Статьи
15 прочтений · 6 часов назад
Зачем сканируют музейные предметы? Сохранность экспонатов – серьезная проблема музейной работы. При частом и регулярном воздействии есть вероятность частичной или полной утраты предмета. Эту проблему способна решить оцифровка! Создание цифровых образов отдельных экспонатов из коллекций музея дает возможность избегать излишних механических воздействий на оригиналы, уменьшая нагрузку на экспонат. Для каких целей используются цифровые копии? Для замены оригиналов – в работе исследователей, в архивах и библиотеках – для читателей, как страховые копии – при создании выставок и экспозиций, а также для печати афиш или каталогов. Работа с цифровыми копиями позволяет качественнее исследовать предмет. Так можно выявить незаметные невооруженным глазом детали, например, рисунки, водяные знаки, исправления, текстуры. А главное – так любой желающий может детально изучить заинтересовавший его предмет без непосредственного физического контакта с ним.
34 прочтения · 2 дня назад
Народная кукла: игра, ритуал, театр? Народная кукла как прообраз человека могла выступать в разных ипостасях. В детской игре – это средство воспитания, в ритуальных практиках – культовый атрибут, а в постановках фольклорного театра – персонаж театрализованного действа. Зачастую при схожести конструкций фигурки были призваны выполнять разные роли, которые им отводили создатели. Этническая обусловленность куклы неоспорима, поскольку каждый народ создавал её по своему образу и подобию. Конструктивные особенности, выбираемые материалы, а также приемы достижения художественной выразительности куклы отражали определенные этнические или региональные традиции. Рассмотреть кукол в онлайн-альбоме.
79 прочтений · 2 недели назад
Кандальдук – один из особо почитаемых селькупами духов. В его ведении находились истоки рек и «зародыши» человеческих душ. Кандальдук был не только могущественным, но веселым и хитрым духом. Он любил песни, пляски, игру на музыкальных инструментах. Ему нравилось шутить над людьми. По поверьям баишинских селькупов, Кандальдук плавал на лодке и воровал рыбу из морд и сетей, поэтому изображали его с согнутыми в коленях ногами, словно сидящего в лодке, и с веслом. Фигуру Кандальдука усаживали на пол, мужчина пел песню и поворачивал палочку, приводящую в движение руки, таким образом, подражая гребле. Изображение Кандальдука использовалось в качестве оберега, защищавшего от злых сил – его оставляли в жилище во время сезонных перекочевок. Впоследствии подобные деревянные фигуры утратили свое символическое значение и превратились в детскую игрушку.
61 прочтение · 1 месяц назад
Ежегодно 21 мая в России отмечается День Полярника. Это день учрежден по инициативе первого вице-президента Русского географического общества, Почетного полярника России Артура Чилингарова в 2012 году. Российский этнографический музей присоединяется к всероссийскому музейному флешмобу по случаю этого профессионального праздника и рад пригласить гостей музея на свою постоянную экспозицию «Арктика – земля обитаемая».
68 прочтений · 1 месяц назад
В Петербург пришла настоящая весна! А в нашем музее посетителей круглый год радуют изразцы с растительным орнаментом. Русский изразец – одно из интереснейших явлений богатого наследия традиционной культуры русского народа. Кстати, эти фото изразцов идеально подойдут для заставки вашего телефона и будут дарить весеннее настроение каждый день!
210 прочтений · 1 месяц назад
Екатерина II
В этом году исполняется 295 лет со дня рождения российской императрицы - Екатерины II (урожденной немецкой принцессы Софии-Августы-Фредерики Ангальт-Цербстской), которая родилась 2 мая 1729 года в городе Штеттине в Пруссии. Её правление продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших начинания Петра I. Нередко его называют «золотым веком» Российской империи. Этому событию посвящена книжная выставка в научной библиотеке музея...
89 прочтений · 2 месяца назад
Историческая фотография: айны. Фотоколлекции по культуре айнов из собрания Российского этнографического музея – бесценный источник по её изучению, широко известный и цитируемый во всем мире. Основную часть фотографического собрания составляют поступившие в 1909 году уникальные коллекции Б.О. Пилсудского, и В.Н. Васильева, осуществившего экспедицию к айнам в 1912 с участием петербургского фотографа Б.Д. Гимера. В данном альбоме впервые публикуются фотографии по традиционной культуре айнов островов Сахалин и Хоккайдо, знакомящие с различными повседневными и ритуальными практиками айнов Сахалина. Изучить онлайн-альбом.
80 прочтений · 2 месяца назад
История предмета: «венец». В советское время русский традиционный костюм постепенно вытеснялся из повседневной жизни городской одеждой, но в видоизмененных формах продолжал жить в сценических костюмах фольклорных ансамблей. Одним из первых предметов сценического костюма в собрании Российского этнографического музея стал «венец» из села Нижний Кисляй Воронежской области. Головной убор был приобретен в 1936 году сотрудниками музея Н.П. Гринковой и Т.А. Крюковой у колхозницы Трошиной. В подобных головных уборах выступали все участники семейного хорового ансамбля, в который входили кроме самой Трошиной ее четыре дочери. «Венец» был придуман и изготовлен пожилой колхозницей из старых головных уборов, шейных украшений и парчи от церковных облачений. Автор текста: Станислав Петряшин, научный сотрудник отдела этнографии русского народа.
67 прочтений · 2 месяца назад
Экспедиционные фотографии Александра Сержпутовского: народы Дагестана. Летом 1910 года Александр Казимирович Сержпутовский был командирован Этнографическим Отделом Русского музея в Андийский округ Дагестанской области для сбора коллекций по народам нагорного Дагестана. В альбом вошли уникальные фотографии, сделанные этнографом во время экспедиции. Эти кадры – самые ранние визуальные источники по культуре малочисленных народов Дагестана, хранящиеся в Российском этнографическом музее. В различных дидойских селениях этнограф впервые запечатлел жилые и хозяйственные постройки, сделал множество снимков местных жителей в национальной одежде. Изучить онлайн-альбом.
54 прочтения · 2 месяца назад
Образ льва в декоре предметов народного быта
В декоре предметов народного быта этнографы выделяют наиболее употребляемые сюжеты, мотивы, которые не просто украшают предмет, но и несут в себе определенную информацию. Корни их происхождения уходят иногда в настолько отдаленные времена, что исследователь не всегда может установить точное время их появления, а также смысл, которыми люди наделяли тот или иной орнамент, образ. Иногда эта задача всё-таки оказывается решённой, а сама история появления художественного образа и его значения – крайне интересной...
74 прочтения · 3 месяца назад
Наш Этнографический. Отделу консервации – 15 лет. Отдел консервации – один из самых молодых, однако, его история начинается в период создания музея в начале XX века. В комплексе зданий музея, построенных по проекту и при непосредственном участии архитектора Василия Свиньина, был возведен отдельный корпус, в котором разместили камеру для фумигации. Уникальная установка для обработки газом музейных предметов была и остается единственной в России. К концу 2008 года была организована служба контроля режима хранения и экспонирования музейных предметов, и в музее окончательно сформировалась система мониторинга факторов внешней среды и условий хранения экспонатов, в которой главную роль играет отдел консервации. Сейчас отдел занимается мониторингом температурно-влажностного и светового режимов, защитой от биопоражений, подбором оборудования и материалов для хранения, созданием цифровых копий музейных предметов и другими задачами. Подробнее про работу отдела консервации расскажем в следующих постах!
92 прочтения · 3 месяца назад
На изразце второй половины XVIII века изображен мужчина, сидящий около корзины с круглыми плодами, надпись гласит: «Палеваемыя вещи растут луче». Первые весенние дожди прошли, и скоро Петербург зазеленеет. Расскажите нам в комментариях, вы уже видели первые цветы или почки?
Видео