83 подписчика
Непослушание должно быть публично оплачено - решил Дональд Трамп и объявил о введении с 1-го февраля 10-%- й пошлины на товары из ЕС. А с 1-го июня 2026 эта пошлина вырастит до 25%, если Гренландия к тому моменту все еще не будет принадлежать США.
Что это означает на практике?
Для ФРГ рынок США является одним из ключевых, если брать отдельные страны. Так, в далеком 2024-м году экспорт в денежном выражении составил порядка 131 млрд евро. В сытые годы ФРГ отправляла большому американскому брату комплектующие для средств передвижения, станки, фармацевтическую продукцию, оборудование для чтения и обработки данных. Впрочем, иногда ФРГ направляла американцам продукцию, по факту произведенную в Южной Корее или Китае, но доработанную в ФРГ.
В конце 2024-го года США внезапно осознали, что смысл покупать в ФРГ то, что можно купить в Южной Корее и слегка доработать дома - невелик. Кроме того, немецкие концерны, с одной стороны, уже вплотную занялись вопросом перевода немецкой экономики на военные рельсы, что само по себе снижало экспортные возможности, с другой - решило расширить объемы производства немецких товаров на немецких же заводах в США (зарабатывать же надо). Таким образом, указанные выше и некоторые другие факторы негативно повлияли на объемы экспорта из ФРГ в США.
Казалось бы, Трамп своим решением ваести 10-ти, а потом и 25-ти процентные пошлины рискует серьезно урезать доходы ФРГ и тем самым нанести по ней удар. Однако, все не так просто. Дело в том, что основной торговый партнер ФРГ - это все-таки ЕС. В лучшие времена 2/3 экспорта из ФРГ отправлялись преимущественно во Францию, Голландию, Польшу и Италию. Причем, доля экспорта в Польшу значительно увеличилась именно с 2022-го года. Еще одним крупным импортером немецкой продукции является Китай. Для ФРГ его роль в структуре экспорта крайне важна, несмотря на впечатляющий успех немцев на внутреннем рынке ЕС. Великобритания же также важна уже в силу того, что это несоюзный партнер немцев.
В контексте перехода немецкой (и не только немецкой) промышленности на военные рельсы и сокращения по естественным причинам экспорта в США, а также росте экспорта из ФРГ в Великобританию и страны ЕС, санкции Трампа представляются уже несущественными, демонстрирующими, скорее, политический пиар, чем реальную экономическую угрозу. Ведь даже после ввода санкций, для нужных США комплектующих, типа тех, которые Рейнметалл поставляет для Локхид Мартин, вне всякого сомнения будут сделаны исключения.
Более того, само требование передать США Гренландию в контексте планов по размещению там американского военного контингента для противодействия РФ в Арктике само по себе лишено смысла, тк американские военные уже много лет прекрасно чувствуют себя на пока еще датском острове и ограничений на численность и структуру военного присутствия в Гренландии нет.
Получается, что Трамп в случае с ФРГ фактически произвел холостой выстрел, направленный, скорее всего, на отвлечение внимания третьих стран от растущих поставок вооружений для Украины и создания у этих же третьих стран иллюзии ссоры между давними и верными партнерами: ЕС и США. А чем реально закончится мнимый конфликт, узнаем в ближайшее время.
2 минуты
18 января