Закреплено автором
00:05
Всероссийский музей декоративного искусства
Да чего мы там не видели?
2,2K · 1 год назад
Всероссийский музей декоративного искусства
Встречайте новую тематическую «Тройку» от московского метро и Всероссийского музея декоративного искусства с изображением настенной тарелки с мотивами городецкой росписи. Как и на старинных городецких прялках, на карте «Тройка», красуется яркая птица с распахнутыми крыльями — извечным символом солнца, жизни, мира и свободы. Купить тематическую «Тройку» можно на сайте сувенирного магазина, во флагманских магазинах на станциях «Трубная» и «Маяковская», а еще на стойках «Живое общение».
65 · 4 месяца назад
Статьи
Малая кайма на ковре - ритмически организованный нефтепровод! Знаменитый ковер из Азербайджана «Нефть», выполненный в 1938 году артелью «Галибиет» по эскизу художника Людвига Книтта. В центральном поле – яркое живописное изображение: салютующий пионер, рабочий-нефтяник с красным знаменем в руках, сборщица хлопка и женщина-инженер, все вместе символизирующие союз рабочих, крестьян и интеллигенции, а также новое будущее нового Азербайджана. Фоном служат нефтяные трубы и вышки, над героями высоко в небе пролетают аэропланы. Это – один из множества азербайджанских ковров, где не нарушая канона древней традиции осваивались новые, казалось бы «нековровые» истории, которые можно увидеть на нашей выставке «Ковёр историй. Сюжеты советского коврового искусства» с 9 августа! Выставка реализуется в рамках проекта «Ковер историй. Традиции для будущего» с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». #Российскийфондкультуры, #нацпроекты, #творческиелюди, #нацпроекткультура, #Министерствокультуры
Наша постоянная экспозиция «Русская лаковая миниатюра» является одной из крупнейших и представительных в стране. Важнейшими направлениями комплектования коллекции были и остаются изделия лаковой миниатюры, созданные в четырех основных российских центрах лаковой живописи – Федоскино, Палехе, Мстере и Холуе. Предлагаем подробнее узнать о каждом из них. Федоскино В начале XIX века в России появилось множество лакирных производств, но слава русской миниатюры, связана с работой знаменитой фабрики Петра Лукутина в селе Данилково, позднее Федоскино под Москвой. Федоскинская фабрика лаковой миниатюрной живописи создана в 1795 году купцом Петром Коробовым, впоследствии фабрика перешла купцам Лукутиным. В 1828 году Петр Лукутин получил право клеймения продукции фабрики специальным клеймом в виде двуглавого «Золотого орла». Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: тройки, портреты, чаепития, натюрморты, пейзажи и сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Палех Мастера-иконописцы Палеха расписывали Грановитую палату Кремля, храмы Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря. После запрета на занятия иконописью в 1917 году первым в особенной технике пробует написать миниатюру на папье-маше потомственный иконописец, реставратор, театральный художник Иван Голиков. Именно он принес Палеху мировую известность, а Максим Горький, познакомившись с Голиковым, сравнил его с Микеланджело. В будто «прошитых золотом» миниатюрах, живопись мастера переливается множеством оттенков цвета. Холуй Холуйская лаковая миниатюра считается самым молодым из русских лаковых промыслов и ведет свою историю с 1934 года. В нашей экспозиции представлены лучшие работы 30-80-х годов ХХ века, а в одной из витрин собраны самые миниатюрные работы художников. Их объединяют декоративность росписи, покрывающей всю поверхность предмета, размеры которого порой определяются несколькими сантиметрами. Каждый из таких ларчиков, коробочек - настоящая драгоценность. Мстера Мстерские художники, в отличие от палехских мастеров, никогда не использовали черный фон, поэтому миниатюрный мир их шкатулок казался радостным и очень чистым. Все сюжеты развиваются на ярком, тщательно выписанном пейзаже с сияющим голубым небом, реже действие происходит в «русских палатах». В экспозиции представлены изысканные по цвету и пластике форм работы мастеров 1930-х годов. Лаковая миниатюра будто дышит романтикой построения нового общества, грандиозными планами и мечтами построения светлого будущего. До встречи в музее! 📍Делегатская, 3
Коллекция советского фарфора одна из наиболее обширных и представительных в собрании керамики Всероссийского музея декоративного искусства. Большую часть составляют изделия трех ведущих предприятий - Ленинградского фарфорового завода имени В. М. Ломоносова, Дулевского и Дмитровского фарфоровых заводов. На протяжении XX века в каждом предприятии постепенно складывались собственные художественные критерии. Ленинградский фарфоровый завод продолжал держать высокую марку «придворного предприятия». Дулевский фарфоровый завод прославился яркой, сочной мазковой росписью. На Дмитровском заводе выпускались изделия с тонким, графическим рисунком, выполненным в довольно сдержанной цветовой гамме В нашей постоянной экспозиции «Галерея советского фарфора» представлены произведения выдающихся художников фарфоровых предприятий: от редких столовых сервизов до лучших работ скульпторов-фарфористов. Экспозиция также включает наиболее ценную коллекцию агитационного фарфора, уникального явления в истории отечественного декоративного искусства.
Выставка в Нью-Йорке (1959)
Особый раздел фотоматериалов научной библиотеки составляют альбомы, посвященные выставкам – как специализированным художественным, так и промышленным. Сегодня предлагаем посмотреть вместе с нами альбом нью-йоркской выставки 1959 года. Это была выставка достижений науки, техники и культуры СССР, которая разместилась в зале «Колизей» в центре города на площади Колумба. Всего на выставке экспонировалось свыше 10 тысяч экспонатов. Центральный раздел экспозиции был посвящен освоению космоса. В центре...
Новые экспонаты в экспозиции «Русский стиль: от историзма к модерну»
Как и обещали, рассказываем о новых экспонатах в экспозиции «Русский стиль: от историзма к модерну»: двух декоративных вазах и сосуде «Цесарка». Все они связаны с гончарной мастерской, организованной Саввой Мамонтовым в подмосковной усадьбе Абрамцево в 1890 году. Сегодня произведения, выполненные в этой мастерской, признаны эталоном и высшим достижением русского декоративно-прикладного искусства рубежа XIX-XX вв. Художники абрамцевской мастерской сразу начали осваивать новый для них вид творчества – декоративную майолику...
Мы рады сообщить, что после частичной реставрации бюст Сергея Тимофеевича Морозова – организатора Кустарного музея - вновь в залах музея. Вы можете его увидеть во входной группе экспозиции «Русский стиль: от историзма к модерну». Сергей Тимофеевич Морозов (1863, Москва – 1944, Париж) - предприниматель, меценат, представитель известной купеческой старообрядческой династии Морозовых. В 1882 году Сергей Морозов выкупил все экспонаты раздела кустарных изделий Всероссийской художественно-промышленной выставки (Москва) и передал их в Кустарный музей Московского земства. Затем он продолжал собирать коллекцию народного искусства и кустарных изделий. Разработал систему поддержки и развития кустарных производств в России. На свои средства построил здание для Кустарного музея в Леонтьевском переулке, д. 7 и подарил его городу Москве. Сейчас в здании располагается Министерство культуры Российской Федерации и ансамбль «Березка». С 1999 года коллекция Кустарного музея хранится во Всероссийском музее декоративного искусства и представлена в постоянных экспозициях музея. Сергей Морозов был одним из меценатов Московского художественного театра, состоял при Художественном музее имени императора Александра II, Строгановском центральном училище технического рисования. Был членом-учредителем Комитета для устройства Музея изящных искусств при Московском университете. Финансировал журнал «Мир искусства». Оказывал поддержку И. И. Левитану. На его же средства в Старо-Екатерининской больнице было построено здание родовспомогательного приюта. В 1925 году эмигрировал в Париж, где и умер в 1944. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. До встречи в Музее! Делегатская, 3
Искусство - в быт
Развитие советского интерьера 1960-х гг. связано с массовым жилым строительством. Расселение коммунальных квартир и переезд в малогабаритные «хрущевки» ознаменовали начало нового подхода к обустройству жилого пространства. Важнейшими событиями в истории советской мебели принято считать четыре Всесоюзных конкурса 1958, 1961-1963, 1975 и 1983 годов, которые стали, по сути, массовой программой по внедрению новой эстетики интерьера, неразрывно связанной со строительством отдельного малогабаритного жилья – так называемых «хрущевок»...
На выставке «Возрожденная традиция. Косторезное искусство Таймыра» представлены работы профессиональных художников, возродивших в 1990-е годы пришедший в упадок косторезный промысел Таймыра. Пять заселяющих этот полуостров народностей – нганасаны, долганы, эвенки, ненцы, энцы – издревле украшали свои изделия затейливой резьбой, создавали фигурки, утварь из бивня мамонта и рога оленя. Возрождая традицию, новые художники создают большой сказ о Таймыре, о его быте, о шаманизме, а еще в целой серии запоминающихся образов воплощают фольклорные рассказы и народные легенды. Эти образы народных сказаний экспрессивны, пластичны, и точно в сновидении умудряются совмещать человеческое и нечеловеческое, словно говоря о мире, где грань так же тонка, как граница сновидения и яви. Человек-птица, человек-песня, человек-с-рыбой, составляющий с ней единую форму. А рядом – звери из сказок, живые группки, связанные общей историей, или же одна большая рыба, которая похожа на воплощение древнего духа и напоминает книгу, на чешуе которой записана история всего народа. До встречи в музее! Выставка открыта до 5 мая. Делегатская, 3
20 - 21 апреля отмечаем международный день пряника пряничным фестивалем в нашем музее! В давние времена на Руси #пряники были важным ритуальным атрибутом: 🔸их дарили на праздники бедным и богатым; 🔸с их помощью дети изучали азбуку; 🔸ими встречали почетных гостей и отмечали приход весны. Пряники, медовые коврижки, медовый хлеб – традиционное угощение русского стола, характерное для большинства регионов нашей страны. Пряник – обязательный атрибут праздника и один из гастрономических символов России. А пряничное дело издревне стало народным промыслом. До встречи в музее! Записывайтесь мастер-классы, лекции, встречи с мастерами пряничного дела! 📍Делегатская, 3
Юлианский календарь 1896 года, фотоальбом с фотографиями знаменитых европейских деятелей культуры, французско-русский словарь - это «книжки на ладони». Почему человеку иногда так важно почувствовать себя несоизмеримо больше своих книг? В чем эффект книжной миниатюры? Быть может именно миниатюра дает рассмотреть за прямой надобностью книги ту большую тему, которой она принадлежит: время, слава, язык. И держа на ладони свой мир и себя самого, человек сквозь призму этого удивительного искусства на мгновение становится причастен к самому главному – вечной радости своего создателя. «Удивительные мелочи» – отыщите большие шедевры ее миниатюрных миров. Лупа прилагается. Выставка открыта до 19 мая. До встречи в музее! 📍Делегатская, 3
По следам экспедиций
Помните, мы знакомили вас с материалами, которые попали в коллекцию музея и научную библиотеку благодаря сотрудникам Научно-исследовательского института художественной промышленности? Самые интересные – результат экспедиций по нашей стране. Предлагаем вам через фотографии, дневники и отчеты погрузиться в атмосферу этих нелегких испытаний. Начнем с дневника Василия Воронова, который он вел во время Второй Северной экспедиции (1929 год). По полям и лесам, в жару и холод, в снег и слякоть… как только...
Ролики
Видео