Статьи
ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА СОЧИНЕНИЙ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ «ПАМЯТЬ ЛЕНИНГРАДСКОЙ БЛОКАДЫ» ПОЛУЧИЛИ НАГРАДЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ  Вручение грамот и памятных подарков победителям международного конкурса состоялось сегодня в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена. Награды авторам лучших сочинений из России, Белоруссии и Узбекистана вручили представители РГПУ им. А.И. Герцена и Центра международного сотрудничества Минпросвещения России. Посещение Города-Героя с обширной экскурсионной программой – подарок победителям и призерам Международного конкурса сочинений «Память Ленинградской блокады». В Санкт-Петербурге они посетили главные достопримечательности северной столицы, посмотрели постановку Александринского театра. Главной частью экскурсионной программы стало посещение памятных мест, связанных с событиями Великой Отечественной войны и блокады. Школьники и педагоги побывали в музеях, прошлись по улицам Василевского острова, увидели следы артобстрелов на исторических памятниках. «Дети много читают о войне, смотрят фильмы, но, когда они общаются с ветеранами, своими глазами видят улицы, на которых происходили события, видят документы и экспозиции, они все это пропускают через свое сердце. Здесь встретились дети из разных школ и стран, и все они увезут с собой океан впечатлений и уверенность в том, что самое главное – это мир и дружба», - отметила педагог Гимназии №4 города Бреста Светлана Орлова. Ученики и их педагоги посетили дом, где жила Таня Савичева, мемориальный комплекс Пискаревского кладбища, почтили память героев-ленинградцев. «Свое сочинение я писала в форме письма своему другу, который находится в блокадном Ленинграде. Я провела параллели между событиями тех лет и своей жизнью. Когда я жила в Мариуполе, мне тоже пришлось увидеть события, схожие с теми, что выпали на долю ленинградцев», – поделилась впечатлениями победительница конкурса сочинений Анастасия Кулик. Конкурс сочинений «Память Ленинградской блокады» проходил с ноября 2023 года по февраль 2024 года. В нем приняли участие 2048 учеников из 21 страны мира. Оператором конкурса сочинений, посвященного 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, выступил Центр международного сотрудничества Минпросвещения России в рамках работы Ассоциации школ Российской Федерации и Республики Беларусь, также Ассоциации русских школ за рубежом.
В рубрике #БольшаяСемьяИнтердом мы знакомим вас с историями о людях, чьи судьбы вдохновляют нас своей силой и стойкостью. Все они обрели семью и друзей в Международной школе Интердом, сохранили и пронесли через всю жизнь любовь к России и русскому языку. В 2008 году начался новый виток изучения Тунгусского метеорита. Тогда в Сибирь с экспедицией прибыл итальянский ученый, который удивил российских коллег отличным знанием русского языка. Это был Джузеппе Лонго — физик-ядерщик, профессор Болонского университета и воспитанник Интердома. Джузеппе прибыл в Интердом в 1941 году. Ранее, до 1938 года, здесь учился его брат Луиджи Лонго. Они — сыновья итальянского коммуниста Луиджи Лонго. В международной школе Джузеппе увлекся физикой – в школьной библиотеке прочел книгу о К.Э. Циолковском и его теориях. Семья Лонго часто переезжала: лицей Джузеппе окончил в Италии, а в 1963 году — физический факультет Московского университета. Высот в науке он достиг уже в Европе, став профессором Болонского университета. Одним из приоритетов в работе ученого стало исследование Тунгусского метеорита. Джузеппе Лонго несколько раз приезжал с экспедициями в Сибирь. Он выдвинул собственную теорию и почти доказал, что конусообразное озеро Чеко глубиной 50 метров – это кратер от падения метеорита. Он провел исследования дна водоема и был уверен, что обнаружил там обломок легендарного метеорита. За свои исследования Джузеппе Лонго получил многочисленные награды. И всю жизнь считал, что своей тягой к исследованиям и науке он обязан ивановской школе, где научился говорить по-русски и получил основы знаний физики.  Луиджи Лонго — брат нашего героя — окончил МГУ и какое-то время работал переводчиком в Кремле. За последние 30 лет своей жизни он написал 17 томов воспоминаний об истории Европы: от Атлантики до Урала, которую ему удалось увидеть своими глазами. Подписывайтесь на канал Центра международного сотрудничества Минпросвещения России и следите за рубрикой #БольшаяСемьяИнтердом!
31 мая на площадке Московского педагогического государственного университета прошла Международная научно-практическая конференция «Современный взгляд на обучение русскому языку как иностранному: нейроаспекты». Председателем оргкомитета и спикером образовательной встречи выступила начальник управления образованием Центра международного сотрудничества Минпросвещения России Елизавета Хамраева.  В начале встречи всех поприветствовал проректор по развитию МПГУ, кандидат исторических наук, доцент Василий Страхов. Конференция состояла из 4 секций. На пленарном заседании свои доклады представили более 80 человек. «Конференция посвящена новому аспекту в преподавании РКИ – нейролингводидактике. Это обучение, которое учитывает возраст учащихся и особенности их развития. Все, что касается нейроаспектов, – это сегодня самая новая линия в изучении любого языка и в принципе в обучении», – отметила Елизавета Хамраева.  Представители научного педагогического сообщества рассмотрели вопросы методики обучения РКИ, преподавания русского языка детям-билингвам, детям-инофонам с точки зрения современных знаний в области нейропсихологии, нейрофизиологии, психолингвистики и цифровой нейропедагогики.  Завкафедрой лингводидактики РКИ и билингвизма МПГУ, профессор, доктор педагогических наук Елизавета Хамраева рассказала коллегам о современных нейрокогнитивных стратегиях и тенденциях в изучении русского языка как иностранного.  В программу конференции включили и дискуссии в формате круглого стола. Так, руководитель Интердома Ольга Матвиевская поделилась опытом работы с иностранными группами, приезжающими в ивановскую школу по краткосрочным образовательным программам.  По результатам конференции будет выпущен сборник, куда войдут работы спикеров.
Поздравляем мальчишек и девчонок всего мира, их родителей и педагогов с Международным днем защиты детей! Детство – не только самая волшебная пора жизни каждого из нас, но и время для учебы и открытий. Благодаря поддержке учителей у каждого ребенка есть возможность распознать свой талант и развить его, научиться новому и стать профессионалом в будущем. Пусть всем педагогам сопутствует успех в выполнении этой значимой миссии! Озорные, веселые, любимые и талантливые наши дети, ученики и воспитанники, с праздником вас! Пусть все ваши начинания завершаются победами! Желаем успешной учебы, верных друзей, отличных каникул и незабываемых впечатлений!
УЧАЩИЕСЯ ПРОЕКТА «РОССИЙСКИЙ УЧИТЕЛЬ ЗА РУБЕЖОМ» ПОСЕТИЛИ ПОСОЛЬСТВО ВЬЕТНАМА 30 мая старшеклассники встретились с представителями посольства Социалистической Республики Вьетнам в Москве. Группа вьетнамских школьников, два года изучающих русский язык в национальных школах вместе с педагогами проекта «Российский учитель за рубежом», завершила свое обучение в Интердоме. В течение месяца 20 иностранных школьников в сопровождении педагога проекта «Российский учитель за рубежом» Екатерины Козулиной и ее коллег из Вьетнама — Фам Тхи Хуен и Нгуен Тху Хьен — изучали русский язык и знакомились с системой образования России.  Во встрече приняли участие советник посольства, заместитель Посла г-н Доан Кхак Хоанг, Первый секретарь, представитель Минобразования и подготовки кадров Вьетнама в России г-жа Май Нгуен Тует Хоа, директор Фонда «Традиции и дружбы» г-н Нгуен Коук Хунг, представитель РГПУ им. А.И. Герцена во Вьетнаме г-жа Фам Тхань Суан, а также представители Центра международного сотрудничества Минпросвещения России.  Руководитель Центра международного сотрудничества Минпросвещения России Сергей Малышев рассказал коллегам об уникальных краткосрочных образовательных программах Интердома для детей и о проекте «Российский учитель за рубежом». «Проект реализуется в пяти школах Вьетнама второй год. Наши педагоги не только преподают русский язык как иностранный, но и активно занимаются внеучебной деятельностью. Выпускники учителей проекта поступают в лучшие российские вузы по квотам Правительства России. Это говорит о высоком профессионализме наших педагогов. Мы рады, что ученики смогли познакомиться с возможностями нашего образования и нашли новых друзей. Уверен, что они примут решение продолжить обучение в России. Ведь именно они будут определять отношения между нашими странами в будущем», — подчеркнул Сергей Малышев.  Стоит отметить, что участники встречи понимают и свободно говорят на русском языке, потому что когда-то учились в России.
Участники проекта «Российский учитель за рубежом» и представители Центра международного сотрудничества Минпросвещения России провели встречу с советником-посланником посольства России в Таджикистане Верой Хуторской. Встреча была организована при содействии и.о. руководителя представительства Россотрудничества Татьяны Мудровой. Диалог состоялся в русском пространстве Российско-Таджикского Славянского университета. Участники обсудили вопросы взаимодействия, итоги реализации проекта «Российский учитель за рубежом» в 2023/2024 учебном году и перспективы на следующий год. Таджикистан – первая страна, которая 8 лет назад пригласила педагогов проекта «Российский учитель за рубежом» преподавать русский язык и предметы на русском языке в национальных школах. На сегодняшний день в 19 школах Таджикистана ведут работу 73 преподавателя из России. Посольство России в Таджикистане и Россотрудничество будут оказывать содействие в дальнейшем развитии успешного проекта.
Сегодня в Республике Мали начала работу Международная конференция «Российско-малийское образование: билет в будущее». В рамках форума обсуждаются вопросы сотрудничества двух стран, а также реализация гуманитарных проектов. Инициатором и организатором конференции стала Ассоциация экономического сотрудничества со странами Африки. Форум проходит под патронатом Министерства высшего образования Мали, Министерства просвещения Российской Федерации, Ассоциации экономического сотрудничества со странами Африки, Агентства стратегических инициатив, совместно с Белгородским государственным технологическим университетом им. В.Г. Шухова и координатором образовательных проектов в России и Западной Африке «SCOLARIS FINANCE». Приветственный адрес участникам конференции направил руководитель Центра международного сотрудничества Минпросвещения России Сергей Малышев. Его зачитал Димитрий Власов – заведующий консульским отделом Посольства Российской Федерации в Республике Мали. «Совместные образовательные проекты дают возможность странам Африканского континента, в том числе и Республике Мали, устранить нехватку квалифицированных специалистов в приоритетных отраслях. Россия предлагает образовательные программы по востребованным в странах Африки специальностям в сфере медицины, точных наук, энергетическом секторе, аграрном и других», – отметил Сергей Малышев в своем приветствии.  В работе конференции принимают участие представители профильных министерств России и Мали, а также российских и малийских вузов. Среди них – Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. В повестке дня – вопросы цифровой коммуникации, работы образовательных платформ, адаптации российских программ для абитуриентов и возможностей получения среднего профессионального образования в России.  Итогом конференции станет выработка предложений по дальнейшему сотрудничеству России и Мали в сфере образования. Также будет дан старт переговорному процессу по заключению соглашений между вузами и операторами гуманитарных проектов двух стран.
К 225-летию со дня рождения великого русского поэта, основоположника современного русского языка Александра Сергеевича Пушкина наши друзья и партнеры из Всероссийского центра развития художественного творчества подготовили видеоурок в формате документального фильма «Сказочный мир А.С. Пушкина». Историк, культуролог, методист Центра Анна Эспарса рассказывает о детских и юношеских годах поэта в контексте эпохи XIX столетия, когда происходит становление русского гения. Педагог объясняет смысл цитат из различных произведений Александра Сергеевича, а также раскрывает роль друзей и близких в судьбе поэта. Особое внимание в видеоуроке уделено анализу феномена «Сказок» Пушкина. Иллюстрации художников, архивные документы, а также анимационные фрагменты делают урок познавательным и интересным для школьников и помогут учителям литературы, истории, мировой художественной культуры провести полезные тематические занятия. Скачать видеоурок можно по ссылке.
Вы работаете в русской школе за рубежом? Обучаете на русском языке иностранных детей? Учите их русскому языку? Расскажите о своих методиках и педагогических открытиях всему миру! Центр международного сотрудничества Минпросвещения России начал прием заявок на 4-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС «ЛУЧШАЯ РУССКАЯ ШКОЛА ЗА РУБЕЖОМ»! Успейте принять участие в самом масштабном проекте для русских школ!  «Всего за несколько лет конкурс «Лучшая русская школа за рубежом» стал крупнейшей площадкой для обмена опытом между учителями-русистами со всего мира. В прошлом году в нем приняли участие 840 конкурсантов из 54 стран», – сообщил руководитель Центра Сергей Малышев  В конкурсе могут принять участие зарубежные организации и филиалы российских организаций, а также учителя, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего и (или) дополнительного образования полностью или частично на русском языке.  Заявки принимаются в двух номинациях: «Лучший педагогический коллектив русской школы» и «Учитель-международник».  Этапы конкурса: — Регистрация участников ( 27 мая – 15 сентября ) — Отборочный тур ( 27 мая – 20 сентября ) — Полуфиналы в двух номинациях ( 31 октября и 1 ноября ) — Финал в Центре знаний «Машук», г. Пятигорск ( 7 – 10 декабря ) — Награждение победителей в Москве ( 11 декабря )  Присоединяйтесь и станьте частью сообщества лучших русских школ за рубежом!
Подписано соглашение о сотрудничестве между ФГБОУ «Центр международного сотрудничества Министерства просвещения Российской Федерации» и ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». Подписание состоялось в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей в современной российской школе» в Общественной палате Российской Федерации.  Свои подписи в документе поставили руководитель Центра международного сотрудничества Минпросвещения России Сергей Малышев и руководитель Института стратегии развития образования Максим Костенко.  Совместная работа учреждений будет направлена на усиление методической базы учебного процесса, которой смогут пользоваться российские педагоги, работающие в зарубежных школах. Кроме этого, в планах – взаимодействие по повышению квалификации педагогов и разработка предложений по модернизации российского образования.
О семейных ценностях и традициях, о воспитании детей высказывались великие классики русской литературы, легендарные деятели искусства, выдающиеся ученые, публицисты, политики, отечественные педагоги. В рубрике #СилаСлова, которая в 2024 году посвящена Году семьи, мы вспоминаем вдохновляющие и мудрые изречения, проверенные временем.
Презентация проекта «Российский учитель за рубежом» состоялась в Самарском государственном социально-педагогическом университете. Выпускники вуза узнали о миссии и работе гуманитарного проекта, а также получили приглашение присоединиться к команде российских педагогов, работающих в зарубежных школах. О проекте «Российский учитель за рубежом» студентам рассказали специалисты Центра международного сотрудничества Минпросвещения России. Они отметили, что педагоги проекта трудятся в 13 странах мира, преподают русский язык, литературу, другие предметы школьной программы, а также работают в начальных классах. Вниманием российских учителей охвачено более 130 тысяч иностранных школьников. Студенты Самарского ГСПУ также узнали о гарантиях для участников проекта, условиях трудоустройства, заработной плате, страховании, предоставлении жилья, помощи в оформлении визовых документов. Сейчас российские педагоги работают в Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане, Алжире, Сирии, Вьетнаме, Монголии, Египте, Сербии, Китае, Турции, Эфиопии, Ливане. География проекта постоянно расширяется. Также в рамках рабочего визита в Самарский ГСПУ специалисты Центра международного сотрудничества Минпросвещения России приняли участие в работе круглого стола с руководством вуза и представителями НКО, в ходе которого обсудили вопросы взаимодействия в продвижении русского языка на Африканском континенте.