23,4K подписчиков
Возникновение иконы Богоматери «Троеручица», согласно преданию Церкви, связано с событиями из жизни преподобного Иоанна Дамаскина. В VIII веке борцу за иконопочитание Иоанну по ложному обвинению отрубили правую руку. По молитве невинно осужденного к Богоматери рука приросла обратно. В благодарность Иоанн Дамаскин приложил к иконе Богоматери, перед которой молился об исцелении, серебряное изваяние кисти правой руки.
Со временем святой принял монашеский постриг и удалился в Лавру преподобного Саввы Освященного, где икона Богоматери, от которой он получил исцеление, получившая впоследствии название «Троеручица», находилась несколько столетий.
В XIII веке икона была перенесена св. Саввою Сербским в Сербию, позднее оказалась в Хиландарском монастыре на Афоне, где и сейчас пользуется исключительным почитанием. В этом монастыре перестал избираться игумен, делами монастыря управляет проигумен, а благословение на церковные службы иноки берут именно у образа «Троеручицы».
В России Богоматерь «Троеручица» прославилась в годы правления патриарха Никона, при котором в 1661 году был принесен список с афонской чудотворной иконы. Образ был помещен в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря.
В XVIII–XIX вв. в России почиталось несколько икон «Троеручицы». На иконах иногда изображался серебряный вотив, приложенный Иоанном Дамаскиным, иногда — как бы третья рука Богоматери.
Этот образ — келейная икона Евдокии Федоровны Лопухиной (1669-1731), входившая в состав надгробного иконостаса царицы в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.
—
Икона «Богоматерь Троеручица». Москва, 1680-е гг. Золото, запоны, жемчуг, камни, дерево, левкас, темпера, шитье жемчугом, темпера, гравировка
11 июля
144 просмотра