Статьи
11 прочтений · 3 месяца назад
Календарь 1928 и 1945 года. Заметили разницу? До 1940 года в СССР, как и во многих странах мира, первым днем недели был выходной, воскресенье. Само слово неделя первоначально означало воскресенье, и следующие дни назывались по своему положению от недели - понедельник, после недели, вторник - второй, четверг - четвертый, пятница - пятый. Так было и остается во многих языках мира. Неделя - восходит к глаголу «не делать», что закрепляет особый, праздничный или выходной статус дня. Седьмым, а не первым днем недели воскресенье стало по Указу Президиума Верховного Совета от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», подписанному Калининым: «Перевести во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях работу с шестидневки на семидневную неделю, считая седьмой день недели – воскресенье – днем отдыха».
6 прочтений · 3 месяца назад
"Исследование истории" Арнольд Тойнби писал больше 25 лет. Труд, описывающий взлет и падение цивилизаций, подарил нам фразу о том, что цивилизации умирают от самоубийства, а не от убийства. Тойнби утверждает, что судьбу цивилизаций определяет их ответ на стоящие перед ними вызовы. Распадаться они начинают в тот момент, когда теряют моральную основу, а элиты становятся исключительно паразитическими, эксплуатирующими массы. И хотя Тойнби критиковали за преувеличение роли систем религиозных и культурных ценностей в ущерб важности экономических факторов, с годами он все больше убеждался именно в значимости духовного измерения. По Тойнби, цивилизации развиваются в ответ на проблемы, причем они не должны быть ни слишком серьезными, чтобы остановить прогресс, ни слишком благоприятными, чтобы остановить развитие. Творческое меньшинство реагирует на эти проблемы и обеспечивает процветание инертного большинства. Распад цивилизаций является следствием неизбежного греха высокомерия, гордыни и самоуверенности, что проявляется в таких вещах, как милитаризм и тирания доминирующего меньшинства. Это моральное разрушение влечет за собой карающее правосудие. Творческие люди, ставшие реакционерами, составляют уже не «элитное творческое меньшинство», а просто «элитное господствующее меньшинство». Окончательный упадок наступает, если в результате ударов не появляется новое духовно мотивированное меньшинство, предлагающее творческое лидерство и выводящее общество на новый уровень сознания и развития. Он понимает цивилизации не как неосязаемые или неизменяемые машины, а как сеть социальных отношений внутри своих границ и, следовательно, подверженную как мудрым, так и неразумным решениям. «Мы не обречены на повторение истории; мы можем своими собственными усилиями придать истории какой-то новый и беспрецедентный поворот. Как человеческие существа, мы наделены этой свободой выбора и не можем перекладывать свою ответственность на плечи Бога или природы», - пишет он.
6 прочтений · 3 месяца назад
Население Индии превзошло население Китая по численности. В Индии проживает 1.442 миллиарда, в Китае - 1.425 миллиарда. Население России - 146.150 миллионов человек
2 прочтения · 3 месяца назад
Костюмы средневековых пчеловодов сильно опередили свое время. В наши дни - самая мода
10 прочтений · 3 месяца назад
Та самая сторона Луны, которую не видно с Земли. Снимок Земли и Луны, сделанный космической обсерваторией Deep Space Climate Observatory satellite.
7 прочтений · 3 месяца назад
Маркиза де Монтеспан в образе Юдифи, рачительно придерживающей отсеченную голову Олоферна. А теперь еще раз: маркиза де Монтеспан, любовница Людовика XIV, которая родила от него семерых детей, в образе ветхозаветной героини Юдифи, молодой вдовы, которая спасла осажденную Иудею, отрезав голову соблазненному полководцу Навуходоносора Олоферну, пока он спал. Хорошенький намек. Шедевр Габриэля Ревеля написан в 1688 году, когда 48-летняя мадам де Монтеспан была уже пять лет как уволенной на пенсию с должности королевской фаворитки, а учитывая некрасивую историю, в которой она оказалась замешана под конец своей карьеры, такое сравнение не было опасным для художника. В скором времени картина будет выставлена на торги в Париже с эстимейтом 40–60 тысяч евро.
5 прочтений · 3 месяца назад
5 лет назад, 15 апреля 2019 года человечество чуть не потеряло одно из величайших сооружений нашей эры, собор Нотр-Дам-де-Пари. Говорят, что до разрушения шедеврального храма оставалось не более получаса. Считается, что первый камень Собора Парижской Богоматери был заложен в 1163 году. Задолго до того, как Виктор Гюго обессмертил Нотр-Дам-де-Пари своим готическим романом, здесь женились королевские особы и короновались правители Франции, здесь была причислена к лику святых Жанна д'Арк. Именно Нотр-Дам Наполеон избрал местом коронования себя как императора в 1804 году. К счастью, сегодня мы можем видеть почти завершившиеся работы по восстановлению собора, представшему почти в аутентичном виде, если не считать новой фигуры золотого петушка с реликварием с шипами из Тернового венца на его шпиле.
5 прочтений · 3 месяца назад
Инсталляция «Туалет», Илья и Эмилия Кабаковы. Фестиваль «Документа», Кассель, Германия, 1992 год Жили мы в коммунальной квартире, и все ходили в один туа­лет… Господи! Как построить и сохранить стену между собой и дру­гими, и чтобы «они», эти другие, только показывались над краем этой стены, но не прыгали ко мне сюда, вовнутрь отгороженного от них про­странства?
2 прочтения · 3 месяца назад
Валерий Александрович Дудаков, один из старейших и самых авторитетных коллекционеров России, стоявший у истоков созданного на основе крупнейших частных коллекций страны Клуба коллекционеров Советского фонда культуры в 1987 году, показал избранные работы своего собрания шестидесятников на открывшейся сегодня ярмарке Арт-Москва. Дудаков показывает картины как раз тех художников, с которых началась его коллекция в 1970 году: Владимир Немухин, Николай Вечтомов, Дмитрий Краснопевцев, Оскар Рабин, Борис Свешников, Владимир Вейсберг, Михаил Шварцман, Юло Соостер. Поколение шестидесятников-нонконформистов Валерий Александрович прекрасно знал лично, с очень многими дружил. Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства Арт-Москва проходит в Гостином дворе с 17 по 21 апреля. Это уже 21 сезон ярмарки.
2 прочтения · 3 месяца назад
Какие лекции посетить? Если вы задаетесь этим вопросом и находитесь в поиске интеллектуального досуга, советую присмотреться к ближайшим событиям в Москве. 🧩20 апреля 12:00 Лекция «Предчувствие Пасхи. Воскрешение Лазаря — Вход в Иерусалим». Лекторий музея Андрея Рублева по адресу: Андроньевская пл, 8. 🧩20 апреля 14:00 Лекция «Ольга Булгакова, Татьяна Насипова, Ксения Нечитайло» из цикла «Московские амазонки». Художницы 1970-х – 1980-х» Малый зал Новой Третьяковки. 🧩20 апреля 18:30 Центр междисциплинарных исследований Библиотеки иностранной литературы приглашает на лекцию «Сыновья и потомки: об истории ирландской семьи». Лекционный зал Центра культур англоязычных стран Библиотеки иностранной литературы. 🧩21 апреля 15:00 Лекция «Резцом, кислотой и кистью. Русская икона и западноевропейские гравюры XVI – XVII веков». Лекторий музея Андрея Рублева по адресу: Андроньевская пл, 8. 🧩21 апреля 14:00 Лекция из цикла "Из жизни старинной Москвы", посвященная различным зрелищным искусствам, распространённым в Москве в XVIII — начале XX века. Лекторий Государственного Исторического Музея. 🧩22 апреля 18:30 Семинар «Церковно-приходская жизнь русского зарубежья: будни и праздники (по материалам архивных фондов ДРЗ)» в Доме Русского Зарубежья. 🧩25 апреля 18:30 Лекция «Божественная комедия Данте в изданиях XV—XVI веков» в главном здании Российской государственной библиотеки, Музей книги. 🧩25 апреля 19:30 Лекция «Отцы-основатели соц-арта. Виталий Комар и Александр Меламид» из цикла лекций «Русское искусство 1960–2010-х. Версия Саши Обуховой» в лекторий музея Гараж. 🧩25 апреля 19:00 Лекция «Кузьма Петров-Водкин» Лекционный зал Инженерного корпуса Третьяковской галереи, Лаврушинский переулок, 12. 🧩27 апреля 14:00 Лекция «Эстетика авангарда» Зал «Пейзаж» (лекционное пространство) музея Аполлинария Васнецова.
2 прочтения · 3 месяца назад
АСТ-Нонфикшн подписывают контракт с наследниками руководителя Манхэттэнского проекта Роберта Оппенгеймера на публикацию в России его работ
1 прочтение · 3 месяца назад
Выставка «Всегда Зоя. Выставочный роман» в Центре Вознеского получилась очень цельной, хотя охватывает столько разных ипостасей Зои Борисовны: науку, журналистику, литературу, гражданственность, искусство, все перипетии XX века, истории великих людей, ставших частью ее жизни, историю ее семьи. На выставке представлены фотографии, письма, документы, книги, картины, переплетающиеся с воспоминаниями Зои Богуславской о том, каким был этот век.