Статьи
7 прочтений · 1 год назад
Образ танцовщицы отправляет нас к работе Дали над созданием балета «Треуголка» в 40-е годы XX века. Сценарий балета «Треуголка» был знаком Сальвадору Дали. Его интерес к работе над постановкой «Треуголки» подогревался дружественными связями, которые Дали поддерживал с композитором Мануэлем де Фалья. Дали познакомился с Фалья через своего друга Фредерико Гарсиа Лорку. В основу балета легло знаменитое испанское фламенко. Балет представляет историю мельника и его жены, живущих душа в душу, и губернатора, который пытается соблазнить жену мельника, что приводит к его публичному осмеянию. В довоенные и ранние послевоенные годы испанская балетная школа добилась небывалого успеха. В 1948 году, когда Дали изложил театру свою идею о совместной работе на подстановкой «Треуголки», все оказались восторге. Балет был запланирован на ближайший сезон. Дали выполнял эскизы к костюмам и декорациям. Одним из самых сильных движущих стимулов для Сальвадора Дали был спортивно-творческий задор и стремление превзойти в эпатаже своего соотечественника. Дело в том, что ранее над этим балетом потрудился великий Пабло Пикассо. Во время Первой мировой войны Мануэль де Фалья написал балет в двух актах «Губернатор и жена мельника». Произведение было впервые исполнено в 1917 году. Сергей Дягилев, побывавший на премьере, попросил де Фалья переписать балет, получивший в результате название «Треуголка». Либретто написал Грегорио Мартинес Сьерра по повести Педро Антонио де Аларкона. Хореографом был Леонид Мясин, а костюмы и декорации создавал сам Пабло Пикассо. Постановка балета состоялась летом 1919 года. Тогда балет просто взорвал публику. Газетные отзывы о труде Пикассо были примерно следующими: «Геометрический мазила, пачкун и квадратурный маляр Пикассо вылез на передний план сцены, в то время как талантливые художники смиренно ждут, пока их выставят».
2 прочтения · 1 год назад
Обращение к керамике и становление гончаром вполне соответствовало духу и устремлениям личности Пабло Пикассо. Художник постоянно находился в поиске новых путей. Мечтал переоткрыть самого себя. Летом 1946 года Пикассо отдыхал вместе со своей возлюбленной Француазой Жило в деревне Гольф-Жуан. Тогда в соседнем городке проходила выставка двадцати молодых гончаров «Керамика, цветы, духи». Там Пабло и повстречался с Сюзанной Рамье. Знакомство с этой малоизвестной художницей позволило Пикассо реализовать себя в керамике, как ни в каком другом материале. Сюзанна и её муж — Жорж Рамье — так характеризовали обращение Пикассо к керамике: «Он бросился в эту область с невинностью профана, удвоенной впоследствии энергичным и страстным желанием фантазировать, развивая наиболее изощренные мечты, высказывая предложения свирепо еретические, производя жуткие операции и следуя формуле отвратительных вещей». За двадцать пять лет сотрудничества с Пабло Пикассо чета Рамье собрала самую внушительную коллекцию керамики Пикассо, а Жорж издал самые авторитетные каталоги его работ.
3 прочтения · 1 год назад
«Что дала мне вода» — картина мексиканской художницы Фриды Кало, созданная в 1938 году. Эта удивительная работа Кало состоит из отсылок к мифологии и более ранним работам художницы. Мы видим здесь и эротизм, и ботанику, и обращение к творчеству Иеронима Босха. Картина – воспоминание художницы о своей жизни. Фрида говорила: «Я пила, чтобы утопить свою боль, а проклятая боль научилась плавать». Ноги художницы поднимаются из ванной и отражаются в воде. Пальцы и бёдра – единственное свидетельством физического присутствия Кало на автопортрете. На холсте Фрида выглядит безжизненно. Как и многие другие работы Кало, «Что дала мне вода» – невероятно личное произведение. Художница рассказывает о подавленных чувствах к своему телу, о физической боли, о разочарованиях и взаимодействии с окружающим миром.
3 прочтения · 1 год назад
Коррида в творчестве Пабло Пикассо 🐃 Коррида – исконно испанское зрелище, история которого, возможно, восходит к бронзовому веку и культуре иберов, почитавших быка священным животным. После изгнания мавров коррида становится важным представлением в жизни больших городов, а благородные дворяне из отважных воинов превращаются в отважных матадоров. С детства Пикассо вместе с отцом ходил на корриду. Когда семья переехала в Барселону, еще молодой художник продавал около арены свои рисунки. На вырученные деньги Пабло удавалось купить билеты на знаменитое испанское зрелище. Пикассо всегда завораживало движение. Несмотря на занятия живописью, художник был нетерпелив, и длительная монотонная работа его утомляла. Возможно, поэтому в своих линогравюрах на тему корриды Пикассо изображает участников действия в самых захватывающих сценах боя с быком. Пабло был также знаком с многими матадорами. После корриды они часто дарили художнику уши убитых быков, а сам Пикассо нередко помогал вдовам погибших матадоров и их детям.
9 прочтений · 1 год назад
«Улитка и Ангел» (1979) Скульптура «Улитка и Ангел» занимает важное место во вселенной Сальвадора Дали. Появление этого образа в творчестве художника связано с его знакомством с Зигмундом Фрейдом. За несколько минут до знаковой встречи Дали увидел улитку, которая и стала ассоциироваться с Фрейдом. Дали был очарован геометрией раковины улитки. Он уподобил животное яйцу, наружная твёрдость которого соседствует с внутренней мягкостью. Как это ни парадоксально, улитка, символизирующая медлительность, благодаря крыльям стремительно плывет по волнам времени. На её спине приземляется ангел. 
2 прочтения · 1 год назад
«Лошадь, оседланная временем» (1977) В своей автобиографической книге, изданной в 1942 году под названием «In la vie Secrete» Дали заявил: «Механический объект – мой худший враг, и часы не являются исключением. Они должны быть мягкими или не должны быть вовсе!». Дали полагал, что люди не должны полностью доверять реальному миру, чтобы отличать абсолютную правду от относительной. Тема эта прослеживается в его скульптуре «Лошадь, оседланная временем». Лошадь – один из самых известных образов художника. В этой работе Дали воплотил свою идею о репрессивном, ограничительном характере общества и показал, что истинная душа человека, постоянно хочет проявить и освободить себя. Лошадь встаёт на дыбы и пытается сделать рывок, но груз времени, сковавший тело, не позволяет молодой душе, набрать скорость.
94 прочтения · 1 год назад
Линогравюры Пабло Пикассо
Однажды судьба свела Пабло Пикассо с Идальго Арнеро — испанским художником, который работал на юге Франции. Арнеро предложил Пикассо заняться линогравюрой. И Пабло с радостью согласился! Первой линогравюрой Пикассо стал «Портрет женщины по Л. Кранаху Младшему». Но почему именно он? Однажды директор известной парижской галереи, в которой Пикассо регулярно выставлялся, прибыл в Австрию с рабочим визитом и приобрёл набор открыток, чтобы отправить их лучшим друзьям. Так Пикассо и познакомился с картиной Кранаха Младшего, выставленной в Венском музее...
6 прочтений · 1 год назад
Идея создания скульптуры «Почтение Ньютону» родилась у Сальвадора Дали ещё в 1932 году — после написания в картины «Нomage au physician italien Giambatista della Porta». Дали чтил Ньютона за открытие закона земного притяжения, отображённого в данной скульптуре в форме знаменитого падающего яблока. Яблоко выполнено в виде металлического шара, подвешенного на нити. В этой форме оно обретает постоянство и теряет характеристики «живого». Сальвадор Дали заставляет зрителя задуматься, что Ньютон — не более, чем имя в науке.  Его личностные качества и индивидуальность забыты. Дали проделал в скульптуре два отверстия. Первое символизирует отсутствие сердца. Второе — недостаток памяти об учёном как о человеке с особенным разумом, эмоциями, воспоминаниями и личной жизнью. Яблоко Ньютона, согласно Дали, является тем же яблоком, которое попробовала Ева, поддавшись искушению. Оно обезличено. Сам Сальвадор Дали настолько был очарован этим образом, что создал громадную копию памятника для площади, которую художнику в 1986 году посвятил испанский король.  
110 прочтений · 2 года назад
«Женщина в огне» объединяет две любимые идеи Дали: огонь и ящики-секреты. Женский образ, объятый пламенем, уходит корнями в языческое прошлое Испании. Его происхождение связано с традиционным Валенсийским праздником Las Fallas. В средние века в холодное время года, когда ночи длинные, а дни короткие, испанские ремесленники работали допоздна и с наступлением темноты зажигали светильники, которые состояли из дубовой подставки и двух или трех подсвечников. А с приходом весны, тепла, и увеличением светового дня, люди устраивали праздники, на которых торжественно сжигали светильники. Позднее, в XV веке, перед сжиганием светильник стали облачать в различные лохмотья. Так появилась кукла «Нинот» – основной элемент праздника Las Fallas. Со временем наряды её становились все более праздничными. XIX век ознаменовался новой традицией. Теперь уже ремесленники соревновались в изготовлении самой красивой «Нинот», а мэр города в присутствии толпы выбирал из всех кукол Королеву праздника. В ночь на девятнадцатое марта все куклы сжигались, озаряя жаркое испанское небо. Пламя, по выражению Дали, обладает рядом «женских» черт: оно живет своей жизнью, оказывая гипнотическое влияние на наблюдателя. Оно импульсивно и динамично – языки огня бесконечно «танцуют», переливаясь в палитре самых ярких оттенков от алого до солнечно-желтого. Из огня рождается главная опора женщины – ее страстная натура, облаченная в женскую красоту. Смысл ящичков сокрыт в человеческой психологии. Ящички – плод «детского» любопытства. Но вместе с любопытством, желанием открыть эти ящички, появляется страх неизвестности, страх получить вред от найденного. Психоаналитик Зигмунд Фрейд утверждал, что в ящичках скрыта женская сексуальность. Сальвадор Дали открывает перед зрителем некоторые ящики, демонстрируя, что женщина не опасна, но лишь притягательна и подстрекает открыть остальные. Скульптура «Женщина в огне» отражает противоречивый и сложный женский мир, каким его чувствовал Сальвадор Дали. Вытянутая вперед рука отталкивает любопытного мужчину, словно говоря «нет», но в движении ее головы мы видим ожидание нового предложения.
28 прочтений · 1 год назад
Детство Сальвадора Дали: откуда взялся странный испанский гений?
Каталония в конце XIX и в начале XX века дала миру целых трех выдающихся мастеров: Антонио Гауди, Жоана Миро и Сальвадора Дали. Подобной концентрации талантливых личностей, каждая из которых представляла бы самостоятельное направление, на такой маленькой площади и в такой короткий промежуток времени нужно ещё поискать! Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в провинциальном городке Фигерасе, расположенном недалеко от границы с Францией. Отец Дали окончил Барселонский университет и работал нотариусом...