru/t/7Xkdl3V 🔵Что мешает нам быть с Богом https://ozon.ru/t/nkLg9rA Еще больше книг для душеполезного чтения вы можете найти на сайте нашего магазина «Хорошие люди»: https://horoshieludi.shop
59 прочтений · 7 дней назад
Я время от времени пишу о вещах, которые называю "правилами". Так я обозначаю то, соблюдение чего, на мой взгляд, обязательно - идет ли речь о жизни духовной или просто: о жизни. И вот одно из правил, совершенно необходимых к исполнению: ни в коем случае нельзя предаваться бесплодным сожалениям. Грешат этим многие. Нам всем есть, о чем пожалеть: мы все делаем ошибки, заблуждаемся, совершаем грехи. И с течением времени осознаем, что во многих и многих ситуациях мы могли, должны были поступать иначе. Что наши неправильные решения, действия либо лишили нас чего-то (или кого-то) важного и ценного, либо привели к крайне нежелательным последствиям. Очевидно, что мы не можем ничего изменить задним числом, что прошлое так и останется в прошлом. Но сколько же людей застревают в не приносящих никакой пользы размышлениях о том, "как все могло бы быть, если бы..."! В переживаниях по поводу того, как же они так сплоховали, опростоволосились, оказались вовсе неискусны и неразумны. И кто-то, думая об этом, злится, находит попутно и других виновников своего неблагополучия, поминает их недобрым словом. А кто-то во всем обвиняет только себя и это самообвинение становится едва ли не главным его занятием. Или главным даже. Меняет ли это все жизнь человека к лучшему (не скажу уже - мир вокруг)? Приносит ли пользу? Нет, никоим образом. Только наполняет сердце горечью, тоской, унынием, лишает таких необходимых сил. Вводит в состояние совершенно деструктивного расслабления. Поэтому лишь с одной целью надо вспоминать свои ошибки: чтобы осознать их, покаяться в них и, все проанализировав, определить, как ты будешь действовать вновь, оказавшись в таких же или похожих обстоятельствах. А бесплодные сожаления... В них нет ни пользы, ни добродетели. Они на самом деле чаще всего являются ширмой, за которой человек прячет неготовность деятельным образом меняться, брать ответственность за свою жизнь на себя - наконец, в конце-то концов. Поэтому не должно им быть места в нашей жизни.
66 прочтений · 1 неделю назад
Есть такая непростая вещь, как разрушение мифов. Кажется, что все здесь очевидно: жить, веря в мифы, руководствуясь ими, подменяя ими реальность, неправильно. Неправильно и потому, что это в принципе жизнь, основанная на неправде. И потому, что это закономерным образом приводит к весьма плачевным результатам: как, основываясь на мифах, а не на том, что было или есть на самом деле, выстроить эффективным образом процессы – будь то процессы обучения, организации научной деятельности, создания и развития бизнеса или же государственного строительства? Подменяя мифами верные, основанные на опыте и здравом смысле представления, и личную жизнь выстроить не получится должным образом, не то, что жизнь общественную. И потому, вроде бы, ясно: мифы надо развенчивать, показывать их несостоятельность, помогая людям выбираться из тьмы неведения или ведения ложного к свету познания. Это решительно необходимо. Однако… Однако на практике оказывается, что разрушение мифов – огромный риск. Люди защищают свои мифы – упорно, ожесточенно или порой даже прямо-таки жестоко. Одни – потому что они привыкли к мифам, они им дороги, они успокаивают, они создают некую понятную и приемлемую картину мира, отказываться от которой не хочется ни в коем случае: это просто на просто страшно. Другие могут в мифы толком и не верить, но для них они служат оправданием во множестве непростых жизненных ситуаций. Не будь этих мифов, то, что делают эти люди, могло бы предстать во всей своей неприглядной обнаженности, и репутация их была бы уничтожена безвозвратно. Третьи не верят в мифы вообще: они их создают – под конкретную задачу, запрос, цель. Или не создают, а пользуются уже существующими, компонуя, комбинируя, мастеря из них подходящую под определенную ситуацию конструкцию. Поэтому тот, кто возьмется за благородное дело разрушения мифов, быстро поймет, что оно в то же время – неблагодарное. И более того – опасное. Иногда даже смертельно опасное. Это заставляет задумываться: нужно ли непременно мифы разрушать, оправдан ли возникающий при этом риск, стоит ли игра свеч? Мне лично все больше и больше кажется, что сегодня борьба с мифами мало отличается от борьбы с ветряными мельницами: дело не только в рисках, но и в том, что успех здесь крайне маловероятен. Слишком мало тех, кто в подобного рода помощи нуждается и готов ее оценить. Более разумно и более продуктивно иное: не быть по возможности самому пленником мифов и мифологических систем. Мифов не плодить. И говорить, писать, рассказывать о жизни, мифам не следуя и ничего не мифологизируя. Сохранять здравый смысл и незамутненное видение и делиться ими с людьми, к смыслу и ясному видению стремящимися. Так представляю ситуацию я. А что думаете вы?
69 прочтений · 2 недели назад
Очень важное качество для человека, который хочет прожить жизнь наполненную, счастливую, осмысленную – открытость. Открытость по отношению к людям – разным, давно знакомым и только входящим в нашу жизнь. Так мы узнаем тех, кого не знали и прежде, и даем возможность узнавать нас. Так обретаем друзей. Так становимся в человеческом плане больше и богаче. Открытость по отношению к опыту – тому, который мы можем приобрести сами и тому, которым с нами могут поделиться его обладатели. Это путь к мудрости – житейской и духовной. Открытость по отношению к жизни как таковой – во всех ее проявлениях, сторонах, гранях. Не бегство от нее, а движение навстречу к ней. Именно это и дает ощущение ее подлинности и наполненности. И, конечно, открытость по отношению к Богу. Та открытость, в которой есть всецелое, детское доверие Ему и полное, радостное послушание Его воле, готовность быть научаемым и врачуемым Им. Готовность принимать Его любовь и откликаться на нее. Открытости мешает страх. Он заставляет закрываться, замыкаться, отворачиваться – и от людей, и от опыта, и от жизни, и от Бога. Отнимает у нас возможность быть настоящими, счастливыми. Отнимает возможность быть. Ту, Источником которой является Сам Господь. Вот почему нельзя давать страху право властвовать над нами, почему надо бороться с ним и преодолевать его, чтобы не проиграть ему самих себя. И не жалеть об этом запоздало – тогда, когда ничего уже изменить не удастся.
58 прочтений · 2 недели назад
Как понять, важно ли что-то для тебя на самом деле или же лишь кажется таковым? Люди часто задаются подобными вопросами и не всегда успешно их разрешают. А между тем есть способ очень основательно прояснить это для себя. Для каждого из нас (кроме тех, чья кончина окажется внезапной, что, к сожалению, бывает, почему мы и молимся о кончине мирной, христианской, то есть такой, к которой мы сможем подготовиться) рано или поздно наступит тот период жизни, который можно охарактеризовать как ее завершение. Это время, когда человек понимает: вот-вот и перед ним откроется вечность. Он подводит итоги, вспоминает о том, что было, думает о том, что его ждет… И у него еще остается время, хотя нельзя не осознавать: его уже почти нет. И вот стоит заранее спросить себя: а что будет для меня важно тогда? Что будет иметь ценность – и в самый тот период, и в ретроспективе, если оттуда, из этого ожидаемого и вполне реального будущего мы обратим свой взор в такое же реальное настоящее? Или, иными словами: что сохранит свою ценность перед лицом вечности, в то время, когда мы будем готовиться шагнуть в нее? Об этом стоит задумываться заранее. Подобные размышления и правда помогают многое, если не всё, прояснить для себя. Оберегают от бесчисленных ошибок. От лишней траты времени и сил. Позволяют сосредоточиться на главном. И не жалеть впоследствии о том, что в жизни всё или слишком многое было «не так».
31 прочтение · 2 недели назад
В комментариях много раз звучал вопрос, можно ли приобрести мои книги (в том числе и новые) на маркетплейсах. Однако долгое время у нас просто не доходили руки - сделать на одном из них свой магазин. Теперь он появился, и все мои книги, которые еще остались в наличии, там можно найти. Ну и разные другие книги, которые я считаю хорошими и полезными. Вот ссылка для удобства: https://ozon.ru/t/z589Rpg
58 прочтений · 2 недели назад
Еще немного о молитве. Иногда (нечасто на самом деле) день складывается так, что выполнить свое обычное правило человек действительно не успевает. Утром проспал, а потом вскочил и вот – уже надо бежать. А вечером пришел за полночь совершенно без сил, и мысль о том, что скоро уже вставать, отняла решимость взять в руки молитвослов и встать перед иконами. Что делать в таком случае? Прежде всего – чего не делать. Не уходить из дома, совсем не помолившись. И не засыпать, не сделав того же. Это самая большая ошибка в данном случае – решить, что если я не могу помолиться «как следует», то и вовсе не надо. Надо. Обязательно. Да, это крайне важно – молиться регулярно и не жалея необходимого для этого времени. Но еще важнее – не лишать свою душу молитвы вовсе. Стоит однажды вступить в день без молитвы, отойти ко сну, не обратившись к Богу, и тут же возникает риск, что это начнет входить в привычку. Это хорошие навыки укореняются трудно, а вредящим душе укрепляться помогает известный «радетель» об этом – враг нашего спасения. Да, однажды душа почувствует себя неуютно без молитвенного обращения к Создателю. И на второй раз будет понимать человек, что именно без этого самого главного разговора тяжело у него на сердце. А дальше… Дальше все начнет растворяться в тумане, неясности: плохо – а отчего плохо и непонятно уже толком. Поэтому даже если почему-то приходится в виде исключения от правила отступить, даже если и правда нет времени и сил, ничто не мешает встать перед иконами и помолиться хотя бы немного. Совсем немного – пять минут, три минуты. Да хотя бы одну! И такая краткая молитва принесет плод: мы, точнее наша душа, не останется совсем голодной. И не начнет к этому чувству голода привыкать как к чему-то обычному, нормальному. Оно не нормально и не должно быть обычным.
Видео