Статьи
9 прочтений · 20 часов назад
ЮЛИЯ ПЕТРАЧУК: «МОЯ ЦЕЛЬ – СОЗДАТЬ СПРАВЕДЛИВОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ВСЕХ ТАЛАНТЛИВЫХ МУЗЫКАНТОВ»
С февраля по июль этого года в России проходил уникальный фестиваль – I международный фестиваль камерной оперы женщин-композиторов «Приглушённые голоса»: семь фестивальных вечеров прошли в Москве, Ярославле, Туле и Петербурге. Дом музыки, «Зарядье» и «Геликон-опера» в столице, Театр Бориса Эйфамана и Эрмитажный театр в Городе на Неве, лучшие залы региональных российских центров были задействованы организаторами для представления российской публике абсолютно новых для нее произведений – десяти опер российских и американских композиторов-женщин...
8 прочтений · 6 дней назад
«КРЫМСКАЯ» ОПЕРА ГЛЮКА
В московской «Новой опере» после многолетнего забвения прозвучала «Ифигения в Тавриде» Прошлогодний юбилей Кристофа Виллибальда Глюка (300 лет со дня рождения) в России прошел очень скромно, если не сказать незаметно: единичны были концертные программы, почти не было новых работ, лишь только Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко отметился аж двумя премьерами, правда, данными в камерном формате. И вот уже в 2015-м про Глюка неожиданно вспомнили в «Новой опере». Да не просто вспомнили,...
2 прочтения · 6 дней назад
КУБАНСКАЯ ГОГОЛИАНА
В один спектакль Краснодарский музыкальный театр попытался вместить всего Гоголя В опереточно-мюзикловой афише «Золотой маски» номинантов совсем мало – всего четыре. И это закономерно: жанр музкомедии переживает в нашей стране не лучшие времена. Оперетта - классическая и советская - подошла практически к грани выживания, когда ее будущее в привычных формах оказалось под большим вопросом, а наполнение спектаклей талантливыми исполнителями повсеместно стало проблемой. Мюзикл, столь массированно пришедший...
30 прочтений · 1 неделю назад
ОПЕРА БЕЗ ОБМАНА
Премьера оперы Александра Маноцкова «Титий Безупречный» с успехом прошла в Камерном музыкальном театре им. Бориса Покровского Если попытаться проанализировать мировую, а тем более отечественную оперную афишу, то не потребуется глубоких штудий, чтобы заметить очевидное: современные сочинения в ней занимают весьма скромное место. Даже в Германии, стране высокой музыкальной культуры и давней традиции слушания и исполнения опусов современников, где существует масса фондов поддержки современного искусства,...
26 прочтений · 1 неделю назад
Будни «Звёзд»
Пока Мариинский театр показывал на сцене Большого в Москве свои коронные спектакли «Руслан и Людмила» и «Бахчисарайский фонтан», на его домашних сценах «гремели» события XXXII музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» Вторая половина июля – время завершения фестиваля, который в этом году начался в день рождения Города на Неве 27 мая и заканчивается 1 августа. Поскольку маэстро Гергиев дирижировал гастрольными показами в столице, на мариинских подмостках «царили» другие дирижеры, да и сами события были не столь громко разрекламированными...
32 прочтения · 1 неделю назад
КОПЕЕЧНЫЙ УДАР
Петербургский Михайловский театр стремится покорить столицу режиссерской эпатажностью, но более убеждает вокалом своих солистов После того как Владимир Кехман возглавил Михайловский театр и стал регулярно приглашать «продвинутых» режиссеров, преимущественно драматических, этот оперный дом стал завсегдатаем национального театрального фестиваля «Золотая маска», что неудивительно, ибо неординарные решения всегда этому форуму были по сердцу. То, что они плохо соотносятся с музыкой интерпретируемых опер,...
19 прочтений · 1 неделю назад
ФИНАЛЬНЫЙ АККОРД «ПРИГЛУШЕННЫХ ГОЛОСОВ» ПРОЗВУЧАЛ В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ
Первый международный фестиваль современной камерной оперы женщин-композиторов «Приглушенные голоса» представил в Эрмитажном театре Петербурга две оперы отечественных авторов разных поколений. Первое сочинение, исполненное в Эрмитажном театре – моноопера петербургского композитора Анны Кузьминой «Сны и не сны». Это опера-фантазия, опера-размышление. Из самого названия уже ясно, что грань между реальностью и морфическим контекстом в ней практически отсутствует – в этом смысле эта опера благодатный...
42 прочтения · 1 неделю назад
И Ермак, и Синяя Борода
46-й сезон Красноярский театр оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского завершил гастролями в столице Оперная составляющая гастролей – самая сильная и представительная: и по количеству привезенных произведений, и по их значимости. Если во время прошлого основательного визита театра в Москву (2022) акцент был явно сделан на эксклюзивную реконструкцию балета Цезаря Пуни «Катарина, или Дочь разбойника», а оперную афишу составляла сплошь классика («Дон-Жуан» и «Лакме»), то на этот раз красноярцы решили поразить москвичей оперным эксклюзивом...
21 прочтение · 2 недели назад
УРАЛЬСКИЙ «ГОЛЛАНДЕЦ» В МОСКВЕ
Екатеринбургский театр представил «Летучего голландца» Мое знакомство с Екатеринбургским оперным театром состоялось относительно поздно: я не застал его грандиозного взлета 1980-х, ассоциировавшегося с работавшими тогда там Колобовым и Тителем, тем более только из рассказов знаю о легендарных временах, когда на его сцене блистали знаменитости – Козловский, Лемешев, Архипова. Первая встреча произошла на рубеже веков, когда театр номинировался на «Золотую маску» с «Мазепой», и, честно говоря, от того...
38 прочтений · 2 недели назад
ГРЕКО-ПЕРМСКОЕ ДЕЙСТВО
В Москве показали «Носферату» из Перми – необычный перформанс, зачем­-то поименованный «оперой» Пермский театр оперы и балета во главе с Теодором Курентзисом –частый гость в столице благодаря фестивалю «Золотая маска», чьим фаворитом маэстро Курентзис является уже давно. В этом сезоне оперная часть «Маски» началась еще в декабре именно с его гастролей – со спектакля-откровения, каковым предстала «Королева индейцев» на музыку Генри Пёрселла. Но вот следующий номинант из Перми, показанный в Москве...
394 прочтения · 2 недели назад
И СМЕХ, И ГРЕХ
Под занавес своего 33-го сезона «Новая опера» преподнесла эксклюзивный подарок меломанам и театралам – оперу Адольфа Адана «Почтальон из Лонжюмо». Ровно год назад театр уже обращался к этому сочинению – тогда оно прозвучало в концертном исполнении. И вот теперь предложили полноценную постановку опуса. Имя французского композитора первой половины позапрошлого века Адольфа-Шарля Адана (или Адама – как настаивали в Большом театре в эпоху директорства Владимира Васильева) широко известно всему миру балетами «Жизель» и «Корсар»: особенно первый его по-настоящему обессмертил...
414 прочтений · 2 недели назад
ГРОМКО И СЕРО
Шедевр веризма – «Паяцы» Руджеро Леонкавалло – вернулся  в Большой театр ровно через тридцать лет: на этот раз в камерном формате. Последний спектакль прежней постановки 1985 года (работа Семена Штейна, Вильяма Клементьева и Альгиса Жюрайтиса) прошел в июне 1994-го – тогда опера шла в один вечер с «Сельской честью», что является довольно распространенной мировой практикой. Но так было не всегда: когда «Паяцы» появились в репертуаре Большого впервые в 1893-м, их соединяли с «Иолантой», в постановке...