Закреплено автором
00:05
Всероссийский музей декоративного искусства
Да чего мы там не видели?
2,2K · 1 год назад
Всероссийский музей декоративного искусства
Встречайте новую тематическую «Тройку» от московского метро и Всероссийского музея декоративного искусства с изображением настенной тарелки с мотивами городецкой росписи. Как и на старинных городецких прялках, на карте «Тройка», красуется яркая птица с распахнутыми крыльями — извечным символом солнца, жизни, мира и свободы. Купить тематическую «Тройку» можно на сайте сувенирного магазина, во флагманских магазинах на станциях «Трубная» и «Маяковская», а еще на стойках «Живое общение».
67 · 5 месяцев назад
Статьи
В 2024 году фонд лаковой миниатюры Всероссийского музея декоративного искусства пополнился произведением, которое можно без преувеличения назвать шедевром. Декоративное панно «Страж Царства» было создано в 2020 году мстёрским художником Денисом Владимировичем Молодкиным, одним из самых блистательных мастеров современной русской лаковой живописи. Миниатюра написана по мотивам «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина. Автор неоднократно обращался к этому литературному источнику, неисчерпаемому по своим смыслам. Все работы художника на эту тему были не только иллюстрацией сказки, но и трактовкой, созвучной времени. В процессе подготовки к работе, Денис долго искал образ. Он хотел сделать лаконичную и выразительную композицию, которая смотрелась бы одинаково интересно как вблизи, так и на расстоянии. Согласно его задумке, Петух – это не просто птица, но и воин, опытный защитник. Настоящий Страж Царства. Он становится главным действующим лицом, грозным и прекрасным. Нет сомнений, что во всем царстве он наведет порядок. Художественные традиции иконописи и каллиграфии также работают на раскрытие главного образа. Денис Молодкин органично интегрировал стилизованные строки пушкинской сказки в художественную ткань живописного произведения. Также обращает на себя внимание смелое чередование планов и, конечно, отдельным эмоциональным высказыванием выглядит выбор основных цветов – алого красного и творёного золота нескольких оттенков. Это сильнейшая, рубежная работа одного из лучших художников своего поколения.
«Пришел Спас – всему час: плоды зреют», «Пришел Спас – яблочко припас», «Яблоки не родятся – так и Спаса не будет». Яблочный спас нередко становился центральным сюжетом в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Особенно популярным сюжетом, посвященным празднику, стал сбор яблок молодыми девушками. После освещения плодов молодежь при разговении соблюдала обычай – загадывать о своей судьбе. Считалось, что желание, задуманное в тот момент, когда проглатывается первый кусок Спасова яблока, должно обязательно исполниться. Девушки, думая о женихах, приговаривали: «Что загадано – то надумано! Что надумано – то сбудется! Что сбудется – не минуется!». Сюжет использовался повсеместно – и в лаковой миниатюре, и в росписи фарфоровых блюд и подносов. Даже в резьбе по кости сюжет сбора яблок нашел свое органичное выражение. На крышке пудреницы художник Д. Б. Скубенко обыграл темный цвет древесины тополя белоснежной словно ажурной резьбой по кости. Застывшие фигуры женщин, окруженных плодоносными яблонями, напоминают античные барельефы с характерным для них вневременным покоем. С особой любовью изображали художники сочные и спелые яблоки на жостовских подносах. На подносе «Яблочный Спас» мастер М. В. Лебедев зелеными яблоками в золотистых листьях обрамил пышный летний букет. Нередко яблоки изображали и с другими августовскими плодами. Например, с виноградом, как на туалетной коробочке И. А. Купелина. Это связано с тем, что традиционно, в день второго Спаса совершался особый ритуал столования. Вокруг церквей ставились столы, на которых раскладывали только что собранные горох, огурцы, репу, яблоки, а священник благословлял плоды нового урожая. Яблоки, освещенные в день Преображения Господня, назывались «спасовскими». #яблокунегдеупасть
Эксперимент в дизайне. Часть II. Слово «дизайн» переводится на другие языки как план, чертеж, рисунок. По сути, занимаясь проектированием, дизайнер придумывает программу функционирования вещи, задает систему взаимоотношений человека и вещи, прогнозирует формы их взаимодействия, что приобретает особую значимость в условиях нестандартной ситуации: малогабаритного пространства или необходимости создания временной, мобильной среды. Два наиболее ярких примера в этом ряду «экосистем» - проект «Мебар» (авторы Александр Сикачев и Ирина Лучкова) и комплект картонной мебели для конгресса ИКСИД в Москве (авторы Виктор Зенков, Александр Ермолаев, Евгений Богданов), о втором проекте мы расскажем в следующем посте. Обе «экосистемы» созданы в 1975 году. «Мебар» – это сокращение от двух слов «мебель и архитектура», система мобильных щитовых элементов, позволяющая трансформировать жилое или офисное пространство, по сути, гибкая система хранения. Принцип, который предложили авторы, напоминает отсек космического корабля. Несмотря на отсутствие реальных технологических возможностей, практически с момента первого запуска человека в космос в этой отрасли прорабатывалась идея миссии долговременного пребывания команды на космическом корабле или орбитальной станции. Система щитовых элементов, которую предложили Сикачев и Лучкова, напоминает трансформируемую обшивку орбитальной станции: стандартные плиты крепились на петлях и шарнирах, что позволяло буквально «вытягивать» из стены шкафы, полки, емкости для хранения. В условиях малогабаритной квартиры такой подход позволял экономно относиться к каждому фрагменту пространства, создавать его различные пластические модификации в зависимости от ситуации: работа, отдых, прием гостей.
Скульптуры Натальи Яковлевны Данько.
В нашем музее хранятся работы выдающегося мастера советской фарфоровой скульптуры Натальи Яковлевны Данько. С 1914 года Наталья Яковлевна работала в Петрограде на Императорском (с 1918 — Государственном) фарфоровом заводе, а с 1919 года стала во главе его скульптурного отдела. Как и многие другие художники в первые послереволюционные годы Наталья была увлечена работой над новыми народными образами в скульптуре, откликаясь на тематические запросы времени. Так появились знаменитые «работницы» и «партизаны», «крестьянки» и «матросы», «агитаторы» и «спортсмены»...
Малая кайма на ковре - ритмически организованный нефтепровод! Знаменитый ковер из Азербайджана «Нефть», выполненный в 1938 году артелью «Галибиет» по эскизу художника Людвига Книтта. В центральном поле – яркое живописное изображение: салютующий пионер, рабочий-нефтяник с красным знаменем в руках, сборщица хлопка и женщина-инженер, все вместе символизирующие союз рабочих, крестьян и интеллигенции, а также новое будущее нового Азербайджана. Фоном служат нефтяные трубы и вышки, над героями высоко в небе пролетают аэропланы. Это – один из множества азербайджанских ковров, где не нарушая канона древней традиции осваивались новые, казалось бы «нековровые» истории, которые можно увидеть на нашей выставке «Ковёр историй. Сюжеты советского коврового искусства» с 9 августа! Выставка реализуется в рамках проекта «Ковер историй. Традиции для будущего» с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». #Российскийфондкультуры, #нацпроекты, #творческиелюди, #нацпроекткультура, #Министерствокультуры
Наша постоянная экспозиция «Русская лаковая миниатюра» является одной из крупнейших и представительных в стране. Важнейшими направлениями комплектования коллекции были и остаются изделия лаковой миниатюры, созданные в четырех основных российских центрах лаковой живописи – Федоскино, Палехе, Мстере и Холуе. Предлагаем подробнее узнать о каждом из них. Федоскино В начале XIX века в России появилось множество лакирных производств, но слава русской миниатюры, связана с работой знаменитой фабрики Петра Лукутина в селе Данилково, позднее Федоскино под Москвой. Федоскинская фабрика лаковой миниатюрной живописи создана в 1795 году купцом Петром Коробовым, впоследствии фабрика перешла купцам Лукутиным. В 1828 году Петр Лукутин получил право клеймения продукции фабрики специальным клеймом в виде двуглавого «Золотого орла». Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: тройки, портреты, чаепития, натюрморты, пейзажи и сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Палех Мастера-иконописцы Палеха расписывали Грановитую палату Кремля, храмы Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря. После запрета на занятия иконописью в 1917 году первым в особенной технике пробует написать миниатюру на папье-маше потомственный иконописец, реставратор, театральный художник Иван Голиков. Именно он принес Палеху мировую известность, а Максим Горький, познакомившись с Голиковым, сравнил его с Микеланджело. В будто «прошитых золотом» миниатюрах, живопись мастера переливается множеством оттенков цвета. Холуй Холуйская лаковая миниатюра считается самым молодым из русских лаковых промыслов и ведет свою историю с 1934 года. В нашей экспозиции представлены лучшие работы 30-80-х годов ХХ века, а в одной из витрин собраны самые миниатюрные работы художников. Их объединяют декоративность росписи, покрывающей всю поверхность предмета, размеры которого порой определяются несколькими сантиметрами. Каждый из таких ларчиков, коробочек - настоящая драгоценность. Мстера Мстерские художники, в отличие от палехских мастеров, никогда не использовали черный фон, поэтому миниатюрный мир их шкатулок казался радостным и очень чистым. Все сюжеты развиваются на ярком, тщательно выписанном пейзаже с сияющим голубым небом, реже действие происходит в «русских палатах». В экспозиции представлены изысканные по цвету и пластике форм работы мастеров 1930-х годов. Лаковая миниатюра будто дышит романтикой построения нового общества, грандиозными планами и мечтами построения светлого будущего. До встречи в музее! 📍Делегатская, 3
Коллекция советского фарфора одна из наиболее обширных и представительных в собрании керамики Всероссийского музея декоративного искусства. Большую часть составляют изделия трех ведущих предприятий - Ленинградского фарфорового завода имени В. М. Ломоносова, Дулевского и Дмитровского фарфоровых заводов. На протяжении XX века в каждом предприятии постепенно складывались собственные художественные критерии. Ленинградский фарфоровый завод продолжал держать высокую марку «придворного предприятия». Дулевский фарфоровый завод прославился яркой, сочной мазковой росписью. На Дмитровском заводе выпускались изделия с тонким, графическим рисунком, выполненным в довольно сдержанной цветовой гамме В нашей постоянной экспозиции «Галерея советского фарфора» представлены произведения выдающихся художников фарфоровых предприятий: от редких столовых сервизов до лучших работ скульпторов-фарфористов. Экспозиция также включает наиболее ценную коллекцию агитационного фарфора, уникального явления в истории отечественного декоративного искусства.
Выставка в Нью-Йорке (1959)
Особый раздел фотоматериалов научной библиотеки составляют альбомы, посвященные выставкам – как специализированным художественным, так и промышленным. Сегодня предлагаем посмотреть вместе с нами альбом нью-йоркской выставки 1959 года. Это была выставка достижений науки, техники и культуры СССР, которая разместилась в зале «Колизей» в центре города на площади Колумба. Всего на выставке экспонировалось свыше 10 тысяч экспонатов. Центральный раздел экспозиции был посвящен освоению космоса. В центре...
Новые экспонаты в экспозиции «Русский стиль: от историзма к модерну»
Как и обещали, рассказываем о новых экспонатах в экспозиции «Русский стиль: от историзма к модерну»: двух декоративных вазах и сосуде «Цесарка». Все они связаны с гончарной мастерской, организованной Саввой Мамонтовым в подмосковной усадьбе Абрамцево в 1890 году. Сегодня произведения, выполненные в этой мастерской, признаны эталоном и высшим достижением русского декоративно-прикладного искусства рубежа XIX-XX вв. Художники абрамцевской мастерской сразу начали осваивать новый для них вид творчества – декоративную майолику...
Мы рады сообщить, что после частичной реставрации бюст Сергея Тимофеевича Морозова – организатора Кустарного музея - вновь в залах музея. Вы можете его увидеть во входной группе экспозиции «Русский стиль: от историзма к модерну». Сергей Тимофеевич Морозов (1863, Москва – 1944, Париж) - предприниматель, меценат, представитель известной купеческой старообрядческой династии Морозовых. В 1882 году Сергей Морозов выкупил все экспонаты раздела кустарных изделий Всероссийской художественно-промышленной выставки (Москва) и передал их в Кустарный музей Московского земства. Затем он продолжал собирать коллекцию народного искусства и кустарных изделий. Разработал систему поддержки и развития кустарных производств в России. На свои средства построил здание для Кустарного музея в Леонтьевском переулке, д. 7 и подарил его городу Москве. Сейчас в здании располагается Министерство культуры Российской Федерации и ансамбль «Березка». С 1999 года коллекция Кустарного музея хранится во Всероссийском музее декоративного искусства и представлена в постоянных экспозициях музея. Сергей Морозов был одним из меценатов Московского художественного театра, состоял при Художественном музее имени императора Александра II, Строгановском центральном училище технического рисования. Был членом-учредителем Комитета для устройства Музея изящных искусств при Московском университете. Финансировал журнал «Мир искусства». Оказывал поддержку И. И. Левитану. На его же средства в Старо-Екатерининской больнице было построено здание родовспомогательного приюта. В 1925 году эмигрировал в Париж, где и умер в 1944. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. До встречи в Музее! Делегатская, 3
Искусство - в быт
Развитие советского интерьера 1960-х гг. связано с массовым жилым строительством. Расселение коммунальных квартир и переезд в малогабаритные «хрущевки» ознаменовали начало нового подхода к обустройству жилого пространства. Важнейшими событиями в истории советской мебели принято считать четыре Всесоюзных конкурса 1958, 1961-1963, 1975 и 1983 годов, которые стали, по сути, массовой программой по внедрению новой эстетики интерьера, неразрывно связанной со строительством отдельного малогабаритного жилья – так называемых «хрущевок»...
Видео
Ролики