2071 подписчик
«Раньше живопись была интегральной частью здания, в котором находилась. Уникальность каждой картины была когда-то частью уникальности здания, в котором она находилась. Иногда картину можно было перенести из одного места в другое. Но её нельзя было увидеть в двух местах одновременно. Когда сегодня фотография воспроизводит картину, она уничтожает уникальность образа. В результате меняется его смысл. Вернее, его значение умножается и фрагментируется на много значений.
Можно спорить, что репродукции искажают, а оригинал картины остаётся уникальным. Увидев репродукцию, можно пойти и посмотреть на оригинал и увидеть - чего не хватало в репродукциях. Но уникальность оригинала картины теперь в том, что это оригинал, с которого делаются репродукции. Уникально теперь не то, ЧТО уникального в картине; уникально то, что это ЗНАМЕНИТАЯ КАРТИНА. Её значение теперь не в том, что она говорит, но в том, что она есть; её ценность зависит от её редкости и подтверждается её рыночной ценой. Но поскольку это все-таки «произведение искусства» - а искусство считается выше торговли - её рыночная цена считается отражением её духовной ценности. Однако, духовная ценность объекта может быть объяснена только в терминах магии или религии. А поскольку в современном обществе ни то, ни другое не является живой силой, «произведение искусства» окутано атмосферой «ложной религиозности». Произведения искусства подаются как святые мощи; они становятся внушительными, загадочными из-за своей рыночной цены.
«Поддельная религиозность», окружающая теперь подлинные произведения искусства стала подменой того, что потеряли картины, когда фотокамера сделала их воспроизводимыми. Её функция - ностальгия. Это последняя пустая заявка на продолжение ценностей олигархичекой культуры. Если образ более не уникален, то арт-объект должен быть мистически сделан таким.Большинство населения не ходит в музеи. Они принимают как аксиому, что музеи полны святых объектов, которые принадлежат к тайне им недоступной; другими словами произведения искусства являются привилегией богатых».
Это были отрывки из основополагающей книги Джона Бергера «Методы Видеть». Эта книга считается одной из важнейших книг человечества по искусству.
1 минута
12 августа 2024