Найти тему

«Раньше живопись была интегральной частью здания, в котором находилась. Уникальность каждой картины была когда-то частью уникальности здания, в котором она находилась. Иногда картину можно было перенести из одного места в другое. Но её нельзя было увидеть в двух местах одновременно. Когда сегодня фотография воспроизводит картину, она уничтожает уникальность образа. В результате меняется его смысл. Вернее, его значение умножается и фрагментируется на много значений.

Можно спорить, что репродукции искажают, а оригинал картины остаётся уникальным. Увидев репродукцию, можно пойти и посмотреть на оригинал и увидеть - чего не хватало в репродукциях. Но уникальность оригинала картины теперь в том, что это оригинал, с которого делаются репродукции. Уникально теперь не то, ЧТО уникального в картине; уникально то, что это ЗНАМЕНИТАЯ КАРТИНА. Её значение теперь не в том, что она говорит, но в том, что она есть; её ценность зависит от её редкости и подтверждается её рыночной ценой. Но поскольку это все-таки «произведение искусства» - а искусство считается выше торговли - её рыночная цена считается отражением её духовной ценности. Однако, духовная ценность объекта может быть объяснена только в терминах магии или религии. А поскольку в современном обществе ни то, ни другое не является живой силой, «произведение искусства» окутано атмосферой «ложной религиозности». Произведения искусства подаются как святые мощи; они становятся внушительными, загадочными из-за своей рыночной цены.
«Поддельная религиозность», окружающая теперь подлинные произведения искусства стала подменой того, что потеряли картины, когда фотокамера сделала их воспроизводимыми. Её функция - ностальгия. Это последняя пустая заявка на продолжение ценностей олигархичекой культуры. Если образ более не уникален, то арт-объект должен быть мистически сделан таким.Большинство населения не ходит в музеи. Они принимают как аксиому, что музеи полны святых объектов, которые принадлежат к тайне им недоступной; другими словами произведения искусства являются привилегией богатых».

Это были отрывки из основополагающей книги Джона Бергера «Методы Видеть». Эта книга считается одной из важнейших книг человечества по искусству.
«Раньше живопись была интегральной частью здания, в котором находилась. Уникальность каждой картины была когда-то частью уникальности здания, в котором она находилась.
1 минута