782 подписчика
Еще 20 рублей сверху — и на крыше появляется багажник. Первый признак частного автомобиля.
Вплоть до конца 1960-х годов — «Волга» — главный советский автомобиль. Не только по статусу, но и по количеству на дорогах. 21-я стала первой советской моделью, чей тираж превысил 600 тысяч экземпляров. И хотя «Москвичи» и «Волги» выпускали почти в равных количествах («Запорожцев» тогда делали заметно меньше), но треть московских малолитражек уходит на экспорт, за границу. Мимо советских граждан и советских дорог.
Горьковских машин за рубеж отправляется не так много — для большинства стран Европы «Волга» слишком массивный и тихоходный автомобиль. Вдобавок, к середине десятилетия уже порядком устаревший. Главные зарубежные рынки «Волги» — это Азия, Африка, соцлагерь и, как ни странно, Скандинавия с Финляндией. В последних «Волги» служат в такси — созданный для плохих дорог и хорошего бездорожья русский автомобиль просто прирожден для тяжелой таксомоторной службы.
Именно зарубежный рынок дважды диктует смену облика 21-й. В самом начале выпуска машина выходит с завода с массивным брусом облицовки радиатора, увенчанным звездой. Решение спорное и заведомо устаревшее, из первой половины 1950-х. Но «Волга» задумывалась ее создателями совсем не такой — просто первоначальный вариант зарубил на кремлевском показе маршал Жуков и дизайнеры спешно придумали вот ту самую звезду, взяв из запасов ими же и отвергнутый ранее вариант. Жукова отправляют в отставку через пару лет и волюнтаристскую звезду на облицовке радиатора в 1958 году оперативно меняют на оригинальное оформление с «акульей пастью». И вовремя — «жуковская» звезда добавляла к возрасту машины сразу несколько лет и сильно печалила зарубежных импортеров — такая «Волга» слишком отдавала коммунистической пропагандой отпугивая клиентов.
«Акулья пасть» была лишена идеологических мотивов, но тоже быстро устарела в начале 1960-х годов. Попытки зарубежных партнеров самостоятельно омолодить «Волгу» вышли не слишком удачными, поэтому в Горьком подготовили свой вариант рестайлинга — простой и лаконичный «китовый ус». С ним 21-я проживет последние восемь лет жизни, вплоть до 1970 года, постепенно превращаясь из консервативной в откровенно устаревшую модель. Вскоре попытки продавать 21-ю за границу превращаются в чистую формальность. Берут ее в основном лишь за низкую цену.
Но в СССР иные правила жизни. Вплоть до 1990-х годов, даже спустя 20 лет после снятия модели с производства — 21-я оставалась именно транспортным средством. Прочным, надежным, железным. Который мог вынести и вывести все — от бездорожья провинции и до урожая на рынок. И только в последние два десятилетия 21-я превратилась в коллекционный автомобиль. Овеянный кинематографической славой кинокартин «Три плюс два», «Ошибки резидента», «Трех тополей на Плющихе», «Бриллиантовой руки» и, конечно, «Берегись автомобиля — главного фильма про главный автомобиль страны.
Последние такси ГАЗ-21Т уйдут с дзержинских улиц в 1975 году. За характерный окрас крыши их называли "Красными шапочками"
#дзержинск
2 минуты
1 августа 2024