Найти тему
5,8K подписчиков

Продолжаем следить за тем, что происходит в Нижнем Новгороде. А происходит забавное – Бюро 1440 объявило о партнерстве с РЖД и Аэрофлотом. Предполагается, что в будущем, когда у Бюро 1440 будет достаточно спутников, именно его услуги будут лежать в основе Wi-Fi в самолетах и поездах. Произойдет это объективно нескоро, Максут Шадаев, наш профильный министр, традиционно источает оптимизм и говорит о 2028 годе. Но в реальности все может сильно затянуться, и вот почему.


Во-первых, мало запустить группу спутников – требуются наземные терминалы. И если с абонентскими устройствами (думается) проблем особых не будет, то к приемным терминалам, размещаемых на вагонах и самолетах, требования совершенно иного порядка. Конечно, тут есть возможность сразу заколлабиться с ОАК и сделать так, чтобы на SSJ и MC-21 сразу ставили терминалы Бюро 1440 (с антеннами, а это непростая инженерная задача), но тут сразу возникает вопрос – кто за все это роскошество заплатит. За Wi-Fi на борту и в поезде, как показали неоднократные попытки его внедрения, платить особо никто не хочет.

Во-вторых, четыре года – это прям небольшой срок. Разработка Starlink началась в 2015 году, тестовые прототипы были запущены в 2018 году, а коммерческая эксплуатация началась в 2021 году. Наше же Бюро 1440 сейчас только запустила вторую группу тестовых спутников, а до запуска хотя бы 6 тысяч спутников, которые сейчас есть у Starlink, пройдет, как нам кажется, куда больше четырех лет. И это если все будет идти по плану, а последние 4 года показали, что планы строить – дело неблагодарное.

Наконец, под вопросом в целом рентабельность всей этой истории. Деньги требуются немалые, а платить адекватные деньги за спутниковый интернет у нас готовы лишь немногие энтузиасты. Чтобы услуга стала массовой (а значит и доступной), требуются не тысячи – сотни тысяч абонентов. И, к сожалению, сегодня такой спрос может обеспечить лишь Минобороны. Но никак ни поезда и самолеты.

А так-то мы всеми руками за. Просто надо как-то аккуратнее, что ли, оценивать сроки и перспективы.
Продолжаем следить за тем, что происходит в Нижнем Новгороде. А происходит забавное – Бюро 1440 объявило о партнерстве с РЖД и Аэрофлотом.
00:05