Статьи
11 прочтений · 13 часов назад
ИЛЬЯ МОЖАЙСКИЙ: «НЕЛЬЗЯ РАЗРУШАТЬ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДРАМАТУРГИЮ»
В Академическом театре оперы и балета Республики Коми, за деятельностью которого в последнее время следят многие поклонники, – большие перемены: Дмитрия Степанова в директорском кресле сменил Алексей Садовский, начавший формировать свою команду. Ее достижения – дело будущего. Предыдущее же десятилетие  стало периодом очевидного яркого подъема театра, получившего высокое звание академического, чьи спектакли были не раз отмечены экспертами «Золотой маски», премиями «Онегин» и «Золотой витязь». Одним...
38 прочтений · 1 день назад
«РУСАЛКА» ЭПОХИ РЕКОНСТРУКЦИИ
Детский музыкальный театр имени Наталии Сац завершает сезон премьерой большой русской оперы Несмотря на жанровую принадлежность, играется «Русалка» Даргомыжского пока в фойе большого зала театра: он сам все еще на реконструкции, которая порядком затянулась. Артисты Театра Сац с нетерпением ждут открытия своей основной сцены, но не снижают темпов работы и амбициозности задач. Кажется, за время реконструкции они сделали новых программ, премьер, интересных проектов даже больше, чем в «мирные» годы – экстремальные условия и кочевая жизнь подхлестнули творческое горение и энтузиазм...
263 прочтения · 2 дня назад
ТРИ ВЕРСИИ БЕЛЬКАНТО
Мариинский театр представил в Москве три шедевра национальных школ бельканто – «Жизнь за царя», «Гугенотов» и «Пуритан» Оперой Глинки на июньских гастролях в Большом театре мариинцы чествовали крупный юбилей первого русского классика, оперы Мейербера и Беллини были выбраны для эксклюзивности гастрольной афиши: на московской сцене они не появлялись с незапамятных времен. Впрочем, и глинкинское творение не ставится в Москве уже почти двадцать лет. Две «Жизни за царя» – сенсация Спектакль Большого театра,...
35 прочтений · 5 дней назад
Александр Матусевич: «Музыкальный критик должен стремиться к универсальности»
Известный музыкальный критик, искусствовед, историк оперы и постоянный автор «Опера+» Александр Матусевич в этом году отмечает 50-летие. Филипп Геллер в преддверии праздника встретился с юбиляром и узнал, легко ли разговаривать с оперными звездами, какими качествами должен обладать музыкальный критик и чем примечательно состояние музыкальной журналистики в нынешней России. — Балетовед Ольга Розанова однажды сказала, что профессия театрального критика — профессия второй половины жизни. Александр,...
152 прочтения · 1 неделю назад
С ИМЕНЕМ ПРИМАДОННЫ
В Москве состоялся IX Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской Особенность этого международного состязания – его прицельная ориентация на оперную сцену и вокально-драматический артистизм. Здесь не нужно петь романсов, арий из ораторий или кантат (хотя есть исключение – номера из Реквиема Верди, чья эстетика стопроцентно оперная, допускаются), народных песен и прочего – в конкурсных испытаниях артист должен продемонстрировать свою состоятельность именно в оперных сочинениях: все три тура предполагают исполнение двух оперных арий...
65 прочтений · 1 неделю назад
НЕ ОПЕРА И НЕ БАЛЕТ
«Свадебка» Игоря Стравинского предстала в «Новой опере» в «усовершенствованном» инновационном виде Это первый полноценный проект, где слитые относительно недавно в один театр абсолютно разные по всем параметрам труппы «Новой оперы» и «Балета Москва» смогли выпустить общий спектакль. «Балет с пением» или точнее, как определял сам автор, «русские хореографические сцены с музыкой и пением», казалось бы, для этого подходят стопроцентно. Вроде и балет, но не вполне, имеющий законную вокальную составляющую...
61 прочтение · 1 неделю назад
САМОМУ РУССКОМУ КОМПОЗИТОРУ
180-летию Римского-Корсакова Большой театр посвятил внушительный фестиваль. Его инициатором стал Валерий Гергиев: почти сразу после своего назначения в Большой он заявил, что совместными усилиями двух «императорских» театров обеих столиц такой фестиваль обязательно должен быть проведен. Гергиев известен своей любовью к великому русскому композитору: еще на заре своей деятельности, в 1994-м году он организовал грандиозный первый фестиваль к юбилею мастера – тогда к 150-летию. Спустя четверть века...
72 прочтения · 1 неделю назад
И ВНОВЬ «ФРАНЧЕСКА»!
В концертном зале «Зарядье» прозвучала опера Сергея Рахманинова, став заметным событием Второго московского летнего фестиваля, одноименного залу В прошлом году музыка Рахманинова звучала в «Зарядье» постоянно – и на фестивале, и вне его рамок, что и понятно: страна отмечала 150-летие со дня рождения композитора, – однако оперы тогда представили не все. В этом смысле «Зарядье» перещеголяла «Новая опера», предложив полную антологию оперного Рахманинова. Впрочем, сделать это было не сложно: как известно,...
42 прочтения · 1 неделю назад
ЛЕРМОНТОВСКИЙ ОММАЖ КАК ПОСЛЕСЛОВИЕ К ЮБИЛЕЙНОМУ ГОДУ
Один из самых известных в мире российских оперных певцов Дмитрий Хворостовский на родине выступает нередко, но в основном с концертами В оперном же театре, в полноценном спектакле его здесь не видели уже очень давно – соотечественники сегодня вынуждены довольствоваться телетрансляциями с ведущих западных сцен. В частности, в Москве его последнее «живое» выступление в опере случилось полтора десятилетия назад – тот был памятный «Риголетто» в «Новой опере» еще с Евгением Колобовым. Поэтому то, что...
166 прочтений · 1 неделю назад
МАРИИНСКИЙ ЭКСКЛЮЗИВ
Июньские гастроли Мариинского театра в Москве открылись «Симоном Бокканегрой» Джузеппе Верди Мариинский театр – частый гость Первопрестольной: коллектив Валерия Гергиева наведывается в Москву регулярно как со спектаклями, так и с концертными программами. Площадки, на которых он обычно выступает – Большой театр, Концертный зал имени Чайковского и Концертный зал «Зарядье», но бывали и более необычные места – например, Театр армии. После того, как маэстро недавно возглавил также и Большой театр, Мариинка стала приезжать в столицу еще чаще...
22 прочтения · 2 недели назад
ВСТРЕЧИ НА ХОРОВОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ
В Витебске прошел белорусско-российский фестиваль «Рождественское созвучие» Белоруссия – западный край Руси, где история и этнография причудливо переплели славянские и балтийские узоры. Север республики – нынешняя Витебщина, а когда-то мощное средневековое Полоцкое княжество, соперник Киева и Новгорода – раскинулся по берегам великой торговой реки – Западной Двины, она же – Даугава, прямая дорога на Ригу, в Балтийское море. Культурно-исторические связи, взаимовлияние с Прибалтикой здесь особо ощутимы,...
20 прочтений · 2 недели назад
Вечно тот же, вечно новый
В Казани завершился XXXIII Международный оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина Традиционно в феврале Казань превращается в оперную столицу России: всех опероманов страны интересует – что дают на Шаляпинском, кто поет и кто дирижирует, что значится в качестве премьеры? Шаляпинский фестиваль сегодня – яркое свидетельство того, насколько жива оперная традиция в Казани в наше время. «Театр уж полон, ложи блещут» – это, безусловно, и про Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, который действительно всегда полон своей преданной, благодарной публикой...