Найти тему
10,7K подписчиков

Наткнулся тут на очередной ш-шедевр из соцсетей: оказывается-то, у американцев уже в 1930-е годы на автомобилях во всю были кондиционеры !.. Ага, были. Правда, это не совсем те кондиционеры, о которых подумал автор того поста... а точнее говоря - прямо совсем не те.


То есть, да - опция автомобилей Nash 1938 года и правда называлась Weather Eye Conditioned-Air System. Но "кондиционировала" (буквальный перевод - обрабатывала) она воздух только в одном направлении: в сторону нагрева. Иными словами - это был обычный отопитель с забором воздуха снаружи автомобиля через лючок, расположенный перед лобовым стеклом. Что по тем временам уже могло считаться революцией, потому что до этого "печки" просто гоняли по кругу застойный салонный воздух, подогревая его - а вентиляция осуществлялась обычно опусканием стёкол, форточками либо откидыванием лобового стекла. "Нэш" же первым объединил оба этих процесса в один - что со временем стало стандартным решением.

Самая мякотка - в том, что в том же самом посте тому же самому автору ещё и хватило ума нагадить на систему отопления "Победы". Мол, а у "клятiх коммуняк" даже через десять лет была какая-то фигня. На самом же деле речь идёт про систему, полностью функционально аналогичную нэшевской (и в целом большинству автомобилей тех лет); далее идёт цитата из Руководства по эксплуатации "Победы", которая по сути повторяет описание из рекламы "Нэша", прямо по пунктикам:

"Встречный поток воздуха во время движения автомобиля входит в кузов через открытый люк, проходит через фильтр и подогревается в радиаторе. Нагретый свежий воздух поступает в кузов автомобиля. Во время работы системы отопления в кузове создается небольшое избыточное давление, под действием которого воздух через неплотности идет не в кузов, а из кузова. При такой системе предотвращается попадание в кузов холодного воздуха через различные его неплотности."

И точно так же, как у "Нэша", вентилятор тут работал только на обдув лобового стекла (Defroster) - а "в ноги" тёплый воздух поступал из отопителя самотёком.

Так что да - на "Победе" тоже стояла "система кондиционирования воздуха" ! В принятом в то время смысле этих слов...

Автомобильный кондиционер в современном смысле был запатентован в 1937 году под названием "охладительный агрегат для автотранспорта" (патент U.S. 2,099,227) - однако его автор предлагал использовать в качестве хладагента довольно токсичный дихлорметан, так что, пожалуй, даже к лучшему, что проект так и остался не реализован. Эксперименты с "системами охлаждения" в те годы и правда велись, но в некое подобие коммерческого продукта они превращались лишь в единичных случаях.

Например, "Пакардом" всего два года (1940 и 1941) предлагался в качестве заводской опции фреоновый кондиционер Weather Conditioner Mechanical Refrigiration. Но за него просили от $275 до $310 (за $299 можно было купить новенькую малолитражку Crosley в самой дешёвой комплектации), а его агрегаты были разбросаны по всему автомобилю - от подкапотного пространства до багажника (последняя иллюстрация). Естественно, ни о какой массовости и речи не шло - всё ограничилось небольшим количеством лимузинов и седанов преимущественно люксовой 180-й серии.

На протяжении 1950-х годов появились хорошо отработанные серийные системы, что позволило сделать их доступными уже не только на самых роскошных машинах, но и на просто дорогих, а потом и на среднедорогих "премиальных". Но даже к началу 1960-х кондиционеры в Штатах стояли лишь примерно на 20% автомобилей - хотя на богатом и жарком юго-западе страны, т.е. в первую очередь - в Калифорнии, их процент был существенно выше. Да что уж там, даже обычный отопитель на "Фордах" всё ещё оставался опцией (а чтобы он ещё и умел подогревать наружный воздух - надо было ещё немного доплатить); хотя чтобы заказать машину без него, надо было быть ну очень смелым человеком и совсем не думать о её последующей продаже.

Массовое же распространение "кондеев" пришлось и вовсе на 1970-е годы, когда тренд в американском автомобилестроении окончательно сменился с моды на "спортивность" на комфорт и показную роскошь.
642 просмотра