Иван-да-Марья. Миф об инцесте


Легенда о происхождении необычного цветка, у которого половина цветов желтая, а половина - синяя гласит, что это брат и сестра, не знавшие друг друга или расставшиеся в детстве и не узнавшие друг друга. Они встретились, влюбились, поженились и только после этого узнали об инцесте. Тогда, чтобы не грешить, но одновременно с этим никогда не расставаться они обернулись полевым цветком.

Эта история популярна среди всех восточных славян. А теперь переходим к самому интересному: анализу:

👉 Инцест порицаем?

Скорее всего нет. Афанасьев в своих «Заветных сказках» неоднократно упоминает инцест, как норму (не брак, а добрачную связь). Более того, в других индоевропейских религиях мы так же видим мифы о любви брата и сестры (часто близнецов), являющимися космогоническим мифом, то есть мифом о творении мира

Индийские Яма и Ями. При этом Ями вводит осень интересный аргумент в пользу таких связей: они были вместе во чреве матери и им нельзя разлучаться (для сравнения в некоторых племенах Африки убивали разнополых близнецов, считая, что у них был инцест до рождения). По сюжету Яма отвергает любовь сестры, но исследователи считают, что это поздняя брахманистская морализаторская вставка и изначально брак предполагался.

Скандинавские боги плодородия Фрейя и Фрейр. Ситуация та же: Локи насмехается над богиней за связь с братом, однако, отмечается, что среди ванов такие отношения считаются нормой.

Иванов и Топоров считают, что рассказ об Иване да Марье - редуцированный космогонический миф и на самом деле боги путем инцеста (как Уран и Гея) творят мир.

👉 Кто такие Иван и Марья?

Обряды связанные с этими персонажами приходятся на Купалу, поэтому образ Ивана вычисляется легко - это Иоанн Креститель. Иванов и Топоров считают, что древнее название праздника - Ярило, поэтому проводят такую параллель Иван = Купало = Ярило, то есть персонификация праздника.

С Марьей сложнее. По всей видимости это имя происходит от Девы Марии. Возможно ее языческий аналог - Мара. Мара - не богиня подземного мира, а тоже персонификация то ли весеннего (Масленица) то ли летнего (начало июля) праздника.

👉 Кто желтый, а кто фиолетовый?

Топоров и Иванов считают, что Марья - персонификация воды, а Иван - огня, хотя большинство легенд отмечают, что Иван фиолетовый, а Марья - желтая.

Интересно? Больше мифов разбираем в книге «Славянское язычество: что мы о нем знаем?», заказывайте: https://nuta.su/slavane_book
Иван-да-Марья.