93 подписчика
11 августа 1471 года была поставлена жирная точка в очередной московско-новгородской войне. За месяц до этого в сражении на реке Шелони московская рать, руководимая князем Даниилом Холмским, наголову разгромила втрое более многочисленное, но плохо вооруженное и почти необученное новгородское ополчение. Деморализованной боярской верхушке города ничего не оставалось как просить мира любой ценой.
В этот день в Коростыни был подписан новый договор между Москвой и Новгородом.
Согласно ему, Новгород обязывался прекратить любые отношения с Литвой: "…А бытии нам от вас, великих князей, неотступными ни к кому… Мы отчина ваша".
Несмотря на сохранение вече, посадников и боярских вотчин, договор означал полную ликвидацию внешнеполитической независимости республики и судебно-административное подчинение власти Москвы.
Очень часто можно услышать, что шелонская битва и коростынский договор поставили крест на новгородской независимости. Однако это не совсем так. Юридически Новгород всегда признавал верховную власть великих князей - сначала киевских, а потом владимирских, выговаривая себе в "докончании" с очередным вступающим на престол широкую автономию во внутренних делах своей земли. Вольность же во князьях, о чем так много написано восторженных панегириков современными поборниками демократии, означала ничто иное как свободу выбора великокняжеского наместника. Ни более и не менее. Война же 1471 года как раз и была вызвана попыткой "литовской партии" среди бояр Новгорода убрать верховную власть Москвы вообще. Не получилось...
1 минута
11 августа 2024