Статьи
53 прочтения · 1 год назад
Наступают дни, когда нам нужно отойти от лишней суеты и подумать о главном. В Чистый Четверг мы представляем вашему вниманию первый пост «виртуальной выставки» картин выпускников и преподавателей Академии Глазунова. Работы посвящены Евангельским событиям – во все времена живописцы обращались к главным христианским сюжетам. Зачастую именно дипломные работы на библейскую или историческую тему (согласно традиции Петербургской Академии) и приводили молодых художников к Богу. Как раз о таком пути сегодня рассказ Павла Попова, художника, выпускника мастерской исторической живописи Академии под руководством профессора Ильи Сергеевича Глазунова: «Приходилось много читать, изучая материал для картины. Тогда впервые я стал читать Библию. Это постепенно привело меня к воцерковлению. В конечном итоге темой моей дипломной работы стала «Тайная вечеря». Задача была сложная. Эту работу надо было сделать так, чтобы она была непохожей на другие. И здесь помог сам творческий метод – реалистический, который предполагает работу с живой натуры. Для создания композиции я пригласил своих друзей и знакомых в мастерскую, расстелил на полу большой ковер и предложил им сесть по кругу. Всех было 13 человек. Когда я зажег свечи и выключил свет, то увидел, что это оригинально, ни на что не похоже. Появилась какая-то драматургия. Свет отбрасывал от фигур людей на стену тревожные большие тени. Такой эффект невозможно придумать. Можно представить эти тени как символ ожидания чего-то опасного. Огромная тень, которая нависла над этими людьми, которые боялись, прятались. Это именно натура подсказала. Ну и, собственно, благодаря натуре я с задачей написания картины справился. Академия помогла мне воцерковиться. Я очень благодарен и Илье Глазунову, ныне покойному, и школе, которую он создал – за то, что студентам предлагают изучать не только историю живописи, а еще историю Русского государства и Библейскую историю. За шесть лет обучения человек порой просто преображается и открывает для себя мир религии, христианства. Я тоже стал много читать, изучать, мне захотелось писать Христа, библейские сюжеты». ——— Попов Павел. «Тайная Вечеря». Дипломная работа. 2000. Х., м. 243 x 355. М 827 А. Мастерская историко-религиозной живописи. Руководитель проф. И.И. Глазунов
57 прочтений · 1 год назад
Авторская рубрика Константина Полещука #библиотекаРАЖВиЗ «Живопись притягивает к себе и мучает меня на тысячу ладов, как самая требовательная любовница»: 225-летие Эжена Делакруа. Книжно-иллюстративная выставка в академической библиотеке. 26 апреля 2023 г. исполняется 225 лет со дня рождения Эжена Делакруа (1798–1863). Один из ведущих живописцев-романтиков, прекрасно чувствовавший дух своей бурной эпохи, Делакруа живо откликался на важнейшие события современности. «Резня на Хиосе» запечатлела трагическую борьбу греков за освобождение от османского ига, «Свобода на баррикадах» отразила высокий пафос французской революции 1830 г. Мастеру были близки исторические сюжеты эпического масштаба - «Смерть Сарданапала» и «Ладья Данте», «Взятие крестоносцами Константинополя» не оставят нас равнодушными. Все эти шедевры стали знаковыми в истории европейской живописи. Творчество Делакруа явилось предтечей французского импрессионизма. Он был не только талантливым живописцем, но и замечательным мыслителем. На протяжении долгих лет Делакруа вёл дневник, являющийся ценным источником по истории европейского искусства первой половины – середины XIX столетия. Художник прожил 65 лет и до конца дней сохранил страстную любовь к своему высокому поприщу. «Живопись притягивает к себе и мучает меня на тысячу ладов, как самая требовательная любовница; в продолжение четырех месяцев я с раннего утра убегаю из дому и спешу к этой околдовавшей меня работе, как к ногам страстно обожаемой возлюбленной...». Эти строки мог написать неистовый юноша, исполненный страстей. Однако они принадлежат мастеру, разменявшему седьмой десяток лет. Сегодня в нашей библиотеке открылась книжно-иллюстративная выставка, посвящённая великому французу. Здесь вы найдёте биографии художника, прекрасно иллюстрированные альбомы репродукций его полотен. И, конечно же, дневник живописца, содержащий летопись его души – страстной, талантливой, нежно влюблённой в Искусство.
54 прочтения · 1 год назад
10 апреля состоялось награждение победителей Международного Архитектурного конкурса НОПРИЗ Поздравляем Дарью Почивалину, магистранта нашей Академии – ее выпускной квалификационный проект по развитию Садового кольца с восстановлением Сухаревой башни получил диплом 1-й степени! Руководитель – Михаил Анатольевич Филиппов, заведующий творческой мастерской архитектуры РАЖВиЗ Ильи Глазунова. Проект является частью работы архитектурного факультета нашей Академии по развитию площадей Садового кольца, гуманизации среды, возвращению города пешеходам. В этом году готовится ещё несколько выпускных работ на эту тему.
61 прочтение · 1 год назад
Друзья, представляем вашему вниманию нашу новую интереснейшую авторскую рубрику директора библиотеки Академии, кандидата исторических наук, Константина Константиновича Полещука «Старина и новизна академической библиотеки»! ✔️ Посты о новых поступлениях и уникальных книгах редкого фонда будут выходить под хештегом #бибиотекаРАЖВиЗ ___ «Колумб Замоскворечья»: к 200-летию А.Н. Островского. Книжно-иллюстративная выставка в академической библиотеке Дорогие друзья! 12 апреля 2023 г. мы будем отмечать 200-летний юбилей Александра Николаевича Островского (1823–1886). Современники недаром называли его «Колумбом Замоскворечья». Подобно великому мореплавателю эпохи Возрождения, Островский открыл мир купеческого Замоскворечья для российского и мирового читателя. Автор десятков литературных шедевров, он стал реформатором русской сцены. Малый театр в сердце российской столицы по праву зовут «Домом Островского». Ведь большую часть его репертуара составляют произведения Александра Николаевича. Сегодня в академической библиотеке открылась книжно-иллюстративная выставка, посвящённая нашему великому соотечественнику. Здесь вы найдёте произведения мастера русского слова, литературную критику, путеводители по памятным местам, связанным с его именем. И, конечно же, иллюстрации художников к произведениям Островского. На первом месте, по-праву, «Гроза» и «Снегурочка» кисти Ильи Сергеевича Глазунова. Как известно, основатель нашей Академии является одним из лучших иллюстраторов произведений отечественной классики. Среди книг нашей экспозиции есть уникальные издания XIX и XX веков. Все экспонаты выставки можно не только осмотреть, но и полистать, почитать. Непременно приходите в библиотеку, чтобы насладиться творчеством Островского и Глазунова!
15 прочтений · 1 год назад
Сегодня с утра перед глазами встаёт «Благовещение Устюжское». Именно с этой иконой связано чудесное избавление русского города от кары небесной. 13 век. Смертоносная «каменная туча» идёт на Великий Устюг. Плачущие жители, осознающие свою скорую и неминуемую гибель, просят юродивого Прокопия молиться за всех в Успенском огромном деревянном Соборе, стоящем на берегу реки Сухоны. В тот час за ним пошли все, кто прежде смеялся над ним. Его предстательство перед иконой Благовещения, перед Божьей Матерью спасло город, а в том месте недалеко от Устюга, куда камнями обрушилась «туча», лес не растёт до сих пор. Благовещение Устюжское, одна из главных икон, находящихся ныне в экспозиции Третьяковской галереи, была вывезена Иваном Грозным из Юрьева монастыря из-под Великого Новгорода. Не все искусствоведы согласны, что эта икона происходит из Успенского Собора Великого Устюга, но шлейф предания существует, и не хочется развеивать уходящую в глубь веков легенду. На Большой Никитской в Храме Вознесения Господня Малое существует придел святого блаженнного Прокопия Устюжского (устюжане стали почитать Прокопия со времён Казанского похода, в Москве он стал известен еще в 15 веке, явившись во сне некому Иоану). На Большой Никитской находилась небольшая устюжская слобода, здесь жили устюжские «травщики», орнаменталисты, приглашённые на работы в Успенский собор Кремля и Коломенский дворец. Здесь, на Никитской, был их приход. Не вдаваясь в подробности строительства храма и археологических исследований места, мы можем точно по летописям и церковным архивам утверждать, что южный придел Малого Вознесения, посвященный удивительному святому Северной Руси, прав. Прокопию, Христа ради юродивому Устюжскому чудотворцу, был и остаётся единственным св. престолом в Москве, освященным в честь этого святого. С этим храмом связана моя жизнь. Я родился неподалёку, в Калашном переулке. Помню храм закрытым в советское время, потом я был среди тех, кто налаживал приходскую жизнь после его открытия. В разоренный храм каждый приносил, что мог. Там, где почитается Прокопий, должно было быть и старинное Благовещание... ещё в 90е я передал в храм древнюю икону Благовещения, которая теперь здесь особенно почитается. Сегодня вспоминаю эту историю с Прокопием, с чудотворной иконой и каменной тучей, с избавлением города от беды... Благовещение Устюжское - одна из древнейших, домонгольских, икон в экспозиции Третьяковки, включённая в список главных музейных ценностей России, чудотворный образ и живой свидетель истории, соединяющий времена. Глады и моры, войны и времена благоденствия, молящиеся перед нею русские цари и святые. Варварски сдиравшие с неё драгоценные камни французы в 1812 году, народный комиссариат просвещения, определявший ее судьбу в 20е… 1000 лет нашей истории лежат перед нею. В такие времена, как сегодня, хочется быть рядом со своими святынями. С Праздником! Благих вестей всем нам! Иван Ильич Глазунов
21 прочтение · 1 год назад
Авторская рубрика Наталии Кориной #изисторииучилища «Папа! Но ведь это море слез, бессонные ночи и, если бы записать это, — тома, тома, тома. Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт) перед многочисленностью и значительностью сделанного им… Он, проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь, частью в благословенном своем XIX веке, частью — в верности ему, а не в диком, опустошенном нереальном и мошенническом двадцатом...», так писал Борис Пастернак о своем отце, которого всю жизнь боготворил, Леониде Осиповиче Пастернаке (1862-1945). Первоклассный художник, график, иллюстратор, академик живописи (с 1905 года), Л.О. Пастернак в 1894 году был приглашен преподавать в натурный класс МУЖВЗ, который не покидал до 1917 года. Как живописец, особую известность он получил как портретист. Сложно перечесть всех, кто когда-либо становился его моделями: ученые, политики, купцы, музыканты, дирижеры, писатели, члены семьи, и, конечно, коллеги по Училищу. Сам художник особенно ценил работу над портретом В.О. Ключевского. Пастернак восхищался им еще со времен учебы на юридическом факультете Московского университета, где тот был профессором: «Из московских портретов я особенно доволен был портретом Ключевского, и не только как портретным изображением его, но и, может быть, даже главным образом, как жанровой сценой чтения лекции большой аудитории и общей цветовой гаммой. Он был писан маслом». В будущем судьба их сведет уже в Училище живописи, куда его директору кн. Львову удастся пригласить известного и всеми уважаемого историка. На портрете Пастернака он изображен как раз читающим лекцию в актовом зале Училища при полной аудитории слушателей, внимающих каждому слову «человека чистейшего старого русского стиля». По воспоминаниям художника, он олицетворял собой «представителя русского образованного общества, постепенно развивавшегося с семнадцатого века», своими рассказами о старине переносящего всех присутствующих в описываемую эпоху. Эти встречи производили на всех неизгладимое впечатление! Л.О. Пастернак не раз обращал внимание на интересную особенность, свойственную хорошим портретистам. В разговоре о своих друзьях, каждый из которых отличился в искусстве портретной живописи рядом талантливых работ, он отмечал способность самих художников подражать, по-актерски выразительно перевоплощаться, показывая разные образы, будь то животных или людей: «Вспоминаю некоторых из моих товарищей во время наших вечеринок и прогулок. Серов, например, изумительно изображал просыпающуюся, потягивающуюся, встающую собаку. Коровин тонко изображал знаменитого певца Мазини. Портретист Кузнецов поразительно представлял пчелу, попавшую в пустую банку. На экзаменах в Училище, когда приходилось рассматривать и оценивать сотни рисунков и этюдов и от утомления уже становилось невмоготу, я начинал изображать некоторых коллег, их походку и манеру держать себя, чем и вызывал разрядку и смех; в Мюнхенской академии за мое изображение льва меня прозвали Pasternak der Löwe». На фото: 1. Л.О. Пастернак. Фото. 1930-е 2. Л.О. Пастернак. В.О. Ключевский читает лекцию (на переднем плане - Борис Пастернак). 1909 3. Л.О. Пастернак. Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902
21 прочтение · 1 год назад
27 марта весь мир празднует международный день театра. Отдельный вклад в развитие театра в России привносили выпускники МУЖВЗ. Среди них были не только первоклассные живописцы, скульпторы и архитекторы – многие проявили себя еще и незаурядными сценографами, декораторами и художниками театра. Чего стоит только Константин Алексеевич Коровин, который работал во многих театрах (Большой и Малый театры в Москве, Мариинский и Александринский в Санкт-Петербурге) более 35 лет, будучи главным художником Московской конторы императорских театров с 1899 года. Конечно, же он принимал участие и в частной опере С.И. Мамонтова, к работе в которой были привлечены лучшие художественные силы Москвы, большинство из которых были связаны с МУЖВЗ: В.А. Серов, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, Н.В. Неврев, В.А. Симов и многие другие. Последний был одним из тех, кто посвятил свою жизнь сценографии, оформляя спектакли в "Свободном театре", Малом театре, Оперном театре студии имени Станиславского. Илья Сергеевич Глазунов также работал над художественным оформлением оперы А.П.Бородина “Князь Игорь” и П.И.Чайковского “Пиковая дама”, премьеры которых с большим успехом прошли в Штаатсопер в Берлине. Каждая театральная картина Ильи Сергеевича создала индивидуальный, неповторимый реалистический и поэтический художественный образ. Ему удалось создать образы, которые стали не просто ярким фоном, а декорациями, реалистически воплощающими среду, где действуют и живут герои оперы. «Опера — есть представление, соединяющее в себе чуть ли не все искусства (поэзию, музыку, пение, декламацию, пластику, живопись), поэтому она есть высшее проявление творчества…» – С.И. Мамонтов. ____ На фото: Александр Бенуа. Т – Театр. Иллюстрация из «Азбуки в картинках». 1904.
24 прочтения · 1 год назад
Авторская рубрика Наталии Кориной #изисторииучилища «Постановлением Его Императорского Высочества Августейшего попечителя Училища Ж.В.иЗ. Московского Художественного общества великого князя Сергея Александровича, определен в должности преподавателя рисования и живописи Училища Живописи Ваяния и Зодчества с 1 октября 1894 года» - с этих пор начинается многолетняя педагогическая деятельность художника-передвижника, профессора живописи, академика Алексея Михайловича Корина (1865-1923), продлившаяся почти четверть века. А до этого было обучение в МУЖВЗ у великих учителей - И.М. Прянишникова, Е.С. Сорокина, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова и других. А.М. Корин происходил из известного рода палехских потомственных иконописцев, летописные упоминания о которых восходят к XVI веку, таким образом сама судьба предопределила весь творческий путь мастера, который с ранних лет был связан с искусством. Яркий представитель «московской школы живописи», с 1895 года член Товарищества передвижных художественных выставок, А.М. Корин одинаково полно выразил себя в разных жанрах: в бытовой картине, портрете, пейзаже, увлеченно занимался книжной иллюстрацией, и, конечно же, расписывал храмы по всей России и за рубежом. Так, в течение шести лет он ездил в Болгарию, где работал над росписями храма-памятника Св. Александра Невского в Софии. Будучи членом Московского Археологического общества, он, как знаток древнерусской живописи и опытный художник-монументалист, принимал участие в различных советах по сохранению и реставрации памятников истории и культуры, важнейшей из которых была Исполнительная комиссия по ремонту и реставрации Большого Московского Успенского собора в Кремле в 1910-х годах. Биография А.М. Корина является наглядным примером живой эстафеты поколений в русском искусстве конца XIX – начала XX века. Будучи студентом, он жадно впитывал информацию и бесценный профессиональный опыт от своих педагогов, а став впоследствии и сам преподавателем, передавал эту эстафету знаний уже новому молодому поколению художников. В.А. Гиляровский в своей легендарной книге «Москва и москвичи», вспоминая об известных личностях эпохи, дает такую характеристику А.М. Корину: «Его любили в Училище как бывшего ляпинца, выбившегося из таких же, как они сами, теплой любовью любили его. Преклонялись перед корифеями, а его любили так же, как любили и А.С. Степанова. Его мастерская в Училище живописи помещалась во флигельке, направо от ворот с Юшкова переулка». А вот его воспитанники писали о мастере так: «По круглому с колоннами вестибюлю проходил он в свой головной класс. На нем темно-коричневый мягкий пиджак, и вся фигура мягкая спокойная и скромная. Выражение лица сосредоточенное, деловитое…Пожалуй, никто из преподавателей московского Училища живописи не пользовался среди учащихся такой симпатией, как Корин. В его натуре была необычайная теплота, скромность и искренняя готовность оказать всяческую помощь ученикам. И внешность его – спокойная, особо мягкая – отвечала его характеру. Запомнилось его слегка смуглое лицо с нависшими густыми черными прядями волос, из-под которых глядели вдумчивые, немного грустные глаза. Речь его была ровная, спокойная, голос – мягкий, густой баритон. Он никогда не сердился, не повышал тона, а, указывая на ошибки ученика, как будто советовался с ним о мерах для исправления недочетов, не прибегая к своему преподавательскому авторитету». _____ На фото: 1. А.М. Корин. Автопортрет. Пастель. 1915. 2. А.М. Корин. Мольберт. Рисунок. 1887. 3. А.М. Корин среди учеников МУЖВЗ. Фото. 1910-е.
37 прочтений · 1 год назад
#киновыходной в РАЖВиЗ с Михаилом Юрьевичем Шаньковым, профессором кафедры композиции!   «Прошу прощения, что мой список краток. Ничего не могу поделать. Здесь перечислены не все кинофильмы, которые я смотрю, но только те, которые меня восхитили как художника – то ли красотой кадра, то ли проникновением в образ, то ли особой художественностью. То есть теми качествами, которыми, пожалуй, не прочь был бы возобладать каждый из нас, причисляющих себя к миру искусства.   1. Фильмы реж.Сергея Эйзенштейна: Иван Грозный (1944); Александр Невский (1938); Броненосец “Потемкин” (1925). 2. Фильм реж. Александра Зархи “Высота” (1957)   3. Американский музыкально-драматический фильм режиссеров Роберта Уайза и Джерома Роббина “Вестсайдская история” (1961)   4. Фильм реж. Сергея Бондарчука “Война и мир” 1965 – 1967)   5. Фильмы реж. Андрея Тарковского: “Иваново детство” (1962); “ “Андрей Рублев” (1966); “Солярис” (1972); “Зеркало” (1975).   6. Фильм реж. Джона Хьюстона “Мулен Руж” (1952)   7. Телесериал реж. Ренато Кастеллани “Жизнь Леонардо да Винчи” (1971)   8. Фильм реж. Майкла Чимино “Охотник на Оленя” (1978)   9. Телесериал реж. Николая Досталя “Раскол” (2011) __ Друзья, как вам список от Михаила Юрьевича? Какие ленты уже смотрели, а какие возьмете на заметку? ✍🏻
37 прочтений · 1 год назад
«Арт и факт» – кино Выдающиеся работы русских художников впервые предстанут перед публикой не просто полотном на стене. Фильм состоит из четырёх 15-ти минутных серий кино-новелл по сценарию Инги Ильм. За основу взяты рассказы о картинах «Тройка» Василия Петрова, «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина и Константина Савицкого, «Демон поверженный» Михаила Врубеля, «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Ильи Репина, «Призраки» Виктора Борисова-Мусатова, «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке» Ореста Кипренского. Фильм готовится к выходу на большие экраны и будет интересен всем, кто интересуется нашим русским наследием, бессмертным и безграничным. Каждая серия – это погружение в жизненные обстоятельства художника, в момент создания им знаменитого произведения. Так, за каждым музейным полотном, возникнет простая человеческая история, построенная на любви и ненависти, дружбе и предательстве, жизни и смерти. Проект «Арт и факт» создан компанией «Континентал Нью Медиа» на базе старейшей российской киностудии «Ленфильм» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Режиссер сериала – Олег Гусев. С большим интересом следим за выходом на большие экраны этого кино-проекта!
46 прочтений · 1 год назад
В Третьяковской галерее состоялась презентация каталога в честь выставки графики Алексея Щусева. Этот универсальный архитектор с диапазоном творчества от храмов в стиле ар-нуво до советской неоклассики был блестящим художником-графиком. На презентации выступали кураторы выставки, реставраторы графики Щусева, его наследники. В рамках встречи была затронута тема «Рисующий архитектор сегодня», дискуссию провела куратор проекта Екатерина Шалина. В разговоре участвовали представители оргкомитета, члены жюри и участники "АрхиГрафики". Отдельно была отмечена роль Михаила Анатольевича Филиппова как архитектора, создающего свои проекты первоначально в ручной графике и роль нашей Академии, сохраняющей эту школу. Выступление самого Михаила Анатольевича онлайн, к сожалению, отменили из-за технических неполадок. На мероприятии присутствовали также студенты-живописцы и архитекторы Академии. Это была прекрасная возможность узнать больше о музейном мышлении Щусева, о восстановлении его великолепной графики, выполненной на разных основах в разной технике, его взаимодействии с художниками в работе над Марфо-Мариинской обителью и Казанским вокзалом, увидеть восхитительные рисунки А.Н. Бенуа, З.Е. Серебряковой, М.В. Добужинского, Б.М. Кустодиева, Е.Е. Лансере и М.В. Нестерова, а также услышать истории героической реставрации графики Щусева, недавно оказавшейся в собрании галереи.
47 прочтений · 1 год назад
Сегодня, 12 марта, мы поздравляем с днем рождения Олега Федоровича Штыхно, заведующего кафедрой анатомического рисунка! Наши искренние поздравления и слова благодарности за преданность делу, Академии, за каждодневный созидательный труд педагога! Дорогой Олег Фёдорович, Вы являетесь большим авторитетом и для студентов и для коллег, а Ваш профессионализм и отзывчивость педагога для многих учеников становитсяи опорой и поддержкой, и ,конечно же, Вы являетесь неотъемлемой частью нашей общей академической истории! От всей души желаем Вам творчества и вдохновения! Пусть каждый день будет наполнен радостными моментами! Творческих сил и энергии, здоровья, мира и любви на многая лета! __ Отдельно от ректора Академии Ивана Ильича Глазунова: Дорогой Олег Фёдорович, так уже много пройдено и пережито совместно, много открыто выставок, выдано дипломов, высказано слов и отмечено дней рождений! Но сегодня я желаю новых художественных впечатлений, новой живой творческой энергии и неизменной дружеской поддержки, радости в семье – всего, что помогает смотреть вперёд с неизменным оптимизмом и жизнерадостностью, и верю, что у нас впереди много хорошего! С Днём рождения! ——— На фото и видео: 1. Олег Федорович Штыхно, профессор, заведующий кафедрой анатомического рисунка РАЖВиЗ Ильи Глазунова. 2. О.Ф. Штыхно и ректор Академии Иван Ильич Глазунов. 3. Поездка с мастерской Глазунова в Испанию. 1987 год. 4. Первая выставка РАЖВиЗ Ильи Глазунова в московском ЦВЗ «Манеж». Май 1994. Слева направа: Шаньков М.Ю., Шилов В.В., Штыхно О.Ф. 5. На открытии выставки в пинакотеке Турина.