Найти тему

неистово, до остервенения.


«Меня долго на фронт не хотели брать. Я ходила-ходила в военкомат, и только через год меня взяли. Говорили, что нас будут «обстреливать», и мы сидим, ждём: когда же этот обстрел начнётся? А когда на фронт приехали, нас не к винтовкам, а к котлам приставили, к корытам. Девочки все моего возраста, худенькие, маленькие, а тут дрова тягаем, печки топим, воду таскаем... Потом золу эту берём и в котлы вместо мыла, потому что мыло привезут, и тут - оно кончилось. А бельё грязное, вшивое, в крови... Однако, стиркой дело не заканчивалось. Целые горы тяжеленного белья приходилось выжимать и вывешивать на просушку...», - вспоминала сержант Светлана Катыхина, боец полевого банно-прачечного отряда.
Другая работница прачечного отряда, Александра Крылова, вспоминала, что бельё и форму им часто привозили без рукавов и штанин, с дырами от пуль и осколков. «Очень тяжело было брать его в руки. Мы стирали его и плакали…»
Пробитое пулями и осколками бельё чинили на скорую руку на месте или отсылали в тыл, где его штопали и снова выдавали бойцам.
Особенно важным было обстирывать полевые госпитали - там, кроме одежды, стирались ещё и простыни, и бинты, и тряпки. В тяжёлые времена, когда перевязочный материал был в дефиците, кипятили и выбеливали уже отработанный и пускали в новый оборот. Чтобы понять, какой объём работ приходилось выполнять одному банно-прачечному отряду, можно обратиться к данным, сохранившимся со времен советско-финской войны. За неполные 4 месяца военных действий, через руки банно-прачечного отряда прошло почти 7 000 000 кг белья, а ведь это в среднем по 58 тонн в день! Сегодня сложно даже представить такие объёмы. И это при том, что в распоряжении тружениц не было привычных сегодня стиральных машин, современных средств для стирки белья и даже перчаток. Да, были специальные стиральные барабаны, которые нужно было крутить вручную, но за раз такие приспособления могли выстирать максимум 20 единиц белья, а крутить их приходилось минимум по полчаса. После стирки в нём бельё вручную выгружалось, отжималось и развешивалось на сушку. И дальше по новому кругу с другой партией…

Высушенная и потрескавшаяся кожа рук, ноющая спина, появившийся артрит, частые простуды из-за сырости - всё это было обычным делом для прачек на фронте. При этом нередко помимо стирки и глажки белья женщинам приходилось участвовать и в боевых действиях. «Мы одевали солдат, обстирывали, обглаживали – вот какое наше геройство, - делилась воспоминаниями прачка, рядовая Анна Горлач. - На лошадях ехали, мало где поездом, лошади измученные, можно сказать, пешком до самого Берлина дошли. И если так вспомнить, то всё, что надо, делали: раненых помогали таскать, на Днепре снаряды подносили, потому что нельзя было подвезти, на руках доставляли за несколько километров. Землянки копали, мосты мостили... Попали в окружение, бежала, стреляла, как все. Убила или не убила, не скажу. Бежала и стреляла, как все».
А Валентина Братчикова-Борщевская, бывшая в войну замполитом полевого прачечного отряда, вспоминала случай, когда прачки взяли в плен двух немцев.

«Восьмое марта 45-го года. Мы устроили себе праздник. Чай. Какие-то конфеты раздобыли. Выходят мои девчата на улицу и вдруг видят: идут из леса два немца. Волокут за собой автоматы... Раненые... Мои девчата окружили их. Ну и я, как замполит, конечно, написала в донесении, что сегодня, восьмого марта, прачки взяли в плен двух немцев. Назавтра у нас было совещание командиров, и начальник политотдела первым делом объявил: «Ну, товарищи, я хочу вас обрадовать: скоро конец войне. Вчера прачки из 21-го полевого прачечного отряда взяли в плен двух немцев». Все захлопали...»
Шутливо называли бойцы банно-прачечные отряды «мыльными
пузырями», но эти женщины вынесли на своих плечах немало тягот и ужасов войны. Инфекционные заболевания угрожали воинам не меньше, чем немецкие бомбы и снаряды, но эпидемий, которые грозной тучей нависли над Красной армией в начале войны, удалось избежать. В этом огромная заслуга врачей, санитаров, сестёр. И – женщин из банно-прачечных отрядов. Это их стараниями
3 минуты