419,1K подписчиков

По русским понятиям, кончина могла быть «правильной» и «неправильной». И пуще всего русский человек опасался умереть «неправильной» смертью. К таким смертям относились гибель от несчастного случая – например, если человека убивало молнией, он замерзал на морозе, тонул, сгорал на пожаре, а тем паче умирал от пьянства, становился жертвой убийства или кончал жизнь самоубийством. «Христианская» кончина подразумевала обязательное покаяние перед смертью. Считалось, что тот, кто умер без покаяния, может превратиться в так называемого «заложного» покойника. Термин был введен в начале XX века известным русским этнографом Д.К. Зелениным, который выяснил, что данное верование сформировалось еще в древнеславянскую эпоху и сохранилось на Руси в христианский период.

Елена Левкиевская в книге «Мифы русского народа» пишет: «Главным признаком “неправильной” смерти является то, что умерший не изжил своего века или вообще жил неполноценно, например, не вступил в брак, не оставил потомства. Таковы, например, мертворожденные дети, дети, загубленные матерями или умершие некрещеными. “Неправильными” покойниками становятся и те, кто при жизни знался с нечистой силой, — ведьмы, колдуны, и те, кого прокляли родители. Все они — нечистые покойники, они недостойны обычного погребения и поминовения и очень опасны для живых. Именно из таких покойников, как верят в народе, получаются упыри, русалки, кикиморы и многие мелкие демоны».
По русским понятиям, кончина могла быть «правильной» и «неправильной». И пуще всего русский человек опасался умереть «неправильной» смертью.
333 просмотра