Найти в Дзене
5911 подписчиков

Приграничный бизнес: как дешевый казахстанский бензин и дизель вывозят из страны в обход запрета


Цена на бензин и дизель в Казахстане в полтора, а то и в два раза ниже, чем у соседей. Этим пользуются, организуя нехитрый стартап: купить здесь, продать там. За день можно заработать десятки тысяч тенге, в приграничных районах этим промышляют многие. Насколько законно, выяснял Закон.КЗ

Бизнес-идея элементарная, основана на разнице цен на ГСМ, порядок которых сейчас, например, следующий (на АИ-92 и дизтопливо, соответственно, в пересчете на тенге):
- Казахстан – 205 и 295;
- Россия – 282 и 350;
- Кыргызстан – 381 и 425;
- Узбекистан – 493 и 550.

Раньше цифры были другие (инфляция), но разница сохраняется плюс-минус – с нулевых годов. Чем и пользовались: сначала трейдеры, а затем, когда государство официально "лавочку" прикрыло, периодически продлевая действие временного запрета на вывоз нефтепродуктов из РК, – дальнобойщики. Те, напомню, вывозили ГСМ прямо в бензобаках. А бензобаки у фур большие, так что хотя бизнес был и кустарным, вывозили в итоге немало.

Потом приструнили и дальнобойщиков, но предпринимательский энтузиазм у народа не иссяк. Бензин и солярку по-прежнему в обход запрета вывозят десятками тысяч тонн в месяц. Точных данных по всей стране в распоряжении редакции сейчас нет. Но можно представить масштабы на примере одного региона и доступной статистики.

Так, приграничная (с Кыргызстаном) Жамбылская область потребляет, по данным Минэнергетики, 13 тысяч тонн бензина АИ-92 в месяц. Однако, по данным отраслевых источников, ежемесячно в адрес получателей Жамбылской области отгружается 26-27 тысяч тонн бензина этой марки.

Куда же девается половина отгруженного топлива?

Она вывозится. Все теми же кустарями-"нефтетрейдерами" в бензобаках. Но теперь на легковушках. Впрочем, пусть "легкое" слово не обманывает. Исходя из этих цифр, из одной приграничной Жамбылской области вывозится в год в бензобаках около 150 тысяч тонн только бензина АИ-92. К слову, приграничных областей в РК – 14 из 17. А ведь есть еще такой замечательный бензин, как АИ-95. Не говоря уже о дизтопливе, которого в РК производится даже больше, чем 92-го. Помножьте: речь суммарно идет о нескольких миллионах тонн автомобильного топлива в год. То есть в бензобаках легковых автомобилей вывозят из страны, по сути, объем продукции одного из трех казахстанских НПЗ. Называйте на выбор: Павлодар, Шымкент, Атырау.

В Сети нетрудно найти видео с длинными очередями автомобилей на границах. Вот, например, картинка с пункта пропуска из РК в КР (фильм блогера Талгата Итаева; смотреть с 7:40). Но это, как следует из рассказа его информированного собеседника, не автопутешественники. А как раз продавцы топлива. Заправившись в Казахстане, они затем едут в Кыргызстан и там, по дороге в Бишкек, продают его всем желающим, выставив на обочине баклажки с бензином.

Это как один из способов; есть и другие. Например, действовать через "колхозные" АЗС – где реализовать топливо из-под полы. Или просто сливать в цистерну какому-нибудь местному дельцу, у которого затем односельчане будут отовариваться. Правда, во всех случаях эти схемы сложно провернуть без "крышевания" местными авторитетами – в той или иной степени криминальными.

Не суть (хотя кто знает). Главный вопрос: как людям удается вывозить бензин, несмотря на запрет?

Смотрите, в РК очередной временный запрет на вывоз нефтепродуктов действует с 29 марта 2024 года (сроком на полгода). Утвержден совместным приказом руководителей МЭ, КНБ, Минфина и МВД.

Исключение делается для смазочных масел, гуманитарной помощи, для лабораторных испытаний и т.п. Но также "за исключением вывоза в бензобаках, предусмотренных заводом-изготовителем автомобильных транспортных средств".

При этом в пункте 3 приказа специально оговаривается:
3 минуты