Статьи
14 прочтений · 13 часов назад
Первый сюрреалист
Имя Леонардо да Винчи практически любой человек назовет в одном ряду с Микеланджело, Рафаэлем и Тицианом, когда речь зайдет об искусстве итальянского Возрождения. «Силы было в нем много, но в сочетании с ловкостью; его помыслы и его дерзания были всегда царственны и великодушны, а слава его имени так разрослась, что ценим он был не только в свое время, но и после своей смерти, когда он среди потомства приобрел еще большую известность», - писал о нем Джорджо Вазари. Автор «Жизнеописаний живописцев, ваятелей и зодчих» часто щедр в своих похвалах, но этот пассаж и для него не самый типичный...
15 прочтений · 3 дня назад
Коллекционер Михаил Перченко показал Твери искусство нескольких стран и эпох
В оранжерее Императорского дворца завершает работу уникальная выставка - московский коллекционер Михаил Перченко представил теперь и тверскому зрителю произведения старых западноевропейских мастеров. Всего в экспозицию вошли 27 картин и 7 деревянных скульптур, относящихся к XIV-XVII векам. Это, в большинстве своем, произведения мастеров из Германии, Нидерландов и Фландрии: религиозная и мифологическая живопись, пейзажи и портреты (в первую очередь, знати) Этот "Портрет дамы с перчаткой" создал популярный...
11 прочтений · 5 дней назад
Неповторимый и подражающий
Джованни Беллини – счастливый пример художника, открытого новым веяниям, охотно их принимающего, но не теряющего своей индивидуальности. Лирик по натуре, склонный к спокойной красоте и гармонии, в молодости он соединил это с жесткой манерой Андреа Мантеньи, мужа своей сестры Никколозы. Порой их работы были почти одинаковыми, но именно почти. Сравним два «Внесения во храм». Мантенья резок и трагичен, пелены сковывают младенца Иисуса и напоминают погребальный саван. Беллини практически повторяет композицию...
21 прочтение · 1 неделю назад
Время собирать... раковины. Хотя бы здесь, на картинах
У нас с Сидором наступил долгожданный отпуск. Правда, моря в нем не будет, а значит, и его хрупких и прекрасных даров-ракушек, которые многие из нас, непонятно зачем, любят собирать на морском берегу - тоже. Но ведь полюбоваться раковинами на полотнах художников разных эпох можно в любое время года. Ракушка в искусстве - многоплановый, часто противоречивый символ. В античности она четко связывалась с зарождением жизни и женским началом. К этому мифу и обращается Сандро Боттичелли в "Рождении Венеры": богиня юности и красоты появляется на свет из рифленой раковины...
17 прочтений · 1 неделю назад
Режущая живопись Мантеньи
Жизнь Андреа Мантеньи – череда больших удач, широкого признания и любви. Сын плотника, он стал учеником и воспитанником художника Франческо Скварчоне, а затем породнился с одним из лучших итальянских мастеров своей эпохи Джованни Беллини, женившись на его сестре Никколозе. На протяжении десятилетий Мантенья был придворным художником в Мантуе, пережил трех представителей рода Гонзага и пользовался благосклонностью каждого из них. Для своих покровителей мастер писал изящные античные мистерии, но прославился совсем другими полотнами...
24 прочтения · 1 неделю назад
Летние реки и озера, а также другие интересные уголки Тверской области
Совсем закрутились с домашними заботами и проблемами, и не всегда есть время писать статьи. При этом как-то сам собой образовался фотоматериал о нашем крае, где много рек и озер, некоторые из которых даже наши земляки не видели ни разу. По работе Сидор снова посетил Осташков - старинный городок XIV века на ледниковом озере Селигер. Вернее, это даже не озеро, а целая сеть озер. На берегах круглый год кипит туристическая жизнь: рыбалка, спорт, пляжи. На фото - безлюдный уголок (только утки). Видно, что вода холодная...
20 прочтений · 2 недели назад
Жил быстро, умер молодым. Революционер Мазаччо
XV век в мировом изобразительном искусстве открывает имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, прославившегося как Мазаччо. Он родился в 1401 году и за считанные годы совершил подлинную революцию в живописи. Дело не только в том, как уверенно он применяет законы перспективы, углубляя пространство, позволяя нам войти внутрь своих фресок. Не только в той смелости, с которой он «лепит» объем с помощью светотени, создающей мощные, полнокровные фигуры словно на наших глазах. Все это было ново и дерзко, но главный прорыв Мазаччо в другом...
20 прочтений · 2 недели назад
Свет, слезы и любовь блаженного брата
Фра Беато Анжелико совсем не умел пугать. Адская нечисть во главе со здоровым брутальным чертом, терзающая грешников на картине «Страшный суд», не внушает ужаса. Это не появившиеся несколько десятилетий спустя триптихи Босха с его омерзительными, в буквальном смысле слова мелкими, бесами. Да и отдано аду меньше четверти прославленного шедевра. Большую часть композиции занимает свет и яркие краски. Как радостны эти ангелы, водящие хоровод, взявшись за руки! В этой чистой радости – весь мастер, чье прозвище, под которым он известен ценителям, переводится как «блаженный брат ангельский»...
59 прочтений · 3 недели назад
КАРТИНА ИЗ ТРЕТЬЯКОВКИ, КОТОРАЯ ВЫЗЫВАЕТ ДОБРУЮ УЛЫБКУ Маленький шедевр «Алжирка учит дитя ходить, заставляя его идти за черепахой» (1845) – вовсе не типичное произведение для Василия Тимма (1820-1895), художника-баталиста, книжного иллюстратора, литографа, карикатуриста, этнографа и издателя. Этнический немец, уроженец Риги, которого по-настоящему звали Георг Вильгельм Фридрихович, известен еще как брат Эмилии Тимм, некоторое время бывшей замужем за Карлом Брюлловым. Василий Фридрихович, который с детства проявил способности к рисованию, обучался в живописных классах Императорской Академии художеств, где получил аж две медали – золотую и серебряную. Первой успешной работой молодого художника стало оформление книги стихов Ивана Мятлева – тогда очень известного петербургского поэта, затем он прославился как автор изящных карикатур к сатирическому роману Мятлева в стихах «Сенсации и замечания г-жи Курдюковой за границею, дан л’Этранже», вызвавшему одобрение высшего света и лестный отзыв Виссариона Белинского. Молодой художник отправился в творческую командировку в Париж, затем оттуда совершил путешествие в Алжир, из которого привез ряд ярких жанровых картин, выставлявшихся в парижском Салоне, в том числе и «Алжиркуу…» (1845) В этих работах выразились путевые наблюдения и впечатления от жизни людей этой африканской страны. Перед нами – бытовая зарисовка, мы видим уголок рынка южного города. На заднем плане слева находится минарет, чуть ближе к зрителю – лавка торговца. На переднем плане сидит молодая мать, прикрытая от палящего солнца широкополой шляпой с орнаментом и накидкой. В ее руках самодельная уздечка, которая служит опорой малышу – а он, в свою очередь, тянется за привязанной за веревочку черепахой. Вот такая экзотическая картина, написанная с добротой и вниманием к деталям.
22 прочтения · 3 недели назад
Похвала математике
Пьеро делла Франческа любил изображать персонажей своих картин в профиль. Женщины, мужчины, святые, цари и князья не смотрят на зрителя и не видят художника, который спокойно наблюдает за ними со стороны. Наблюдателем мастер был очень спокойным и внимательным, тщательно продумывавшим свои композиции. Они очень выверены и напоминают математические конструкции. Это не удивительно, Пьеро был талантливым геометром, занимался математикой и во многом относился к живописи как к науке. Один из его трактатов,...
24 прочтения · 3 недели назад
Бессмертная перспектива Джотто ди Бондоне
В начале 1970-х два великих итальянских режиссера, вряд ли сговариваясь, вспомнили о Джотто ди Бондоне. В «Амаркорде» Феллини забавная учительница истории спрашивает класс: «Дети, что создал Джотто?» Великовозрастные лоботрясы хором скандируют: «Пер-спе-кти-ву!» Эпизод смешной вдвойне, потому что перспективу Джотто не создавал. Немного раньше Феллини мастера вспомнил Пазолини. В его «Декамероне», соединившем грубый примитивный юмор и высокую поэзию, самый лиричный эпизод рассказывал как раз об авторе фресок в капелле Скровеньи...
79 прочтений · 4 недели назад
Это фотографии или картины? Как бы то ни было, они завораживают
Работы Саскии Булсумс (1960) сдержанны по цветовой гамме, при этом они сочетают в себе экспрессию и таинственность. Уроженка Нидерландов, Саския, которая в детстве некоторое время жила вместе с родителями в Иране и на острове Кюрасао, получила образование в сфере дизайна, а в последние 10 лет профессионально занимается художественной фотографией. Ее работы так и хочется назвать картинами - иногда зрители начинают даже искать в фотографиях мазки: Фотохудожник обычно не дает своим творениям названия, только нумерует их...