Найти в Дзене

Поль Сезанн. Испытания судьбы.


Поль Сезанн всю жизнь боялся своего отца, боялся до оторопи, до немоты. Отец был занят только зарабатыванием денег, и единственному сыну придумал готовый надежный план жизни. Из этого страха Поль поступил на юридический факультет и даже в 40 лет пешком преодолевал десятки километров, чтоб не пропустить семейный ужин.

Он полжизни скрывал от отца свою любовницу и сына. Даже когда Луи-Огюст, вскрыв адресованное сыну письмо, прочитал там слова привета, которые какой-то простодушный приятель передавал «мадам Сезанн», Поль продолжал все отрицать. И лишь тайком слал отчаянные письма Золя, прося разбогатевшего друга ссудить 60 франков своей жене, оставшейся в дешевой марсельской квартире вместе с их заболевшим сыном.

За всю жизнь только одно личное решение Поля оказалось сильнее этой маленькой домашней тирании – непреодолимое желание рисовать.

Ранние работы Сезанна проникнуты черной меланхолией, но его палитра посветлеет, когда он встретит самого важного человека в своей жизни - Камиля Писсарро. Добрый Бог - будет звать его в шутку Поль. Писсарро – тот отец, которого ему не хватало, - спокойный, мудрый, проницательный. Писсарро, иногда захаживающий к друзьям на занятия в школу Сюисса, рассмотрел в нервных и диких эскизах Сезанна задатки настоящего таланта. Он притащил робкого провансальца в «банду Мане» и убедил всех, что этот художник сделает переворот в живописи. Десять лет спустя именно Писсарро будет убеждать друзей-художников позвать Сезанна участвовать в первой выставке импрессионистов, а еще через 30 лет получивший признание и нашедший свой художественный язык уже не молодой Сезанн подпишет одну из выставочных работ «ученик Писсарро».

На встречах молодых художников в кафе Гербуа Сезанн был странным участником: вламывался растрепанный, здоровался, отпускал несколько грубых шуток и усаживался молча слушать беседы о новом искусстве. Когда что-то из сказанного ему не нравилось, шумно вставал и уходил. «Что вы готовите в этом году в Салон?» - спрашивал франт Эдуард Мане. «Горшок с кое-чем», - отрезал Сезанн. Он восхищался радикализмом своих товарищей – молодых художников, а их раздражала его напускная деревенская неотёсанность.

Самые счастливые и яркие моменты жизни Поля остались в детстве, в годах настоящей дружбы, когда он сбегал из дома при малейшей возможности, бродил по лесам и долинам в компании лучших друзей Эмиля Золя и Батистена Байля. Дни напролет, под жарким небом Прованса, они мечтали о славе, о великой и высокой любви, о призвании. Неразлучная троица – блестящие ученики, лучшие в коллеже Бурбон, они знали наизусть Вергилия и взахлеб читали Гюго, ежегодно соперничали между собой в количестве полученных медалей.

Свой первый роман "Исповедь Клода" Эмиль Золя посвятил Полю Сезанну в благодарность за свою добрую юность, дружбу, поэзию и темы для романов, которые в последствии привели его к успеху. А Сезанну тем временем судьба уготовила испытание ущемленным самолюбием. Они как будто поменялись ролями, принимая очередной вызов на пути развития своих талантов. И только бесконечные яблоки, которые Сезанн без устали писал, помогали ему выживать, удерживая в памяти образ того искреннего мальчугана, который протянул ему когда-то на школьном дворе корзинку с яблоками в благодарность за дружескую поддержку.

В 1886 году Эмиль Золя издает свой последний роман «Творчество», главный герой которого, неудавшийся художник Клод Лантье в итоге кончает жизнь самоубийством. Всем было понятно, что прототипом главного героя стал близкий друг писателя - Сезанн. Золя открыто назвал его неудачником, и это стало оскорблением для Поля. Их многолетняя дружба, так ненавистная когда-то его отцу, оборвалась в один день. Больше они никогда не виделись.

Поль вежливо поблагодарил Золя за присланный экземпляр книги. Позже он написал кому-то: "Нельзя требовать от несведущего человека, чтобы он говорил разумные вещи о живописи, но, Боже мой, как можно утверждать, что художник кончает с собой оттого, что написал плохую картину. Если картина не удалась, её швыряют в огонь и начинают новую".

Продолжение следует.
3 минуты