Доклад "Секреты SEO-аудитов"

от Ольги Зарр

Комментарий от меня:
Секретов в нем конечно нет, но кое-что для большей комплексности аудита взять можно.

Хороший SEO-аудит состоит из следующих этапов:

1. Определить цели аудита: оценка общего состояния сайта, обнаружение проблем или причин падения трафика, поиск точек роста, формирование SEO-стратегии.

2. Узнать исходный контекст сайта: анализируем историю домена и миграций, хостинг и CMS, изменения по вебархиву, данные по GA4 и GSC (или сторонние аналитические сервисы), задаём прямые вопросы клиенту.

3. Провести ручную проверку: открыть сайт в разных браузерах и на телефоне, применить/удалить фильтры, добавить/удалить товар из корзины. Также попробовать отключить JavaScript, использовать функцию «Проверка элемента» в Google Chrome, использовать команду «site: operator».

4. Поиск получения быстрых результатов: посмотреть подсказки в Cora SEO Tool (https:/...p), удалить теги без индекса, удалить или канонизировать дубли страниц, привести в порядок robots.txt, выполнить базовую оптимизацию для страниц с высокими позициями.

5. Анализировать данные Google Search Console:
– Coverage report, Sitemaps report, Removals report, Crawl Stats report (если нет данных файла журнала), URL Inspection tool.
– Manual actions report, Security issues report, HTTPS coverage.
– Performance reports (результаты поиска, Discover, новости Google).
– Experience reports (Page Experience, Core Web Vitals, Mobile Usability reports).
– Links report: indexing status, canonical и пр.
– Enhancements reports, Rich Results Test.
– Раздел Indexing > Pages: большое количество URL с отметкой «Crawled - currently not indexed» или «Discovered - currently not indexed» говорит о взломе или сайте низкого качества.

Совет №1: не делать выводы только по снижению средней позиции (иногда это хороший знак) и падению CTR без падения позиций — это может означать изменение результатов поиска.

Совет №2: данные GSC нужно проверять дважды, используя JetOctopus или SEOcrawl для лучшего понимания.

6. Изучение данных Google Analytics: процент органического трафика, спам/бот/некачественный трафик, другие поисковые системы, вовлечённость пользователей (конверсии, действия) и их атрибуты (страна, регион), техданные (устройство, ОС, браузер).

Совет: при падении трафика в Google сравнить данные с трафиком в Bing, чтобы исключить или подтвердить проблему в Google.

7. Использовать несколько сканеров веб-сайтов: например, Screaming Frog и Sitebulb — это даст более полную картину. Сканирование огромных сайтов проще выполнять через JetOctopus.

8. Использовать дополнительные инструменты: Chrome Web Developer, Detailed SEO, Ahrefs SEO Toolbar, Keywords Everywhere, Link Redirect Trace, ChatGPT, Validator.schema.org, Cora.

9. Проверить рендеринг и индексацию JavaScript: стабильность JS и проверка URL-адреса для просмотра отображаемого HTML. GSC API позволяет выполнить массовую проверку URL — это удобно делать через JetOctopus.

10. Использовать чек-лист технического SEO, чтобы ничего не упустить, но не полагаться на него всецело — огромный аудит на 200 страниц никто не будет изучать. Проще всего воспринимаются формат таблицы-списки проверенных пунктов, Google-документа с объяснением и скриншотами, и видео-аудит с демонстрацией основных проблем.

11. Анализ E-E-A-T, Helpful Content и Google Quality:
– практически все сайты подпадают под YMYL/EEAT.
– наложение дат обновления алгоритма на трафик веб-сайта.
– проверка обратных ссылок и разнообразия факторов (через Cora).

12. Улучшить SEO-аудит с помощью LLMs (ChatGPT, Claude, Gemini): написать введение, улучшить рекомендации, объяснить термины, выполнить анализа данных и т. д.

13. Инструменты, которые упрощают SEO-аудит: Cora SEO Tool, Bing Webmaster Tools, инструменты SEO от Bing (Site Scan, Top Insights), Microsoft Clarity.

Презентация здесь (https:/...t).