419K подписчиков

Александр Солженицын писал о Сталине: «Что-то приятное находил он <...> в игре слов, напоминающей старый мир: чтобы были не "заведующие школами", а директоры; <…> а гимназистки чтоб учились отдельно от гимназистов и носили пелеринки». Система образования в 40-е годы отказалась от многих нововведений большевиков.

В 1940 г. вышел указ «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР». В Москве и Ленинграде родители старшеклассников должны были платить 200 руб. в год, в других населенных пунктах – 150. За вузовское обучение плата была в два раза выше. Уже в 1941 г. список специальностей, освобожденных от платы, и категорий учащихся, имеющих право на стипендию, начал расширяться. Но полностью отменили плату только в 1956 г.
Стране нужны были рабочие руки – производство росло, дело шло к войне. Для властей количество людей у станка было важнее, чем количество получивших полное образование. Однако и тех, кто мог оплатить обучение, ждали перемены.
В 40-е в школы вернулись экзамены, домашние задания, единая программа с обязательным набором изучаемых предметов, школьная форма (напоминающая гимназическую). В старших классах вновь начали изучать латынь – вышли специальный учебник и хрестоматия - в университетах реанимировали классические отделения и стали набирать будущих учителей.
Перед войной Сталин пожаловался профессору Асмусу, что его комиссары «не умеют думать», и реабилитировал логику как науку, поручив ученому разработать программу курсов для управленцев. После войны Сталин пошел еще дальше – логику и психологию решено было преподавать в школах. В «Учительской газете» в 1946 г. было опубликовано постановление: «ЦК ВКП (б) признал необходимость ввести <…> преподавание психологии и логики в выпускных классах средней школы». Новую политику объяснили так: «Изучение логики мышления является необходимой ступенью для изучения диалектической логики».
Александр Солженицын писал о Сталине: «Что-то приятное находил он <...
143 просмотра