936 подписчиков

...Но истинный муж, великий муж все еще не хочет появиться,— жалуется «Reforme», — а

ситуация ухудшается с каждым днем.
 «С одной стороны, растет промышленный и торговый кризис. С другой стороны, растет
ненависть, и все стремятся к противоположным целям. Те, которые до 24 февраля были угнетены, ищут свой идеал счастья и свободы в представлениях о совершенно новом обществе.
Те, которые господствовали при монархии, думают лишь о том, как бы вернуть обратно
свою власть и воспользоваться ею с удвоенной жестокостью».
 Как, неужели «Reforme» занимает позицию между этими резко противостоящими друг
другу классами? Поднялась ли она хотя бы до смутного понимания того, что классовые противоположности и классовая борьба исчезнут лишь с исчезновением классов?
 Нет! Только что она признала наличие классовых противоположностей. Но классовые
противоположности покоятся на экономических основах, на существующем до сих пор материальном способе производства и обусловленных им отношениях обмена. «Reforme» же не
знает лучшего средства изменить и уничтожить эти противоположности, как отвратить свой
взор от их действительной основы, а именно от этих материальных отношении, и ринуться
вспять, к обманчивым высям республиканской идеологии, т. е. к поэтическому февральскому
периоду, из которого ее насильственно вырвали июньские события. Послушайте только:
 «Самое печальное в этих внутренних распрях — это угасание, утрата патриотических, национальных чувств», т. е. именно тех иллюзий, посредством которых оба класса придавали
своим определенным интересам, условиям своей жизни патриотическую и национальную
окраску. Когда они это делали в 1789 году, действительная противоположность между ними
также еще не получила развития. То, что тогда являлось соответствующим выражением существовавшего положения, теперь означает лишь уклонение от признания ныне существующего положения. То, что тогда являлось еще живым телом, ныне превратилось в мощи.
 «Очевидно, — заключает «Reforme», — Франция страдает от глубоко укоренившегося
зла, но оно не является неизлечимым. Оно проистекает из сумятицы идей и нравов, из забвения справедливости и равенства в общественных отношениях, из губительного влияния
эгоистического воспитания. В этой области и следует искать средств для преобразований. А
вместо этого прибегают к материальным средствам».
 «Reforme» переводит вопрос в область «совести», и болтовня о нравственности служит
теперь исцеляющим средством от всех зол. Стало быть, противоположность между буржуазией и пролетариатом проистекает из идей этих двух классов. Но откуда происходят эти идеи? Из общественных отношений. А откуда возникают эти отношения? Из
материальных, экономических условий жизни враждующих классов. По мнению «Reforme»,
обоим классам пойдет на пользу, если они перестанут сознавать свое действительное положение и свою действительную противоположность, одурманивая себя опиумом «патриотических» чувств и фразеологии 1793 года. Какая беспомощность!
Написано К. Марксом 2 ноября 1848 г.
Напечатано в «Neue Rheinische Zeitung» № 133,
3 ноября 1848 г.
Печатается по тексту газеты
Перевод с немецкого.

 Стр. 518-519.

 Больше постов и видео: ht.me/...rn9