122 подписчика
Во все времена главным качеством офицера на ряду с профессионализмом неизменно является его отношение к простому солдату.
То, что довелось видеть в ходе вооруженных конфликтов современной истории, начиная с конца 80-х, для меня подтверждает тот факт, что в нашей армии беспримерное количество командиров, которые ценят жизни своих солдат, относятся к ним по-отечески. По-отцовски.
Могу вспомнить многих из тех, кого знал лично. И офицеров, и генералов, которых видел среди солдат и в бою. Это командующие 58 армией: Трошев, Шаманов, Герасимов. Все они были разными очень, но это их объединяло. Много было примеров, когда они находились в боевых порядках атакующих подразделений, плечом к плечу с рядовыми во время боёв за суверенитет России на Кавказе.
А ровно 16 лет назад, 9 августа 2008 года командующий 58 армией генерал Хрулёв вместе с двумя сотнями солдат пошел на прорыв к Цхинвалу и получил ранение в ближнем городском бою.
Яркий пример, который вспоминаю, это генерал-майор Малофеев, Герой России (посмертно), заместитель командующего группировкой "Север", только назначенный заместителем командующего 58 армией, который во время штурма Грозного в критический момент боя пошел впереди простых солдат с автоматом в руках, чтобы поднять их боевой дух, хотя, должен был в далёком тылу при своей должности и звании находиться. В том бою он пал смертью храбрых. Таких примеров в других армиях просто нет.
Ещё пример, начальник разведки 58 армии, Герой России (посмертно), наш местный, владикавказец, полковник Стыцина Александр Михайлович, который во время прорыва боевиков из Первомайского приказал подчинённым отойти, остался прикрывать их отход с двумя разведчиками и был сражён выстрелом из гранатомёта.
Это современная Россия. А если вспомнить историю, истоки, помните в учебниках, Куликово поле, когда князь Дмитрий Донской, переодевшись в простого ратника, вместе с обычными воинами бился, без личной охраны, без привилегий.
И очень яркий массовый пример, это времена легендарного Суворова. Штурм Измаила. Нынешняя Одесская область, кстати. На это не обращается внимание в учебниках истории, но задумайтесь, что перед боем в числе 31 тыс. русских воинов было всего 600 офицеров. А после битвы в числе 4 тыс. погибших русских было… 450(!) офицеров! То есть при 13% погибших от общей численности солдат, погибло почти 80% офицеров! А ведь практически все они были из дворянского сословия и шли на турецкие сабли и свинец впереди своих солдат, которые были, как известно, практически все крепостные. В подобных сражениях это не может быть объяснимо с точки зрения тактики.
А в советское время, в годы Великой Отечественной, когда в особо тяжёлые периоды генералы, командиры, были в бою, в самом пекле вместе с солдатами.
...
И сегодня, в ходе СВО, офицерский состав несёт тяжелейшие потери именно потому, что командиры вопреки тактике в этой тяжелейшей обстановке идут плечом к плечу с подчинёнными.
Яркий трагический пример - потери командного состава батальона героической Владикавказской пехоты в первые дни спецоперации: пал смертью храбрых комбат, подполковник Руслан Гашиятуллин, два командира роты, капитаны Аслан Паунежев и Андрей Максимов, замкомандира роты старший лейтенант Цырен Балданов...
Это настоящие командиры, отечественная военная элита, благодаря которым во все времена является честью носить офицерский мундир.
2 минуты
9 августа 2024