54 подписчика
✨Дорогие друзья, сегодня мы поговорим о работах одного из ярких представителей самого крупного в истории раннего авангарда объединения «Бубновый валет» (1911), художника Серебряного века Ильи Машкова.
♦️Художники специально придумали такое провокационное название - «Бубновый валет» - для своего общества (сначала для одноименной выставки 1910–1911 годов). Бубновыми тузами тогда называли каторжников, а валетами — мошенников. Несколько позднее появилось иное, более мягкое толкование: "валет - молодость, а бубны - цвет".
👩🎨Участник объединения Илья Машков вспоминал: «Название нравилось большинству участников <…> тем, что оно вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, и купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления, брезгливости…»
🖌️Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма, так и реализма XIX века. Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле Сезанна (постимпрессионизм), Матисса (фовизм и кубизм).
🎨Илья Машков – один из наиболее дерзких новаторов русской живописи начала ХХ века. Ценя классическое мастерство, он смело полемизировал с привычными вкусами, шокируя публику самыми откровенными провокациями.
🖼️Необычную работу огромного размера — почти три на два метра — «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» воспринимали как серьёзный манифест нового направления и как пародию на традиционное искусство. Динамичность, яркие и плотные цвета, упрощенные формы и нарушенная перспектива — в «Автопортрете» автор воспроизвёл все эти черты художественного направления.
В парном портрете автор изобразил себя и Петра Кончаловского, своего друга и соратника по поискам нового языка живописи. Вообще «валеты» чаще писали именно мужские образы, а позже у авангардистов сложился целый культ мужского начала.
🖼️Исключением стала работа Ильи Машкова «Обнаженная». Здесь художник рассматривает женскую фигуру как ... часть интерьера. Поза модели преисполнена значительности. Кажется, что она застыла в неподвижности. Как и у Сезанна, она вызывает ассоциации с камнями и скалами. Художник не только «огрубляет» натуру, но, не задумываясь, допускает незначительную деформацию форм человеческого тела.
🏛️Репродукцией картины Ильи Машкова «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» (1910) из собрания Русского музея можно полюбоваться на планшетной выставке #Сокровищница_России_Русский_музей, а оригинальной работой художника «Обнаженная» (1911) – на выставке живописи, графики и скульптуры «На одной воле… Русскому музею – с благодарностью…» в Таганрогском художественном музее (ул. Алексанровская, 56).
2 минуты
15 июня 2024