Статьи
94 прочтения · 7 месяцев назад
НЕ или НИ? Вот в чем вопрос! Рассмотрим коротко один случай употребления этих частиц. Речь пойдет о сложных предложениях такого типа: «Что они НИ делают, не идут дела (видно, в понедельник их мама родила)». Нужно понимать, что частицы НЕ и НИ выражают разные значения. Частица НЕ служит для отрицания (не приехал, не читал и пр.). Частица НИ служит для усиления смысла, причем необязательно отрицательного Попробуем разобраться на примерах. «Куда он ни идет, его везде узнают». То есть его узнают везде, куда он идет. Он совершает действие, отрицания нет. Пишем НИ. «Куда он не идет, там по нему скучают». То есть по нему скучают там, куда он НЕ идет. Он не совершает действие, есть отрицание. - Когда я ни позвоню, он занят. Я звоню, I do. - Когда я не позвоню, мама начинает волноваться. Я не звоню. И еще несколько примеров с частицей НИ: Он найдет их, куда бы они ни спрятались. Везде, где бы ни появлялись египтяне, они тут же начинали строить храмы. Куда он ни ездил, нигде ему не нравилось. Картинка - с просторов интернета.
29 прочтений · 8 месяцев назад
Нужно ли выделять запятыми слово ОДНАКО? Это зависит от того, является ОДНАКО союзом или вводным словом. Самый простой и быстро приводящий к истине способ - попробовать заменить ОДНАКО союзом НО. Получилось? Значит, ОДНАКО - это союз, запятую ставим так же, как при союзе. Не получилось? Значит, ОДНАКО - вводное слово, которое нужно выделять запятыми с обеих сторон. Посмотрим на примерах: - Вася съел полпиццы. Вася, однако, силён (слово ОДНАКО можно убрать без потери смысла; следовательно, это вводное слово, которое нужно выделить запятыми). - Никто не верил, что Вася съест полпиццы, однако Вася был силён (вместо слова ОДНАКО можно подставить союз НО: Никто не верил, что Вася съест полпиццы, но Вася был силён). Еще примеры: Он был, однако, угрюм и молчалив. Все надеялись, что Иван будет радоваться, однако он был угрюм и молчалив.
35 прочтений · 8 месяцев назад
Хочу рассказать, почему я так загорелась идеей преподавать русский взрослым. Несмотря на то что мои основные направления - это подготовка к экзаменам, мне всегда была интересна тема повышения грамотности, всегда чесались руки поработать с этой темой. И я очень рада, что последнее время у меня как раз появляются такие запросы - не просто подготовить к ОГЭ или ЕГЭ, а еще и помочь ребенку правильно писать. И я окунулась в эту тему: тут и работы по психологии обучения орфографии, и вебинары, рассказывающие о разных методиках и подходах. И я теперь просто горю желанием воплощать все это в жизнь. Почему взрослые? Работа со взрослыми дает мне свободу как преподавателю, ведь, когда работаешь с школьниками, все время следишь, чтобы то, что ты преподаешь, не вступало в противоречие со школьными учебниками. А это происходит иногда. Мне очень не нравится, как дают русский язык в современных школьных учебниках. И нет, это не бумерское брюзжание на тему «раньше и трава была зеленее, и деревья выше». Как я вижу по учительским чатам, мои наблюдения совпадают с наблюдениями других педагогов. Если коротко, дети, окончив начальную школу, не умеют разбирать слово по составу, не умеют подбирать однокоренные слова (а это базовые, необходимые умения для освоения орфографии), зато прекрасно знают фонетику, знают, например, что такое «йотированные гласные» (ага, и потом всеми доступными им способами эту йотированность на письме и отображают: то Й напишут там, где ты ее совсем не ждешь, то Ь влепят куда-нибудь). Но с детьми я все время осторожничаю, потому что там же есть учитель, который учит по учебнику, по программе, и спрашивает с ребенка так же. И я все время вынуждена это учитывать, ведь один из главных моих принципов - такой же, как и у врачей: «не навреди». А вот со взрослыми проще. Нет необходимости оглядываться на школьный учебник. Я свободна и могу давать правила так, как считаю нужным. И вот на этом моменте хочу остановиться. В работе я, во-первых, перфекционист, во-вторых, мне всё всегда нужно держать под контролем. Поэтому взять какое-то одно пособие и полностью работать по нему для меня немыслимо. Я всегда перелопачиваю гору учебников, сопоставляю информацию, проверяю источники, отбираю из них то, что считаю нужным, и на основе этого создаю материалы для занятий. В результате у меня сложился свой подход в объяснении правил. И он работает (проверено на выпускниках). Причем так сложилось, что основная часть ребят, которых я готовила и готовлю к ЕГЭ, - люди математического, технического склада ума. Ко мне даже обращаются со схожим запросом: «Нам вас порекомендовали. Сказали, что вы ребенка-математика можете быстро и хорошо подготовить к ЕГЭ по русскому». Как мне кажется, взрослые люди, окончившие школу, состоят с русским языком примерно в таких же отношениях, что и ребята, мечтающие поступить в хороший технический вуз. Цель занятий, конечно, будет другая, но сам подход в подаче теории, то, как я объясняю правила, как предлагаю применять их на практике, - все это, я уверена, для взрослых отлично подойдет. Второй плюс в том, что при работе со взрослыми можно вовсю применять методики, которые школьная программа обычно игнорирует. Это в первую очередь орфографическое чтение и списывание. И я про них обязательно позже напишу. Проложим тропу в лесу русского языка)))
39 прочтений · 8 месяцев назад
Приглашаю учеников 5-8 классов на занятия по повышению грамотности. Школьные правила простым языком. Упор на практическое применение правил. Формирование той самой «природной» грамотности. В обучении задействованы разные каналы восприятия и запоминания: зрительный, слуховой, ассоциативный, моторный.
15 прочтений · 8 месяцев назад
Приглашаю взрослых людей на занятия по повышению грамотности. Нет абстрактной теории, есть понятные объяснения и актуальные тексты, упор на практическое применение правил. Программа рассчитана именно на взрослых. В обучении будем подключать логику и интуицию, опираться на разные каналы восприятия и запоминания: зрительный, слуховой, ассоциативный, моторный. 
Летний курс по сочинению ЕГЭ Приглашаю на летний интенсив по сочинению ЕГЭ Учебный год почти закончился, вчера прошел ЕГЭ по русскому, через неделю состоится ОГЭ. А я полна сил и готова продолжать работу. К тому же летом я посвободнее, хочется чего-то, выходящего за рамки рутины для меня и максимально полезного - для вас. Появилось несколько идей. Одна из них - курс по подготовке к сочинению ЕГЭ. Он предполагает, что мы будем заниматься только сочинением, это позволит научиться писать его сейчас и больше не волноваться по этому поводу. Проведем 10 занятий. Чему мы научимся? - находить и формулировать проблему и авторскую позицию; - подбирать примеры из текста и писать комментарий; - формулировать свой тезис и писать обоснование к нему. Разберем тексты из разных тематических блоков, научимся анализировать художественные и публицистические тексты. Несколько сочинений напишем вместе, будет много и самостоятельной работы. Работаем в гугл-документе. Это очень удобно, позволяет нам писать и редактировать тексты одновременно. Работаю индивидуально, онлайн. По всем вопросам пишите на почту: elena_y_repetitor@mail.ru
1,7K прочтений · 1 год назад
Задание 17 ЕГЭ
Сегодня вновь решила поделиться материалом с ФИПИ. Предлагаю подборку к заданию 17 из Открытого банка заданий. Наибольшие трудности вызывает третье предложение. Не все ребята могут сразу уловить его смысл и сгруппировать слова нужным образом. Фотографии подобрала соответствующие - на архитектурную тематику. Подборка отражает мой интерес к архитектуре конструктивизма, которой в Екатеринбурге как раз много. Местные активисты даже называют Екатеринбург столицей конструктивизма и активно развивают эту тему...
214 прочтений · 2 года назад
Шпаргалка к заданию 14 Три причины писать ЧТОБЫ слитно: 1) чтобы объяснить, с какой целью вот это всё происходит: Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное. Мы живём, чтоб сказку сделать былью. Я пришёл, чтобы рассказать вам правду. 2) чтобы рассказать о своих желаниях, попросить (побудить, заставить) кого-то что-то сделать. По смыслу равнозначно предложениям со словом «пусть»: Я хочу, чтобы все были счастливы. Я прошу, чтобы все вокруг успокоились. Кот желает, чтобы его покормили. 3) чтобы объяснить, что вообще происходит: Я ни разу не видела, чтобы мой кот кого-нибудь покусал. Я не слышала, чтобы он называл кого-нибудь дураком.
Практика для отработки задания 10 ЕГЭ
Плюс индивидуальных занятий в том, что есть возможность с каждым учеником прорабатывать его слабые места. Я часто составляю упражнения для изучения или повторения отдельных орфограмм. Задания в формате «Четвертый лишний» удобны, потому что позволяют применять метод исключения. Любые средства хороши, лишь бы правильное написание слов запоминалось! Упражнение называется «Четвертый лишний». Суть его заключается в том, что нужно найти лишнее слово в каждой строке. «Четвертый лишний» Вставь пропущенные буквы...
Видео