"Я заметил, что человек легко принимает навязанные ему условия игры. Если в нем развивать и поощрять низменные чувства, да еще обставлять их высокими словами, то доносчик увлекается и даже гордиться этим начинает. А если пресечь подлость в самом ее начале, то ей и не прорасти. (...)

В роте было пять учебных взводов и, соответственно, пять замкомвзводов. Во время службы, понятное дело, между ними случались какие-то трения, недоразумения, а уже скоро разъезжаться. Не хотелось им увозить обиду друг на друга. Вот и пришли они все вместе к старшине и предлагают: – Старшина, всем нам скоро расставаться, надо как-то по-человечески проститься. Давай купим водочки и у тебя в каптерке ночью посидим. Старшина поддержал и организовал стол. Посидели ребята, попросили друг у друга прощения, обнялись, расцеловались и, довольные собой, пошли отдыхать. А наутро ротный строит подразделение и говорит: – Ну что вы за люди такие?! – И рассказывает всей роте историю о том, как пятеро замкомвзводов решили перед отъездом помириться и хотя бы один раз за службу почувствовать себя боевыми товарищами. После того как они уже разошлись по койкам и легли спать, то стала им каждому приходить в голову одна и та же мысль, что я-то вот, конечно, ничего ротному об этом ночном распитии не доложу, а ведь Иванов-то доложит, а уж Петров, так тот точно застучит. Пожалуй, нужно их опередить. – И что вы думаете? – продолжает ротный. – Все пятеро ваши командиров пришли ко мне еще до подъема, и каждый настучал на остальных. Ну вот что вы за люди такие? Как же вы на гражданке жизнь продолжите?" (А. Дьяченко "В круге света").

Меня это наблюдение священника-писателя заставило задуматься. В течение нескольких лет читаю лекции об особенностях мышления, западноевропейцев, об их цивилизации, породившей Киевскую хунту и феномен предательства, столь блестяще описанный в повести "Тарас Бульба".

По этому поводу вспоминается, что в детстве, когда ходил во французский лицей наряду со школой при посольстве СССР во Франции, то удивлялся, как культивировалось доносительство во французской системе образования. Как только кто-то начинал списывать, большинство учеников показывало на него пальцем и начинало громко шипеть. Правда, во французской армии я такого уже в молодые мои годы не замечал. Но то армия... А вот западное гражданское общество действительно держится на культуре конформизма, доносах друг на друга, остракизме и прочих радостях, от которых мы вроде бы сумели избавиться в постсоветский период.

Меркантилизм, доведённый до принципа, массовая бездуховность, зашоренность и одновременно презрение к другим цивилизациям - такова изнанка западного мира.
840 просмотров