Статьи
27 прочтений · 12 часов назад
Сегодня разглядываем кокошник «наклон». Лицевая сторона кокошника вышита в технике сажения по бели – рельефным швом. На бледно-розовом шелке мы можем увидеть «китайский жемчуг» – рубленый перламутр, половинчатый жемчуг, цветные стекла – с обводкой шнуром из серебристых металлизированных нитей. В нижней части гребня – ажурная вставка, декорированная в той же технике сажения по бели с перламутром и стеклами. Орнамент на кокошнике – стилизованный растительный, можно разглядеть древо из завитков.
68 прочтений · 2 недели назад
Сегодня рассматриваем угловую арфу «фандыр». «Фандыр» – это 11-струнный музыкальный инструмент. Нажатие кнопки, расположенной рядом с резными фигурками животных (возможно, туров с утраченными рогами), приводит в движение конструкцию – туры подпрыгивают, вращаются вокруг своей оси и стучат по деке. Использование кнопки дает двойной эффект: позволяет отбивать ритм и заставляет резные фигурки туров двигаться в лабиринте. На боковой стороне и нижней деке в прямоугольник заключены резные надписи на грузинском языке: «эта пандури (название инструмента) принадлежит Пуцуне Бегви» и «кто похитит, того да поразит гнев Божий». Арфу и другие уникальные экспонаты можно увидеть на выставке «Познавая Осетию: собиратели и коллекции. К 250-летию вхождения Осетии в состав России». Подробнее о выставке.
51 прочтение · 2 недели назад
Сегодня хотим познакомить вас с новым проектом музея – «Формула костюма»! Ведущие эксперты музея напишут «формулу костюма», расскажут, как правильно собрать костюм и выстроить его логику, как не нарушить коды коммуникации, а также осветят архитектуру и правила построения головного убора как одного из главных семантических элементов. Костюм и его компоненты указывают на национальность, регион, вероисповедание, сословие, профессию, социальный статус. Традиционный костюм не зря называют «паспортом» человека. Смотрите эксклюзивно в VK Видео.
48 прочтений · 2 недели назад
Историческая фотография: башенная архитектура Северного Кавказа. В альбом вошли уникальные фотоснимки конца XIX – начала XX века с изображениями ингушских башенных комплексов в селениях Вовнушки и Духаргишт и чеченских Ушкалойских башен. Экспедиционные фотографии представлены снимками А.А. Гречкина, В.А. Дмитриева, В.В. Сегеркранца и Е.Н. Студенецкой, на которых запечатлены различные типы жилых, боевых и сторожевых башен, погребальные комплексы, башенные склепы, гробницы и святилища. В альбоме публикуются 80 снимков конца XIX – середины 1980-х годов, исполненных сотрудниками и корреспондентами музея во время командировок на Северный Кавказ, а также фотографии, переданные и приобретенные от частных лиц и различных организаций. Изучить онлайн-альбом.
42 прочтения · 3 недели назад
17 июля – День этнографа! Благодаря этнографии и этнографам чужое становится ближе, а границы мира расширяются. Мы понимаем, как прекрасна жизнь, как самобытны и одинаково интересны культуры в разных уголках мира, и что мы – люди – так удивительно похожи несмотря на многообразие верований и жизненных укладов. Сегодня мы хотим предложить вам задать в комментариях любые вопросы этнографам. Даже те, которые могут показаться слишком простыми или глупыми. А мы вернемся к вам с ответами от наших научных сотрудников!
33 прочтения · 3 недели назад
История русского кувшина
Может показаться, что быт простого народа совсем непримечателен. Орудия труда, одежды, посуда – все это, как думают многие, просто и однотипно. Однако, это не так. Сегодня мы рассмотрим посуду, которую русские использовали для подачи хмельных напитков на стол, и убедимся в этом. Первым делом бросается в глаза необычная форма сосуда. Давайте рассмотрим его внимательнее: может быть, он что-то напоминает вам? Если вы обнаружили некоторые сходства с восточной посудой, то оказались совершенно правы! Прообразом...
62 прочтения · 1 месяц назад
СССР в фотографиях. Малая родина: Вологодчина. Снимки отражают облик Вологодчины в советский период и включают виды городов Вологды и Тотьмы, кадры жилых и хозяйственных построек, портреты местных жителей, виды деревень и памятников архитектуры, а также демонстрируют развитие вологодского кружевоплетения в этот период. В альбоме публикуются 102 фотографии, сделанные в 1930-х – 1970-х годах в Вологодском, Кирилловском, Тотемском, Нюксенском и Вытегорском районах Вологодской области. Изучить онлайн-альбом.
54 прочтения · 1 месяц назад
В Российском этнографическом музее открылась новая выставка «Познавая Осетию: собиратели и коллекции. К 250-летию вхождения Осетии в состав России». Выставка посвящена истории этнографического изучения культурных традиций осетин и шире – горцев Северного Кавказа представителями петербургской школы кавказоведения, к сообществу которых относятся и собиратели Российского этнографического музея. Экспонаты погрузят посетителей в символическое пространство осетинских этнических традиций, познакомят с наиболее архаичными культурными практиками и помогут понять, почему именно они оказались в фокусе внимания исследователей в конце XIX–XX веков. Проект реализуется при поддержке Фонда «История Отечества».
57 прочтений · 1 месяц назад
1 июля – профессиональный праздник реставраторов. В нашем музее штатные реставраторы появились в 1916 году, хотя работы по реставрации музейных предметов начались раньше – в 1912-м. В музее сложилась специфическая реставрационная школа, ориентированная на работу с этнографическими памятниками. Многие люди внесли свой вклад в формирование и становление реставрационной мастерской и нельзя не вспомнить о них когда мы поздравляем реставраторов с профессиональным праздником. Подробнее про работу реставраторов и других сотрудников музея можно узнать в материалах проекта «Наш Этнографический».
46 прочтений · 1 месяц назад
2 июля в 17:00 в Российском этнографическом музее откроется новая выставка «Познавая Осетию: собиратели и коллекции. К 250-летию вхождения Осетии в состав России». А пока что делимся с вами процессом монтажа! Выставка посвящена истории этнографического изучения культурных традиций осетин и шире – горцев Северного Кавказа представителями петербургской школы кавказоведения, к сообществу которых относятся и собиратели Российского этнографического музея. Проект реализуется при поддержке Фонда «История Отечества».
61 прочтение · 1 месяц назад
Зачем сканируют музейные предметы? Сохранность экспонатов – серьезная проблема музейной работы. При частом и регулярном воздействии есть вероятность частичной или полной утраты предмета. Эту проблему способна решить оцифровка! Создание цифровых образов отдельных экспонатов из коллекций музея дает возможность избегать излишних механических воздействий на оригиналы, уменьшая нагрузку на экспонат. Для каких целей используются цифровые копии? Для замены оригиналов – в работе исследователей, в архивах и библиотеках – для читателей, как страховые копии – при создании выставок и экспозиций, а также для печати афиш или каталогов. Работа с цифровыми копиями позволяет качественнее исследовать предмет. Так можно выявить незаметные невооруженным глазом детали, например, рисунки, водяные знаки, исправления, текстуры. А главное – так любой желающий может детально изучить заинтересовавший его предмет без непосредственного физического контакта с ним.
52 прочтения · 2 месяца назад
Народная кукла: игра, ритуал, театр? Народная кукла как прообраз человека могла выступать в разных ипостасях. В детской игре – это средство воспитания, в ритуальных практиках – культовый атрибут, а в постановках фольклорного театра – персонаж театрализованного действа. Зачастую при схожести конструкций фигурки были призваны выполнять разные роли, которые им отводили создатели. Этническая обусловленность куклы неоспорима, поскольку каждый народ создавал её по своему образу и подобию. Конструктивные особенности, выбираемые материалы, а также приемы достижения художественной выразительности куклы отражали определенные этнические или региональные традиции. Рассмотреть кукол в онлайн-альбоме.
Видео